В масштабах города

Все статьи


В марте Антон Бурак с командой запустили «Тёрку» – сервис для поиска деловых знакомств. Софья Сараева обсудила с ним ещё один новый проект Beetbarrel, причины заниматься благотворительностью и амбиции создать экосистему, способную конкурировать с «Яндексом»

 Досье


Антон Бурак

34 года

В IT* с 2014 года

Запущенные проекты: «Лабаду» (маркетплейс бытовых услуг), «Япомогу» (независимый социальный проект, объединяющий волонтёров и некоммерческие организации), «Набалкон» (сервис для продажи остатков строительных материалов после ремонта и аренды инструментов), QRPAY (платёжный сервис, система управления общепитом), «Куписвоё» (маркетплейс фермерской продукции), «Город24» (маркетплейс туристических и развлекательных услуг), «Тёрка» (нетворкинг)

Компании, с которыми сотрудничает команда Антона Бурака: Сбербанк, Альфа Банк, Райффайзен банк, Россельхозбанк, Детский мир, РЖД, Microsoft, «Юлмарт», Минпромторг России, РАНХиГС, Московский авиационный институт

После рождения третьей дочери столкнулся со сложностями в поиске информации о льготах, положенных многодетным семьям. В 2019 году Бурак вместе с создателем благотворительного магазина Danke Shop Андреем Громнюком презентовал первый в Калининграде социальный гид-навигатор. В дальнейшем он трансформировался в независимый социальный проект «Япомогу».

 


Во время первой волны пандемии «Япомогу» столкнулся с колоссальной нагрузкой. Этот опыт заставил предпринимателя пересмотреть формат работы сервиса. Бурак полагает, что для того, чтобы обезопасить тех, кто обращается за помощью, необходимо усилить проверку анкет волонтёров. Для этого не обойтись без участия профильных ведомств. Пока проект на паузе.

– В 2020 году ваша команда презентовала местный маркетплейс бытовых услуг «Лабаду». Чем занимались до этого?

– Будучи оператором и монтажёром на местном телевидении, много работал с визуальными материалами. Изучал разные редакторы и программы. В какой-то момент, лет четырнадцать назад, знакомые попросили сделать им сайт, и я согласился попробовать. Тогда среди популярных движков был Joomla, даже не WordPress. Начал и понял, что создание сайтов будет востребовано. Первое время меня ещё болтало между созданием графики, работой с фотографиями и разработкой сайтов – не мог решить, что увлекает больше.

– Что помогло определиться?

– Первый большой интересный заказ. Это было около восьми-девяти лет назад, в Москве уже работала биржа услуг Youdo. Ко мне обратился человек и попросил сделать примерно то же самое. До этого у него уже было три команды, которые этот проект провалили. На запуск оставалось очень мало времени, Youdo активно укреплял позиции. Мы согласились и буквально за два месяца сделали хорошую часть. После чего начался процесс привлечения инвестиций, заказчик предложил зайти на первый раунд. Частные инвесторы были открыты к таким проектам – может быть, не настолько, как десять лет назад, но открыты. Нам удалось привлечь достаточно хорошую сумму на дальнейшую разработку. Инвестиции выдавали заказчику, у меня была процентная доля.

– Что дальше?

– Мы сделали ещё один значимый кусок, мобильное приложение. Протестировали разные гипотезы. Заказчик был очень тревожным человеком, боялся утечек и того, что у него украдут идею – хотя она вовсе не была уникальной, существовал и Youdo, и другие аналоги. Доходило до того, что заказчик арендовал в университете целую кафедру и все студенты, участвующие в тестировании гипотез, подписывали NDA**. На всё это уходило очень много денег и времени, но заказчик продолжал откладывать вывод продукта. Затем был второй раунд инвестиций, но и после него рынок не увидел нашего проекта. Это было абсурдно и неправильно, поэтому я принял решение забрать свою долю и выйти из проекта. Работа над ним дала понимание, что я хочу заниматься именно IT: получился продукт, удалось хорошо проанализировать конкурентов и рынок, понять, какие фишки зайдут, собрать команду. Прежде у меня не было опыта командной работы, всё делал либо в одиночку, либо вместе с дизайнером Митей Фучаджи.  

– Расскажите о команде.

– Ужасно получилось (смеётся). Точнее, получилось, но не сразу. Вначале я обратился к друзьям, они всё испортили. Пришлось переделывать, как минимум, раз пять. Потом нашли молодого гения, который буквально за три дня переписал всё, что мы делали месяцами. Тогда ко мне пришло понимание, что ключевой фактор в IT – это люди. Очень важно было научиться разбираться в них, в их специализации, чтобы адекватно оценивать уровень скилов. В любой индустрии нужно работать не с друзьями, а с профессионалами.

– Вы по-прежнему работаете с делавшими аналог Youdo?  

– Нет, со временем мы разбежались. Остался только Митя.

– Почему разбежались?

– Где-то из-за гордости, где-то из-за зависти. Такого, что кому-то не хватало денег, не было. Просто одним требовалось больше свободы, а другим не нравились наши следующие проекты – так бывает. Единственный раз, когда люди ушли не по личным причинам, был в 2020 году. Кризис, вызванный пандемией, в первую очередь ударил по общепиту, а мы на тот момент обслуживали много компаний из этой отрасли. За несколько недель до локдауна вели переговоры с «Шоколадницей», планировали серьёзный продукт для обучения персонала. Не случилось. По тем проектам, которые всё-таки остались, оплата приходила с задержкой. Поскольку у нас небольшая компания, финансовой подушки не было. То, что приходило, делили на всех, но не всех это устраивало. Сейчас со всеми разработчиками я перешёл на почасовую оплату. Считаю, что с учётом всех рисков для нашей отрасли это самая подходящая модель. Мы все знаем истории, когда в сложной ситуации руководители начинают лгать своим сотрудникам, а потом и вовсе пропадают с радаров, когда становится нечем платить. Не хочу допускать подобной ситуации.

– Один из ваших новых проектов – Beetbarrel. На сайте вы сообщаете, что запускаете в космос стартапы и хотите родить единорога.

– Я отношусь к тем, кто любит всё пересматривать и начинать с чистого листа. Любой предыдущий опыт позволяет создать что-то новое, улучшенное. Beetbarrel появился тогда, когда мы, наконец, откатали практически все возможные ниши – умеем работать как с небольшими локальными производствами, так и с метавселенными на блокчейне. Сегодня мы хорошо понимаем, как устроены криптобиржи и криптофонды, поэтому задумали уйти в область метавселенных, сделать криптопроект. Да, мы говорим о развитии стартапов и о единорогах, но наши планы не ограничиваются только этим. В будущем Beetbarrel сможет объединить все наши сервисы. Мы хотим сделать локальную экосистему для бизнеса, социального и государственного секторов. По этому пути уже идут «Яндекс» и Google, объединяя на своих платформах максимальное количество пользователей. Существует теория, что в будущем мы перейдём от государственного управления к корпоративному –  для этого как раз нужны крупные экосистемы с внутренней платёжной системой. А если в экосистеме можно будет не только тратить деньги, но и зарабатывать, это позволит не зависеть от валютных колебаний. За экосистемами будущее. Поэтому «Яндекс», выпуская новый продукт, сразу же начинает масштабировать его по всей России и странам СНГ.

– Хотите составить конкуренцию?

– Хотим сделать локальную экосистему. «Яндекс» зарабатывает в Москве и Санкт-Петербурге, ему гораздо интереснее миллионники, чем Калининград и другие небольшие города. Их сервисы не учитывают нашу ментальность, в то время как мы уделяем ей колоссальное внимание – это принципиальное отличие наших продуктов. Сейчас в нашем портфеле около десяти разных проектов, включая платёжный сервис. Кстати, у компании, которой мы продали этот сервис, его выкупил «Яндекс» – можно сказать, что мы частично участвовали в создании технологии оплаты по QR-коду. Все наши сервисы могут объединиться и замкнуться в рамках одного города. А dream*** продукт – упаковывать такие экосистемы для других городов.

– У «Яндекса» для этого есть колоссальные инвестиции. Как всё устроено у вас?

– Пока мы развиваем все продукты параллельно, не объединяя. Потребительское поведение, ценности  и интересы калининградцев сильно отличаются от москвичей. Мы продолжаем исследовать и адаптируем под них свои продукты. Сейчас нереально планировать что-либо дальше, чем на полгода – во всём мире стремительно меняются любые процессы, на каждое потрясение нужно успевать реагировать.

– Вы хотя бы примерно считали, сколько потребуется вложений?

– Нет, но пытался. Что касается инвестиций, есть интересная история. Когда я вышел из проекта по созданию аналога Youdo и закончился оговоренный в контракте период, во время которого я не мог делать подобные проекты – у нас, к сожалению, всё ещё распространены подобные соглашения из-за нежелания конкуренции, – мы начали создавать свой аналог. Вскоре у нас появились очень хорошие американские инвесторы. Подобных проектов уже было много, но их заинтересовал именно «Лабаду», потому что им понравился наш подход к визуализации. Можно тратить десятки лет на совершенствование своих навыков, но так и не найти поддержки. А можно сделать интерфейс, который эмоционально зацепит людей, и они будут готовы инвестировать в твой проект. Думаю, что когда мы начнём объединять наши сервисы и приблизимся к созданию экосистемы, увидим новые возможности для развития. В том числе финансовые.

– Знаю, что вы сотрудничали с такими компаниями, как «Детский мир», РЖД и Microsoft. Что делаете для них?

– Кроме собственных сервисов мы занимаемся аутстаффингом. Другими словами, перечисленные компании привлекают наших разработчиков для проектной работы. Мы растим крепкие кадры, находим выход на крупные компании, помогаем нашим ребятам успешно трудоустроиться. Это основной бизнес.

– И это позволяет инвестировать в собственные проекты?

– Скорее, позволяет начать инвестировать. Я противник такого подхода, проекты должны быть самоокупаемыми.  

– А сколько человек в команде?

– Порядка 30 человек, не сотни. Я, наверное, глупость скажу, но у меня никогда не было цели заработать какую-то определённую сумму. Я не строю финансовых планов на год, мне интересно не зарабатывать, а создавать. Вот есть великая идея создать экосистему, которая, может быть, никогда и не реализуется. Но это круто знать, что то, что ты делаешь, ведёт к чему-то большему. Поэтому сейчас мы пробуем объединить людей творческих специализаций, сотрудничаем «Креспективой». У них похожая миссия – сделать креативные индустрии полноценной, прибыльной индустрией. Чтобы для тех, кто классно рисует, создание иллюстраций перестало быть хобби, а стало основным средством заработка. Мы презентовали «Тёрку» на мероприятии «Креспективы» и получили хороший отклик от участников. У них есть запрос на коллаборации, а наш сервис позволяет найти единомышленников и потенциальных партнёров.

– Сервис «Япомогу» вы запускали в партнёрстве с создателем благотворительного магазина Андреем Громнюком. Кому принадлежит идея?

– Андрей давно занимается благотворительностью, а для меня это был первый проект в этой области. Нас познакомили в центре «Мой бизнес», мы быстро нашли общий язык. Изначально я хотел делать печатный каталог с перечнем всех социальных организаций, куда можно обратиться за помощью, Андрей предложил сделать его в «цифре». Мы пообщались со всеми организациями, услышали их пожелания, сделали сервис. Со временем, тоже по запросу, добавили новые функции: регистрация волонтёров, возможность оставлять заявки на помощь.   

– Во время локдауна количество заявок увеличилось?

– Только в первые две недели мы получили свыше двух тысяч обращений. Пожилые люди по правилам эпидемиологических ограничений не могли выйти из дома в магазин, требовалось доставлять им продукты. Увеличилось количество обращений от жертв домашнего насилия. Были семьи, где начинались разборки, когда заканчивались деньги на выпивку. Мы искали тех, кто мог бы дистанционно помочь.

– Речь о психологической поддержке?

– Да, в том числе.

– В благотворительности встречаются случаи мошенничества. У вас есть какие-то механизмы, чтобы избежать этого? Как проверяете анкеты потенциальных волонтёров?

– Это очень правильный вопрос и одна из причин, почему мы сейчас временно остановили работу сервиса. В пандемию у нас просто не хватило ресурсов, чтобы с надлежащей тщательностью проверить тысячи анкет. Была идея написать бота, чтобы он автоматически проверял людей через открытые базы, но не получилось. Приходилось вручную обрабатывать заявки, лично созваниваться с каждым, кто хотел стать волонтёром, и сопровождать, если волонтёру необходимо зайти в дом к тому, кто обратился за помощью. Это время открыло мне глаза на то, как много людей незащищены и нуждаются в поддержке. К сожалению, мы мало говорим об одиночестве пенсионеров и о том, с какими рисками ежедневно сталкиваются женщины и дети, запертые в квартирах с агрессивными мужчинами. Запуская социальный гид-навигатор, мы многое не знали. Своими глазами увидев боль этих людей, хотим перезапустить «Япомогаю». Но теперь для этого нужны совершенно другие ресурсы, поддержка профильных ведомств и социальных служб.

* – Информационные технологии, ** – соглашение о неразглашении, *** – продукт мечты