На драйве

Все статьи

 

Знакомство

Денис Грачёв увлёкся мотоспортом больше 15 лет назад. К настоящему времени он проехал на мотоцикле тысячи километров по дорогам Азии, Америки, Европы, запустил обучение в Калининграде и на Бали, написал книгу и почти упаковал франшизу

— Денис, эту зиму вы проводите на Бали. Чем занимаетесь?
— В феврале мы рассчитывали сделать здесь большой экстремальный тур, прилетели с командой заранее. Было много желающих, хотевших покататься с нами на мотоцик­лах, но, к сожалению, из-за пандемии ничего не вышло. Вы наверняка слышали, что для всех, кто прилетает на Бали, в декабре ввели обязательный карантин. Во-первых, это очень дорого, во-вторых — долго. Никто не готов провести десять дней, сидя взаперти в отеле. У большинства отпуск длится две, максимум три недели — из-за такого длинного карантина поездка теряет смысл. Тех, кто обычно прилетает на Бали на зимовку, в этом году очень мало. Поэтому мы просто работаем дистанционно, с видом на океан. Готовимся к сезону, придумываем мероприятия для нового проекта — бизнес-сообщества «ПроАктивность».

— Как вы нашли себя в экстремальном спорте?
— Иногда с тобой происходят какие-то вещи, но ты не можешь объяснить, почему всё именно так, а не иначе. Просто увидел и понял, что хочешь стать частью этого, а попробовав, нашёл в этом себя. Понимание, что стантрайдинг — это то, чем я хочу заниматься, случилось, когда я впервые увидел трюки на мотоциклах.

— По телевизору увидели?
— Нет. Мне было, наверное, лет двенадцать, когда мы с друзьями гуляли во дворе, и ребята постарше залетели туда на спортивных мотоцик­лах. Помню, как все побежали к этим красивым, громким мотоциклам. Я чуть в обморок не свалился от того, насколько это было круто (улыбается). Позже ребята подарили нам DVD-диски с записью трюков американских спортсменов. Мне захотелось научиться делать так же, стать таким же крутым. До этого подобные эмоции я испытывал, когда дед брал меня на рыбалку, — мы ехали на мопеде, нас провожали восторженные взгляды соседских детей. Думаю, не зря говорят, что многие интересы и привычки формируются в детстве. Эмоции от поездок на мопеде и от увиденных трюков оказались настолько сильными, что, сев за мотоцикл в сознательном возрасте, понял, что не ошибся. Ощущения оказались точно такими же, как я себе представлял.

— Когда вы стали зарабатывать на трюках?
— Первые, назовём их модным словом, продюсеры, появились в 2010 году, когда мне было семнадцать. Тогда же появились первые гонорары и мотивация не только совершенствовать навыки, но и заниматься продвижением личного бренда.

— Насколько это направление было развито в Калининграде? Спрос на выступления стантрайдеров был?
— Как такового спроса не было; в городе не хватало информации о подобных активностях. Если говорить на языке маркетинга, мы сами создавали рынок. Придумывали необычные предложения, чтобы заинтересовать спонсоров, — хотелось не просто клеить на мотоцикл наклейку с логотипом бренда, а делать свой, интересный продукт. Так появились экстремальные шоу-программы, рекламные интеграции с большими брендами.

— Вы говорите о Subaru?
— Да, в том числе. Первой крупной компанией, с которой мы начали сотрудничать, была калининградская Baltmotors. Затем стали работать с «МотоМир» — это одно из направлений бизнеса «Планеты Спорт». Мне было восемнадцать, когда я показывал руководителям этих и других компаний презентацию, рассказывал о своём бизнес-плане и слышал: «Ты не только прикольно катаешься, но и в маркетинге начинаешь понимать». Оглядываясь назад, понимаю, что это, конечно, круто, когда в тебя в столь юном возрасте верят довольно серьёзные бренды. Впоследствии мы делали совместные проекты с Tele2 и Сбером, выступали на крупном мероприятии Торгово-промышленной палаты.

— С бизнес-планом кто-то помогал или сами его написали?
— В основном, конечно, сам. Спрашивал самого себя, к чему хочу идти. Руководители компаний, с которыми мы работали, их маркетологи и менеджеры периодически подсказывали что-то, но информации всё равно не хватало. Сейчас понимаю, что если бы тогда у меня был мощный наставник, можно было бы сделать всё гораздо быстрее, эффективнее и масштабнее. Наверное, поэтому сейчас я начал заниматься бизнес-сообществом. Чтобы обмениваться информацией, узнавать о классных проектах и людях.

— Уже тогда целью было открытие мотошколы?
— Нет. К сожалению, тогда не было настолько глобальных целей. Просто создали команду, стали что-то делать по фану. Со временем о нас узнали за пределами Калининградской области: мы начали сотрудничать с московскими и международными компаниями, посещать крупнейшие мотоциклетные выставки в Германии, Италии и других странах, получали кайф.

— Что было дальше?
— Вокруг нашей команды выросло комьюнити. Это натолкнуло на мысль о том, что необходимо делиться знаниями и навыками. В 2015 году запустили проект «Школы безопасного вождения». Началась другая ветвь развития: я понимал, что если продолжу кататься, стантрайдинг не позволит в полной мере сосредоточиться на проекте, и ушёл из профессионального спорта. Наш проект помог объединить большое число разных людей. Мы все занимаемся экстримом, а экстрим — отличный инструмент, чтобы быстро понять, какой человек перед тобой. Это своего рода проверка: как человек поведёт себя в непростой ситуации, будет ли комфортно с ним путешествовать, получится ли развиваться вместе. Экстрим помогает найти близких по духу и отсечь тех, с кем интересы не сходятся. За то время, что мы работаем, немало примеров, когда наши ученики становились партнёрами, начинали инвестировать в интересные проекты и создавать собственные.

Знакомство

Денис Грачёв 28 года

Стантрайдингом — мотоциклетным спортом, для которого характерно исполнение трюков, — увлёкся 15 лет назад

Будучи профессиональным стантрайдером, участвовал более чем в 500 шоу-программах в России и за рубежом. В числе клиентов: Subaru, Motul, Metro, «Автотор», «Сбербанк», Tele2 и другие бренды

С 2012 года сотрудничает с известным американским производителем защитной одежды для гонок на мотоциклах и других спортивных состязаний AGVSPORT

В 2015 году создал проект «Школа безопасного вождения мотоцикла» на базе автошколы «Елена». В числе друзей и партнёров школы — руководитель группы компаний «Запад39» Илья Васильев и руководитель картинг-центра Extreme Евгений Новик. Идейный вдохновитель проекта — Даниил Кельманский, инструкторы и консультанты — Павел Осадчий и Вадим Сироткин

В 2018 году написал книгу “Драйв«16+, где, в частности, сформулировал принципы молодого поколения предпринимателей. Грачёв называет их «бизнес-панками» (см. «Авантюризм и семейные ценности» в номере «Королевских ворот»16+ за январь 2021 года)
Последние несколько лет регулярно организует экстремальные туры по Индонезии и ЮАР

В 2021 году вместе с предпринимателем Олегом Алфёровым основал бизнес-сообщество «ПроАктивность»

— Не скучаете по спорту?
— Нет. Это было классное время и опыт. Но я рад, что смог перевернуть эту страницу, потому что была сильная зависимость от адреналина.
— Сколько инвестиций потребовалось на запуск?
— Не хотелось бы называть сумму, чтобы не создавать конкурентов. Начинали с малого. В наш проект поверили многие люди, в будущем ставшие хорошими друзьями и партнёрами школы. Например, Илья Васильев — в переломный момент он помог нам, предоставив площадку. Не знаю, как это происходит, но нам действительно повезло с теми, кто всё это время поддерживал нас, давал ценные советы.

— Уточню про инвестиции: это были собственные средства или заёмные?
— Заём был единственный — я одолжил несколько тысяч долларов у своего отца и довольно быстро их вернул. Сейчас у нас есть несколько партнёров, которые инвестируют в наши проекты, связанные с мототуризмом. Инвестиции в основной бизнес со стороны мы ещё не привлекали. Пока на то, чтобы развиваться, хватает собственных средств.

— Первыми клиентами стали те, кто был знаком с вами благодаря стантрайдингу?
— Многие из них видели наши нашумевшие трюки и выступ­ления, но сами прежде мотоциклетным спортом не занимались. Они пришли получить удовольствие, потому что мотоциклы создавались для этого, а ни в коем случае не для риска.

— Я не раз слышала, что мотоцикл — это дорого.
— Смотря о чём речь. Купить дешёвый мотоцикл, приехать на площадку и сделать пару фотографий для инстаграма — наверное, недорого. Заниматься мотоспортом профессионально — да, дорого. И бесполезно. Вложения в него никогда не окупятся, потому что в России мотоспорт не в приоритете. Соответственно, каждый занимается им в личных целях. Кто-то получает энергию и удовольствие, кто-то хочет попасть в тусовку, кто-то — пропиарить таким образом свой бизнес. Поэтому наша первостепенная задача — понять, с каким запросом пришёл человек, а иногда этот запрос вместе с ним сформулировать. Поэтому одни приходят к нам раз в месяц, другие — тренируются два-три раза в неделю. Например, если готовятся участвовать в мототуре.

— Считали, сколько было учеников?
— Нет, не считал.

— Почему?
— Для нас главный показатель — то, что все остались живы и здоровы. Любой спорт, особенно экстремальный, сопряжён с травмами. Их не избежать. Отличие мотоциклов в том, что они оказываются серьёзным эмоциональным провокатором. Как только у человека начинает что-то получаться, ему кажется, что всё, он уже вырос, всему научился и стал гонщиком. Я называю это «эффектом супергероя». Он опасен, потому что человек в такие моменты теряет концентрацию и серьёзно рискует, совершая манёвры. Я уделяю этому аспекту большое внимание на своих лекциях, постоянно напоминаю о важности осознанного отношения к мотоциклу.

— Я видела ваш «смертельный» — по крайней мере, так его назвали в медиа — трюк на крыше Дома Советов в 2015 году. Проект школы уже был запущен?
— Да, проект существовал. Трюк, правда, не был смертельным, мы хорошо подготовились. Но внимание СМИ он привлёк, это правда.

— Мне показалось, что он сработал как крючок в маркетинге, — о вас узнали, потом, наверное, и о проекте. На это был расчёт?
— Нет, нам просто хотелось повеселиться. Задумывая что-либо, мы сначала думаем об эмоциях, которые получим, и только потом, в пятую или шестую очередь, о том, какую пользу это принесёт бизнесу.

Знакомство

Команда мотошколы Дениса Грачёва

— Когда вы начали кататься на Бали?
— В какой-то момент появилось много желающих путешествовать с нашей компанией, и мы решили организовывать экстрим-туры. С 2017 года и до пандемии проводили три-четыре программы в год, в основном в Индонезии, Камбодже, Вьетнаме. Такие туры вызывают у участников вау-эффект, служат перезагрузкой. Возвращаясь, многие меняют ценности и приоритеты. С ноября по март мы обычно находились на Бали, здесь у нас есть мотоциклы и экипировка, чтобы тренироваться.

— Недавно вы опубликовали пост, в котором рассказали, что почти упаковали франшизу.
— Если не брать Москву и Петербург, в России много городов, где нет качественного обучения управлению мотоциклом. Мы видим в этом возможности. Интересно найти партнёров, разделяющих наши ценности, и запустить с ними проект в Воронеже или, например, в Тольятти. Находимся на финальной стадии упаковки франшизы, и, думаю, весной полноценно её представим.

— А как решили написать книгу?
— Я прилетел во Флориду на переговоры с потенциальным партнёром. Партнёрство совершенно не задалось: проект не оправдал ожиданий, с человеком мы не сошлись. До этого я долго хотел попасть в Штаты и надеялся на эту поездку. Казалось, вернувшись ни с чем, не оправдаю ожиданий ребят из команды. Единственный инсайт, который был, — не стоит работать в Майами с русскими чуваками (смеётся). И было много свободного времени. Продавать пылесосы или работать официантом не хотелось. Я решил опубликовать пост, написал несколько страниц и понял, что это начало книги. У нас очень насыщенная деятельность, за всеми мероприятиями, тренировками и путешествиями многое, к сожалению, забываешь. Будет прикольно лет через десять заново прочесть «Драйв» и вспомнить.

ПАО Сбербанк

Софья Сараева
 Фотографии из архива героев