Пекинский тур и путь органиста

Все статьи

 

С 3 по 8 сентября в Калининграде  пройдёт  13-й Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева6+. «Королевские ворота» поговорили с организатором конкурса, художественным руководителем Кафедрального собора Верой Таривердиевой о программе 2023 года

 

Erid: LdtCKTXYD

– Почему органная музыка продолжает будоражить людей и вызывать у них интерес? Что есть в звучании этого инструмента такого, что приводит слушателей в Кафедральный собор и другие залы?

– Как говорится, есть вещи приходящие и уходящие, а есть вечные. Всё, что связано с органом, – вечно. 2023-й или уже 2028 год на дворе –неважно, органная музыка будет востребована всегда, как и великие композиторы: Бах, Чайковский, Бетховен, Моцарт.

– Как вы считаете, играет ли роль то, что это один из древнейших инструментов и работает ли в его отношении генетическая память – тот факт, что люди слушают орган на протяжении многих веков?

– Да, безусловно.

– Уже 24 года существует Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, в Калининграде он пройдёт в тринадцатый раз. Чем вы объясняете долговечность конкурса органистов, да ещё и не в столицах, а в Калининграде?

– А что значит долговечный? Конкурс органистов стартовал в 1999 году, а сейчас всего лишь 2023-й. Например, Конкурс Чайковского существует с пятидесятых годов прошлого века и не считается долгожителем. Так и мы ещё молоды. Я придумала проводить конкурс в Калининграде потому, что, во-первых, не всё же должно проходить в Москве или Санкт-Петербурге. Во-вторых, Калининград – общепризнанная органная столица России, ведь у нас самый крупный органный комплекс в стране. А ещё, когда мы только начинали, Калининград был таким «окном в Европу», что тоже стало важным для международных перспектив конкурса. 

– География конкурса охватывает три континента. Возникли какие-то сложности в организации в этом году? Насколько мне известно, Гамбург и Нью-Хейвен отказались проводить очные отборочные туры, они состоялись в формате онлайн. Как это сказалось на проведении конкурса?

– Да, в этом году первые туры прошли онлайн, а не вживую, но проблем не возникло. Участники, конечно, изменились – почти нет никого из Европы и Америки, в конкурсе участвуют по одному человеку из этих стран, остальные представляют Китай, Южную Корею и Южную Африку, ну и Россию, конечно.

– Как удаётся поддерживать международный статус конкурса в современных условиях?

– Политическая ситуация, конечно, оказала очень сильное влияние на конкурс. Но мы находим решения. Например, впервые на участие был заявлен Пекин, где прошёл отборочный тур. Благодаря этому мы имеем достаточное количество участников.

– Что входит в концертную часть фестиваля «Орган+»6+ в этом году?

– Фестиваль «Орган+» возник в рамках международного конкурса органистов. Он  существует с 2012 года, в 2023-м  уже в пятый раз мы открываем фестиваль «Выставкой одной картины» из Государственной Третьяковской галереи, в этом году посетители Кафедрального собора могли видеть «Портрет Модеста Петровича Мусоргского» кисти Ильи Ефимовича Репина. На открытии конкурса органистов будет замечательная программа, представленная председателем жюри. Известный французский органист Йоанн Вексо и известный тенор Дамиен Ривьере выступят с программой, посвящённой музыке парижских соборов. Также традиционно в рамках фестиваля 6 сентября пройдёт концерт у Фридрихсбургских ворот, где выступят лауреаты международных конкурсов Ольга Дзусова и заслуженный артист России Алексей Гориболь.

– Тематика конкурса не изменилась? Кроме произведений Микаэла Таривердиева, есть ли обязательные авторы?

– Конечно, есть. Почему конкурс пользуется такой популярностью? Потому что ведущий репертуар органной музыки включён в программу. Произведения Микаэла Таривердиева, безусловно, присутствуют в списке обязательных, но он не единственный. На первом туре, например, в программе Бах, на выбор одна из прелюдий Д. Букстехуде, Н. Брунса, В. Любека или Г. Бёма, а также одно из произведений французского композитора – Ж. Алена или О. Мессиана.

– Поговорим об участниках. Что им даёт конкурс, какие главные критерии отбора?

– В процессе подготовки и участия органисты получают опыт концертного выступления и мощное артистическое продвижение. Конкурс даёт серьёзные денежные призы. Специальные премии представляют собой сольные концерты в разных городах. Раньше они были международными, сейчас остались только премии в виде выступлений в России. Главными критериями для подачи заявки являются согласие с условиями конкурса и возрастной ценз.

– Кстати, о последнем. В условиях учитывается возраст – органисты, родившиеся не ранее 1 января 1983 года. Почему?

– У нас слишком сложная программа. Участие возможно только для тех, кто уже учится в консерватории либо уже окончил, а установленное возрастное ограничение позволяет собирать сравнительно молодых органистов.

– Есть ли такое, что классика уходит на второй план? Удастся ли сохранить популярность органа и органистов?

– Для тех, кто участвует в Международном конкурсе органистов, классика – это их жизнь. Поэтому на второй план она никогда не уйдёт. Органисты – это люди, которые выбрали путь классической музыки.

– В интервью «Королевским воротам» в 2021 году вы сказали, что местная аудитория очень ограничена. Повторили бы эту фразу сейчас?

– Кафедральный собор постоянно работает с калининградской публикой и прилагает всевозможные усилия, чтобы привлечь её. Исходя из моего наблюдения, в последние два года процент местной аудитории увеличился. Очень хочется, чтобы калининградцы приходили на конкурс и на фестиваль «Орган+».

 

Мария Кольчик

Фотографии предоставлены пресс-службой Кафедрального собора

Реклама. КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ГАУ КО