Болевые точки ритейла

Все статьи

 

Всероссийский форум «Дни ритейла на Балтике» собрал предпринимателей 18 и 19 августа в Светлогорске.

В организованном Минпромторгом России мероприятии участвовали федеральные и региональные ритейлеры, поставщики потребительской продукции, эксперты рынка и представители власти. В пленарном заседании «Российский потребительский рынок в условиях неопределённости» участвовал статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.

Олег Пономарёв

– Онлайн-ритейл сегодня – основная движущая сила торговли. Причём не только товаров потребительского рынка, но и тех, которые реализуются в сегментах B2B* и даже B2G**. Сейчас традиционный ритейл переходит в онлайн-режим, так как это одно из самых перспективных направлений, – рассказал Виктор Евтухов. Он отметил также, что пандемия оказалась мощнейшим драйвером развития онлайн-торговли. По его словам, в развитии онлайн-сервисов Россия даёт фору другим государствам.

Объём рынка интернет-торговли в России в ближайшие три-пять лет вырастет в три раза, – заявил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов. По данным АКИТ, за последние несколько лет рост электронной торговли значительно ускорился. В частности, в первом полугодии 2022 года объём интернет-торговли составил 2,3 трлн рублей, увеличившись на 43% в годовом выражении. Если тенденция продолжится, в 2022 году показатель обновит исторический максимум и составит 4,6 трлн рублей.

Директор по работе с ритейлом исследовательской компании «NielsenIQ Россия» Константин Локтев представил презентацию «Потребительские тренды в ритейле». Он проанализировал динамику продаж в Калининграде, Москве и Санкт-Петербурге и ответил на вопрос, почему Северо-Запад чувствует себя хуже остальных регионов.

– Мы долго находились в отрицательных значениях, но в последнее время произошёл положительный рост цен, так как средняя цена за упаковку начала замедляться. У нас есть два региона, где наибольшая динамика продаж – это Юг и Урал. Центр стагнирует, а Северо-Запад всё ещё в минусе на 2%, – утверждает Локтев.   

Олег Красневский

Индекс покупательского оптимизма, демонстрирующий то, как люди оценивают собственные экономические перспективы, вырос во втором квартале на девять пунктов, теперь он составляет 90 пунктов из 200 максимальных. 90 пунктов – «территория пессимизма», оптимистичным являются значения выше 100. Индекс оптимизма состоит из исследования того, насколько люди уверены в перспективах собственного трудоустройства и в личном материальном положении. На данный момент 82% покупателей продолжают находиться в режиме экономии.

Заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков говорил о развитии потребительского рынка. По его словам, весомая роль торговли в экономике Калининградской области увеличивается. За два года её доля в ВРП подросла почти на 2%, составив по предварительным итогам 2021 года 12,2%.

Кусков отметил, что на торговлю приходится почти треть официально зарегистрированных в Калининградской области организаций (28,2%) и ещё больше от общего числа индивидуальных предпринимателей (38,5%). Текущее состояние потребительского рынка зампред правительства назвал «устойчивым».

– Вводимые санкционные ограничения, изменения условий доставки товаров не могут не отразиться на состоянии сферы торговли. Например, в текущем году Калининградская область уже сталкивались с «бумом» на стройматериалы, с проблемами с цементом. Наша задача – предупреждать такие ситуации, – сказал Кусков.

Генеральный директор «SPAR-Калининград» Олег Пономарёв  говорил о готовности компании к влиянию санкций, когда с полок ушли товары из Польши, Голландии, Германии, Литвы. «SPAR-Калининград» переориентировался на российского производителя. По словам Пономарёва, эта тенденция не новая, компания повышает долю местной продукции с 2014 года.

– Европейские поставщики самостоятельно перестали отгружать нам товар, прислав вежливые письма со словами, что они не могут продолжать работу. Мы срочно стали искать замену. Освободившиеся ниши пытаются занять производители из Испании, Италии, Сербии, Македонии. Но у стран Южной Европы выросла стоимость перевозки, — рассказал Пономарёв. – Помню, раньше в Калининграде 60% молочки было из Литвы и Польши, казалось – без них не выжить. А сегодня местной продукцией с добавлением федеральных брендов мы полностью закрываем потребности покупателей.

Директор группы компаний «Виктория» Олег Красневский заявил, что в случае полного прекращения зарубежных поставок страхового запаса социальных товаров хватит для бесперебойной работы магазинов сети на протяжении трёх месяцев.

– Единственная проблема – санкционные товары. Креветки, икру и рыбу приходится возить контейнерами. Так как мы идём морскими путями, хотелось бы, чтобы количество паромов выросло. Потому что пока даже на такие виды продуктов мы стоим в очереди около 20 дней. Доставка фурой займёт вообще 1,5 месяца, – утверждает Красневский.

Директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Екатерина Приезжева сообщила, что в первом полугодии 2023 года существенно расширится перечень маркированных товаров лёгкой промышленности и продукции других отраслей. Маркировка станет одним из условий работы с маркетплейсами.

Ещё одним событием форума стало вручение российского «Знака качества». Его получили десять предприятий из разных регионов. В числе награждённых были три представителя Калининградской области. Теперь «Знак качества» есть у детского яблочного пюре и детского овощного пюре из цветной капусты компании «ХИПП», у крабового мяса и крабовых палочек торговой марки «VICI Приорити» завода «Вичюняй-Русь» и у мясных консервов из тушёной свинины компании «БАРС».