Выход есть

Все статьи

Предприниматели рассказывают о том, что помогает им справиться со стрессом и сохранить бизнес

 

ЛЁГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Основатель калининградского бренда одежды Molinialife Ксения Соломонова – из тех, кто не побоялся начинать бизнес без стартового капитала. Первой инвестицией в Molinialife было пособие на третьего ребёнка в размере 1800 рублей – этого хватило на пошив нескольких льняных платьев по собственному дизайну. Ксения рассказывает, что не сомневалась в необходимости продолжать: «По большому счёту, мне было нечего терять». Тогда она ещё не знала, что бренд быстро раскрутится и завоюет признание: спустя два года после запуска, в 2021 году, компания победила в номинации «Прорыв года» на региональном этапе конкурса «Экспортёр года». К этому времени платья, аксессуары и детская одежда из натуральных тканей были представлены на крупнейших маркетплейсах, включая Etsy и Amazon; география продаж охватывала США, страны Европы и Африки. Однако из-за роста покупательской активности в онлайн-магазинах спрос на продукцию Molinialife превышал предложение – швеи не справлялись с увеличивающимся объёмом заказов.

В прошлом году компания Ксении Соломоновой стала участником проекта «Восток» и грантовой программы «Газель», финансирование потребовалось для запуска второй производственной площадки. В марте этого года швейная фабрика площадью 600 квадратных метров открылась в Гусеве. К команде Molinialife присоединились местные специалисты, кроме этого, бренд заключил соглашение о сотрудничестве с Гусевским политехническим техникумом. Благодаря этому компания в скором времени закроет кадровый вопрос и перейдёт на другую производственную модель. По словам Ксении, теперь каждая швея будет выполнять только определённый вид работ – готовить выкройки или заниматься одной фурнитурой. Это ускорит процесс и положительно скажется на качестве изделий.

– Увеличение производственных мощностей потребовалось не только для развития бренда, но и для запуска нового направления в бизнесе. Наш опыт и современное швейное оборудование, в том числе вышивальное, позволяют предлагать брендам услуги контрактного производства. В индустрии моды аутсорсинг производственных процессов – распространённая практика. Контрактное производство позволит нашим заказчикам держать фокус на разработке и продаже своего продукта, а нам – обеспечить предприятие работой и прибыльностью, – говорит основатель Molinialife.

В отличие от многих коллег по легпрому Ксения не склонна поддаваться панике, какими бы ни были обстоятельства. Когда в один день российские компании потеряли доступ к международным онлайн-площадкам, Соломоновой удалось сохранить оптимизм.

– Я убеждена в том, что самый верный способ справиться с трудностями – просто продолжать работать. В отличие от прошлого кризиса сейчас мы не можем экспортировать изделия – на том же Etsy у российского бизнеса нет доступа даже к аккаунту. Но остаются другие площадки: «Ярмарка мастеров», Wildberries, Ozon, социальные сети. Это означает, что остаются и возможности для развития, – подчёркивает Ксения.

В ближайших планах компании – увеличить размерный ряд, запустить линейку мужской одежды и одежды для мальчиков. Ещё одну возможность для развития Соломонова видит в открытии бутика Molinialife на побережье.

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Об открытии садового центра Денис Грузинцев впервые задумался около четырёх лет назад, когда переехал в Калининградскую область из Москвы и занялся озеленением придомового участка. Самого себя Денис называет «садоводом со стажем»: живя долгое время за городом, хорошо изучил ассортимент столичных садовых центров, научился посадке плодовых деревьев и кустарников и посетил нe один питомник декоративных растений. Предприниматель вспоминает, что впервые оказавшись в Калининграде, был разочарован предложением местных магазинов: выбор растений для открытого грунта намного скромнее, чем в Москве, большая часть посадочного материала – импортная.

– В Калининград я влюбился с первого взгляда, поэтому сомнений насчёт переезда не было – без раздумий оставил высокооплачиваемую работу и бизнес. Я окончил факультет журналистики МГУ, последние десять лет занимался маркетингом, участвовал в запуске и в дальнейшем продвижении новых спутниковых телеканалов. Здесь индустрия развита меньше; я понимал, что придётся сменить сферу деятельности. О том, что новый бизнес может быть связан с давним хобби, задумался, когда не смог найти в садовых центрах ничего из того, к чему привык – ни качественных семян, ни удобрений, – рассказывает Денис Грузинцев. – Ещё одним и, к сожалению, неприятным открытием стало посещение Калининградского ботанического сада. Экспозиция сада включает интересные растения, но здесь практически не проводятся мероприятия, поэтому посетителей очень мало. Да и сам сад развивается слабо, в основном поддерживается его нынешнее состояние.

В качестве примера, как могут работать современные дендрарии, Денис Грузинцев приводит московский «Аптекарский огород», основанный Петром Первым ещё в 1706 году. Сегодня «огород» – не столько оранжерейный комплекс, сколько самостоятельное и модное городское пространство.

– Глобальная цель нашей команды – реализовать подобный проект в Калининградской области. Мы хотим создать современный ботанический сад площадью 50-70 гектаров с богатой коллекцией растений, который при этом приносил бы доход. «Аптекарский огород» зарабатывает не только на входных билетах в оранжерею, там регулярно проходят выставки, фестивали, концерты и другие мероприятия. Это позволяет развиваться, пополнять коллекцию. Мы планируем работать по такой же модели, – говорит Грузинцев.

По его расчётам, на реализацию амбициозного проекта потребуется очень много времени. Поэтому начать команда Грузинцева решила с менее масштабных проектов, которые в перспективе органично дополнят ботанический сад. В этом мае садовому центру König’s garden, расположенному в посёлке Клинцовка по дороге на Зеленоградск, исполняется год.

– Если бы мы сразу взялись за большой проект, вероятнее всего, нас бы ждал провал. Калининградская область не похожа на другие российские регионы: непростая логистика, иное потребительское поведение. Местному бизнесу необходимо учитывать эту специфику и ментальность. За этот год, сколько работает König’s garden, мы приобрели колоссальный опыт. Узнали, какие логистические цепочки возможны, изучили спрос, наладили партнёрские отношения с поставщиками. Пригодился и личный опыт – большинство российских питомников я знаю с позиции клиента, продукцию других видел на сельскохозяйственных выставках. Сегодня со многими поставщиками работаем напрямую. Они охотно идут навстречу, поскольку самостоятельно отгружать продукцию сюда слишком сложно, – объясняет Грузинцев. – Что касается реакции рынка, приведу один пример. В декабре прошлого года мы привезли партию премиальных семян, рассчитывая реализовать её до конца этого лета. В итоге уже 10 января всё было раскуплено.

Ассортимент König’s garden продолжает обновляться и уже превышает 200 видов растений, в том числе собственного производства. Несмотря на значительное удорожание логистики и упаковки, на многие позиции цены в König’s garden принципиально не поднимают.

– Я считаю неправильным повышать цены на недорогие и необходимые в садоводстве товары, которые, как правило,  приобретают люди с низкой платёжеспособностью. Некоторые удобрения и семена мы продаём без наценки, чтобы у пенсионеров была возможность продолжать заниматься садом и огородом. Развитие зелёного сектора для нас гораздо важнее, чем заработать миллионы, – говорит Денис.

В настоящее время команда проекта ищет площадку для будущего ботанического сада и новых теплиц. Рыночная стоимость земельных участков в Зеленоградском районе начинается от 250 миллионов рублей. Другие локации не рассматривают – для того, чтобы бизнес был успешным, потребуются стабильный туристический трафик и хорошее транспортное сообщение. Проект ботанического сада уже презентовали в Минсельхозе, Центре компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и в Минкульте – он получил позитивный отклик, но реальной помощи пока нет.

– Конечно, мы бы хотели, чтобы нам выделили подходящий земельный участок. Без учёта земли первоначальные инвестиции составят порядка 150 миллионов – сумма не космическая. Мы готовы реализовать проект и своими силами, но без участия властей и бизнеса это будет игрой в одни ворота, уйдут многие годы, – подчёркивает Грузинцев. – Хочется, чтобы идея нашла поддержку – это важно для будущего всей Калининградской области.

Сейчас под брендом König’s garden также продаются наборы для выращивания микрозелени в домашних условиях. Планируется выпуск линейки варенья и мёда. Ещё один проект команды Грузинцева – König’s Candle.

– Мы изготавливаем натуральные свечи из соевого воска и стильные аромадиффузоры, дизайн которых вдохновлён стеклянными бутылочками времён Кёнигсберга. Проект существует меньше полугода, но даже за такой короткий срок ему удалось доказать жизнеспособность, продажи уверенно растут. Шоурум и мастерская König’s Candle находится в Астрономическом бастионе – это достаточно популярная туристическая локация и один из факторов нашего успеха, – продолжает Денис. – Приятно, что свечи и диффузоры востребованы не только у гостей города – местным жителям нравится то, что они сделаны в Калининграде. Импортная составляющая лишь одна – стеклянная упаковка. Возможности российских стекольных заводов пока не позволяют изготавливать парфюмерные флаконы или баночки для свечей. Но я полагаю, что под влиянием геополитической ситуации производство получит новый виток развития, и в скором времени импортозамещение станет возможным.

СТОМАТОЛОГИЯ

Два месяца назад руководство имплантологического центра Novaproff приняло решение об открытии филиала. К этому времени клиника на улице Озёрной работала больше года: команда Novaproff чувствовала уверенность в собственных силах и смело ставила перед собой новые цели. Начало кризиса могло нарушить планы, но команда клиники не стала сворачивать проект.

– Когда всё началось, мы находились на очередном витке развития. Работа над открытием филиала Novaproff на улице Корабельной только началась: нужно было делать ремонт, закупать современное оборудование. Параллельно велись переговоры о сотрудничестве с новыми, высококлассными специалистами. Мы не могли остановиться на полпути из-за страха, – рассказывает главный врач Novaproff, ортопед, имплантолог Андрей Новиков. – Высокое качество услуг остаётся нашим главным приоритетом, поэтому мы не стали искать аналоги материалам, инструментам и оборудованию, которые используем в работе. Стараемся максимально сдерживать прайс, благодаря запасу материалов, решили зафиксировать стоимость некоторых услуг.

По словам Андрея Новикова, объём лечебных и эстетических услуг центра не сократился. Напротив, в первые недели команда клиники столкнулась с ажиотажным спросом. Непредсказуемость побудила многих пациентов сразу оплачивать лечение, говорит главный врач Novaproff:

– С началом кризиса нагрузка существенно увеличилась. Пациенты были напуганы неопределённостью, спрашивали, что будет завтра? Подорожают ли стоматологические услуги? Останутся ли материалы, в качестве которых они уверены? Чтобы удовлетворить выросший спрос, пришлось сильно постараться. Команда выложилась на все сто процентов: работали сверхурочно, консультировали пациентов в любое время. Конечно, было заметно, что сотрудники устали, но никакого сопротивления не было. Все закатали рукава и смело бросились в бой. Каждый из нас понимал – нельзя подвести людей, которые доверили нам своё здоровье.

По данным журнала Forbes16+, из-за зависимости российской стоматологии от импорта некоторые частные клиники ещё в начале марта были вынуждены поднять прайс на 10-15%. Проблемы с логистикой и изменение курса валют также привели к спекуляциям на рынке. Поставщики искусственно повышали цены и не выпускали продукцию в продажу, создавая ажиотаж, а конкуренты – скупали все расходные материалы в наличии.    
 
– Последние два месяца мы наблюдаем истерику не только у пациентов, но и у бизнеса. Многие стоматологические организации закупали впрок всё, что только можно было купить, опустошая склады и доставляя дискомфорт другим компаниям. Что касается отношений с поставщиками, мы работали и продолжаем работать с надёжными контрагентами. Но и они не могут повлиять на логистику: заказы идут месяцами, никто не понимает, где находится товар, застрял ли он на границе и будет ли вообще доставлен. Надеемся, что вопрос с перебоями в поставках решится в ближайшее время, – подчёркивает Андрей Новиков. – Ещё одной проблемой стало закрытие социальных сетей. Бизнес потерял доступ к раскрученным аккаунтам, лишился возможности рекламировать услуги. Но даже это не выбило почву у нас из-под ног: быстро перестроились и вернулись к офлайн-рекламе на билбордах, флаерах и в печатных изданиях. Я убеждён в том, что дорогу осилит идущий, и пока команда находит силы идти вперёд, не сомневаюсь, что мы преодолеем и этот, и любой другой кризис. Главное, чтобы запал не иссяк (улыбается).