Резиновое дело

Все статьи

 

В сферу переработки отходов Денис Болдижар вошёл с фабрики по производству туалетной бумаги, где несколько лет работал управляющим. В определённый момент из-за высоких затрат на уголь компания задумалась об альтернативных вариантах топлива.

– Случайно в интернете мы наткнулись на комплекс по переработке шин, в результате которой получается технический углерод. Из него производят твёрдое топливо, способное полностью заменить уголь. Мы брали шины, перерабатывали, получали жидкое топливо на продажу и топливные пеллеты для своих котлов. Таким образом, вытащили производство из экономической ямы.
Вскоре фабрика экономически окрепла и смогла вернуться к закупке угля. Оборудование для переработки шин перевезли на другую площадку, Болдижар стал управляющим, а позже открыл бизнес уже с новым оборудованием – «Центр переработки и утилизации».

– Какое оборудование используется и что оно позволяет делать со старыми шинами? Как при этом обеспечивается экологическая безопасность?

– Сейчас у нас два собственных комплекса: термическая и механическая обработка шин. В термической обработке используем метод пиролиза. Это печи закрытого типа, в них закладываются шины, они закрываются, как в скороварке, и греются снаружи. Фактически горения шины нет, а значит, нет никаких выбросов в атмосферу. Происходит разложение покрышки при высоких температурах. В процессе выделяются нефтесодержащие пары, их мы конденсируем и получаем жидкое топливо высокого качества – под заказ для определённых клиентов. Такое топливо используется в работе крупных производственных печей, его добавляют в мазут для увеличения КПД.

После того как мы выпарили из колес всю жидкую фракцию, остаток резины превращается в порошок, и там же отделяется высоколегированная сталь, которая идёт на переплавку.

У технического углерода тоже есть варианты использования. Из него делают твёрдотопливные пеллеты – это гранулы для котельных. Их калорийность в два раза выше, чем у угля. Это, с одной стороны, плюс, но есть и минус: не все котлы могут справиться с такой мощностью. Также технический углерод можно использовать как пигмент, добавляя в краску.

То есть из одной шины мы получаем три разных, полностью ликвидных самостоятельных продукта: технический углерод, жидкое топливо и металл.

– Я знаю, что переработанные старые шины используют при производстве безопасных покрытий для детских и спортивных площадок.

– Конечно, для этого применяется механический метод утилизации шин. Мы разрезаем шину на более мелкие части, потом пропускаем через шредеры, сито, очищаем от текстиля и металла и в итоге получаем резиновую крошку мелкой фракции. Разная фракция используется в покрытиях на детских площадках, в производстве резиновых ковриков, а также в боксёрских грушах.

– А можно ли ещё что-нибудь, кроме шин, перерабатывать на вашем оборудовании?

– Номенклатура отходов для утилизации обширна. Но мы стараемся не отвлекаться от шин. Изредка занимаемся уничтожением макулатуры. Это особая услуга для государственных органов, когда есть большие, иногда секретные архивы, их нужно именно уничтожить. Казалось бы, можно развести большой костёр и сжечь. Но где его развести? По закону – нельзя и негде. Кроме того, при сжигании появляются выбросы. Их нужно согласовывать. Мы же растворяем бумаги в воде и полученную субстанцию передаём на производство туалетной бумаги. Таким образом информация стопроцентно уничтожается, на выходе никаких выбросов, и макулатура заново запускается в производство бумаги.


Опасность покрышек для экологии
Вред резины для окружающей среды заключается не только в её химическом составе. В природе этот материал разлагается очень долго, более 100 лет, выделяя вредные химические соединения. Нередко покрышки поджигают или они горят вместе с бытовыми отходами на полигонах. В атмосферу поступают такие опасные канцерогены, как бензопирен, дифенил и пирен.

– А пластики тоже можно у вас перерабатывать?

– Да, но те пластиковые бутылки, которые сейчас собирают в специальные корзины на контейнерных площадках, актуальнее передробить и сделать новый продукт. Потому что если их переплавлять, то конечный продукт получается дешевле, чем затраты на его производство.

– Сырье для всего производства вам достаётся бесплатно?

– Услуга утилизации шин стоит денег. Ведь само производство очень затратное. Линии по переработке пожирают много электроэнергии и требуют большое количество человеко-часов для подготовки, упаковки, размещения. У нас есть входящий тариф для юрлиц и исходящий тариф по продаже сырья.

Наша компания – крупнейшая в Калининграде по утилизации шин. Все госструктуры и около 90% крупного бизнеса работают с нами: транспортники, производители – в общем, все, у кого есть автомобильный транспорт. И если даже не с нами напрямую, то с нашими партнёрами, в итоге всё равно все шины в Калининградской области попадают к нам.

– А обычный человек может сдать вам шины?

– Мы стараемся не работать с физлицами. Получается очень объёмный документооборот и сложно доказуемые операции: нужно взять паспортные данные, объяснить человеку, для чего мы их взяли и что мы никому их не отдадим, мы должны отчитаться перед Росприроднадзором, что мы что-то у кого-то взяли, кому-то отдали. Поэтому мы придумали акцию: мы принимаем бесплатно четыре колеса в год от одного автомобиля. Человек сам может привезти раз в год свои старые шины на утилизацию бесплатно.

– Какой объём шин перерабатывается в год?

– Свыше двух тысяч тонн. Это небольшая цифра: из-за санкций большинство перевозчиков просто встали. И мы тоже, конечно, это почувствовали. Основной поток шин поступал от автотранспортных компаний, которые занимались грузовыми перевозками на дальние расстояния. Они были VIP-клиентами и поставляли шины большими объёмами. Транспорт стоит. По словам перевозчиков, в лучшем случае, фура делает два рейса в месяц вместо десяти, как раньше. Шины стали гораздо меньше изнашиваться, их перестали менять, докатывают до последнего, да и цена на новую резину значительно поднялась.

Это общая экономическая проблема, ведь заказчики продуктов переработки тоже столкнулись с сокращением финансирования, и спрос на нашу продукцию пропорционально упал. Мы пока не испытываем серьёзного дефицита сырья, у нас очень большие запасы резины на складах хранения. Но сам рынок сжимается.


Шинные законы
Ежегодно, по данным Научно-исследовательского института шинной промышленности, в России выходит из эксплуатации около 1 млн тонн шин. С 1 января 2019 года в нашей стране введён официальный запрет на захоронение шин.
В европейских странах запрет на захоронение автопокрышек целиком ввели ещё в 2003 году, а в 2006-м — и разрезанных на части. В Евросоюзе производители покрышек не только заложили затраты на утилизацию шин в стоимость нового товара, но и взяли на себя часть расходов по утилизации старых шин. Собранные средства идут в специальный фонд, который дотирует перерабатывающие предприятия и создаёт пункты приёма отходов.
В США установлены финансовые гарантии для переработчиков за счёт налогов, а все участники рынка утилизации имеют обязательные лицензии.
В Японии владельцы авто сами платят за утилизацию шин. Там действует закон о переработке отходов, по которому каждый гражданин обязан лично доставить в пункты приёма отработавшие покрышки.

– Сбыт продуктов переработки шин происходит только в Калининградской области или они отправляются на основную территорию России?

– Нюанс нашего бизнеса в том, что мы не можем отправить продукцию за пределы Калининградской области. Существуют особые требования к таможенным документам, и для того чтобы подтвердить происхождение данного продукта, нужно доказать происхождение шин. Но когда мы забираем с помойки тысячи тонн шин, естественно, никто не знает, откуда они. Таможня говорит, мол, если вы не можете документально подтвердить происхождение, значит, надо растаможивать. Растаможивать экономически нецелесообразно – цена продукта переработки будет неконкурентной по сравнению с актуальной для российского рынка. Но мы себя чувствуем уверенно, потому что на местном рынке спроса достаточно.

– Огромное количество шин валяется повсюду. Вы не заинтересованы собирать их?

– Экология соперничает с экономикой. Даже просто валяющаяся шина имеет не нулевую себестоимость. Найти на улице шину, поднять её и привезти стоит около трёх рублей. А если говорить о больших объёмах, то вообще пропадает целесообразность этим заниматься.

На самом деле, если взять статистику пятилетней давности, в Калининградской области шины практически уже не валяются. Мы плотно работаем с администрациями разных уровней. Если вы увидели старую шину на улице и это – территория города, то за неё отвечает управляющая компания: она обязана взять эту шину, передать её нам и заплатить за утилизацию.

Нужно сказать, что за последний год спрос на нашу услугу среди управляющих компаний сильно вырос. Шины каким-то образом стали появляться на их территориях, и они их нам передают. МУП «Чистота» также собирает и передаёт нам шины. У нас есть контракт с ЕСОО.

– И все же иногда попадаются прямо-таки горы шин в природе.

– Да, есть такая ситуация. Бывает, небольшие шиномонтажи принимают шины от населения якобы на утилизацию, берут деньги, но вместо этого просто вываливают их в лес. В любом случае компании, которая отвечает за эту территорию, придётся эти покрышки убирать, если поступит заявка. И это происходит, на самом деле, моментально. Часто минприроды обращается напрямую к нам.

Но просто так собирать шины, даже если кто-то обратится и скажет: «Я там-то увидел гору шин, вывезите их, я готов оплатить», – мы не имеем права. В этом случае обязательно должен быть заявитель-собственник или представитель собственника земли. Иначе такое действие будет означать, что мы приехали на чужую территорию, без заявки приняли отходы, а на нас потом поступит заявление в полицию за то, что мы украли чужое имущество, и убыток составил, допустим, миллион рублей. Доказать обратное нереально. Чтобы не столкнуться с подобной ситуацией, мы самостоятельно не собираем валяющиеся в канавах и лесах шины.

Я знаю, что в Калининградской области хотят довести объёмы переработки отходов до 95% и выйти по этому показателю на первое место в России. Если говорить о шинах, то нашей области.

– Если сравнить технологию переработки, насколько она современная?

– Мы немного отстаём по технологиям. Однако европейское оборудование значительно дороже того, что предлагается сейчас на территории России. К тому же рассчитано оно на значительно большие объёмы переработки, затраты на элект­роэнергию очень высокие.

– Можно ли, по вашему мнению, назвать перспективным бизнес, построенный на переработке отходов?

– Все, кто приходят в этот бизнес, говорят, мол, вот мы сейчас всё тут завоюем, всё заберём и будем самыми сильными. Мы говорим: «Хорошо, пожалуйста, вам помочь завоевать? Что вам нужно? Шин? Держите! Людей? Вот они!» На самом деле бизнес очень тяжёлый. Когда его просчитываешь на бумаге, он потом далеко не совпадает с реальностью. Переработка отходов имеет перспективу в случае, если есть взаимодействие с государственными органами. Если государство заинтересовано в этом и даёт возможность этим заниматься или хотя бы просто не вставляет палки в колеса, то да, это актуально.


Отрицательный пример
В 2016 году недалеко от испанского Мадрида несколько недель горела свалка размером почти 12 га. Шины на ней копились с 90-х годов. Более чем за 20 лет фирма, которой принадлежит земля, так и не смогла получить лицензию на их утилизацию. К тому времени на полигоне скопилось более 5 млн покрышек.
Свалка автомобильных шин Сулабия в Кувейте – одна из самых больших в мире. Её видно даже из космоса. Резину продолжают свозить, несмотря на запрет местных властей. Кладбище старых шин занимает территорию в 60 га, объёмы скопившихся там покрышек точно не известны.

– Каким вы видите будущее компании на ближайший год?

– Перед нами стоит задача построить новый объект – площадку по переработке, цех с новым комплексом оборудования. А также углубиться в переработку и увеличить количество продукции, сделать её ещё более качественной. Объём инвестиций – более 100 миллионов рублей. Проводим переговоры с государственными структурами. Мы готовы взять кредит в банке при условии гарантий на 10 лет о том, что эта ниша останется только нашей, и все договоры на утилизацию шин будут заключены с нами. Это должен быть некий контракт, по которому мы обязуемся в любых объёмах, при любых обстоятельствах принимать и утилизировать отходы, а полученный продукт отправлять на благо Калининградской области. К примеру, будет зафиксирована цена полученной из шин резиновой крошки для использования на детских и спортивных площадках, и цена эта будет значительно ниже российской или европейской. Но пока идёт процесс очень тяжёлых переговоров, потому что эти проекты долгоиграющие – на многие годы.