Рабочий орган

Все статьи

 

Йоанн Вексо с победителем конкурса органистов Марией Короновой

В сентябре в Кафедральном соборе завершился XIII Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. «Королевские ворота» пообщались с председателем жюри Йоанном Вексо, расспросили о чувствах, которые он испытал, наблюдая пожар в Нотр-Дам-де-Пари и его отношениях с религией

Несмотря на все препоны и текущую политическую ситуацию, конкурс сохранил международный статус. В этом году его этапы состоялись в Москве, Нью-Хейвене (США), Пекине (Китай) и Гамбурге (Германия), а участники приехали из Франции, Канады, Китая, ЮАР и Кореи. Члены жюри также прибыли из разных уголков света: мастерство органистов-конкурсантов оценивали профессионалы и виртуозы из Австрии, Германии, Италии, Нидерландов и других стран.

Председателем жюри финального этапа, прошедшего в калининградском Кафедральном соборе, стал Йоанн Вексо – француз, профессор органа в Консерватории и Высшей музыкальной академии Страсбурга, органист Кафедрального собора Нанси, а также органист хорового органа в соборе Нотр-Дам-де-Пари.

Его карьерный путь предопределила родительская коллекция пластинок, а также походы в Кафедральный собор родного Нанси.

– Какие там были пластинки, я уже и не вспомню, это было так давно. Но сколько я себя помню, я всегда мечтал играть на этом инструменте, – рассказывает Вексо.
В возрасте двадцати пяти лет председатель жюри прошёл один из самых серьёзных конкурсов в своей карьере.

– Я увидел объявление об открытии вакансии в Нотр-Дам-де-Пари под самый конец моей учёбы в Париже. Собор устроил нечто вроде конкурса: участвовали около двадцати человек, и я был среди них. Это было довольно похоже на то, что проходит здесь сейчас, – говорит музыкант.

Для любого французского органиста это венец карьеры и самая желанная работа. В Нотр-Дам-де-Пари Йоанн Вексо проработал почти десять лет начиная с 2009 года. Когда в апреле 2019 года в Соборе сработала пожарная сигнализация, Йоанн как раз находился на рабочем месте: он доиграл псалом, священник начал читать Евангелие.

– Как будто наблюдаешь за тем, как горит твой собственный дом. Это было невыносимо, – описывает музыкант свои ощущения от знаменитого пожара. Повезло, что орган Собора пострадал не критично и может быть восстановлен – настоящее чудо.

Слева направо: И. Крюкова, А. Глухова, С. Хэ, М. Коронова, Ж. Нувель-Алу, Е. Малева

Лауреаты и дипломанты XIII Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева:
Первая премия, денежный приз и звание лауреата – Мария Коронова, Россия
Вторая премия, денежный приз и звание лауреата – Сяофэн Хэ, Китай
Третья премия, денежный приз и звание лауреата – Жан Нувель-Алу, Франция
Диплом, денежный приз и звание дипломанта – Аида Глухова, Россия
Диплом, денежный приз и звание дипломанта – Елена Малева, Россия
Специальная премия за лучшую интерпретацию музыки Микаэла Таривердиева, денежный приз – Мария Коронова, Россия
Специальная премия Георгия Бооса «Надежда Отечества», денежный приз – Ирина Крюкова, Россия

На протяжении многих лет в Нотр-Дам-де-Пари Йоанн Вексо озвучивал религиозные церемонии и участвовал в богослужениях. По его словам, для этого необходимо понимать, как устроены мессы.

– В отличие от России, во Франции органист в большинстве случаев играет для церкви, – говорит Йоанн.

Но является ли он сам религиозным человеком? На этот вопрос он отвечает отрицательно.

– Нет, я не религиозен. Тут важно понимать, как всё работает, и это требует времени, – объясняет органист. – Необходимо знать, из каких частей состоит та или иная церемония и какие музыкальные произведения звучат уместно в контексте той или иной части.

В Калининграде Йоханн Вексо уже не в первый раз: в 2021 году он выступал в Кафедральном соборе, исполнял пьесы немецких и французских композиторов: Баха, Моцарта, Франка, Вьерна, Мессиана, Дюруфле. Включил бы он самый крупный орган России в пятёрку лучших инструментов, на которых ему доводилось играть?
– Это немного не так работает, – говорит Вексо. – Нельзя так сравнивать: этот лучше или тот – каждый очень сильно отличается, у каждого свой неповторимый стиль. Но я точно могу сказать, что у вас самый интересный и самый красивый из органов России и среди европейских он также выделяется. Играть на нём очень приятно. Само пространство и акустика собора тоже играют большую роль.

Йоанн Вексо за органом Кафедрального собора

В рамках XIII Международного конкурса органистов Йоанн Вексо вновь сел за орган Кафедрального собора для того, чтобы на церемонии открытия исполнить произведения Раке, Шарпантье, Вьерна, Латри и других композиторов, писавших для парижских соборов.

– За каждым выступлением стоят многие часы репетиций, подготовки и разучивания произведений. Один час концерта предваряют от 50 до 80 часов репетиций. Я приехал в Калининград во второй половине дня в пятницу, 1 сентября, и перед своим выступлением в воскресение, 3 сентября, провёл за этим органом много часов, – говорит Йоанн Вексо. – Этого нельзя избежать, даже если уже знаком с инструментом. В этом и заключается моя работа.

Алексей Алеев
Фото предоставлены организаторами конкурса