Долететь до Китайской стены

Все статьи

 

В феврале 2022 года страны Евросоюза закрыли воздушное пространство для российских самолётов. Россия в ответ закрыла воздух для авиаперевозчиков из 36 стран. Как в таких условиях развивается сфера авиаперевозок в оторванной от страны Калининградской области, выяснила Жанна Мейлер

В аэропорту «Храброво» подбили цифры за апрель 2023 года и увидели бурный рост пассажиропотока. Более 40% плюсом по сравнению с апрелем 2022 года. Если сделать сравнительный анализ за первые четыре месяца, тот тут рост по сравнению с прошлым годом – около 13-15%. И даже сравнивая цифры с показателями рекордного для Калининградской области 2021 года, когда аэропорт едва не дотянул до четырёх миллионов пассажиров, экономисты предприятия все равно фиксируют увеличение. Это позволяет топ–менеджменту с осторожным оптимизмом смотреть в ближайшее будущее.

– Мы видим достаточно глубокое бронирование и большое количество рейсов на Калининград, – рассказывает генеральный директор аэропорта «Храброво» Александр Корытный. – Авиабилеты уже активно покупают практически на весь летний сезон, эта статистика подтверждается и бронированием отелей. А добраться к нам всё-таки проще по воздуху. По нашим прогнозам, к концу года аэропорт должен выйти на показатели 2021 года. Если тенденция сохранится, скорее всего, пройдём рубеж 4 млн пассажиров.

Львиная доля пассажиров, пользующихся услугами аэропорта «Храброво», прилетают из городов России. Из международных направлений остались Беларусь и Турция. Количество чартерных рейсов в Анталию в этом году увеличится с пяти в неделю до ежедневного режима. Остальное – это внутренние рейсы, из которых основные направления и самое больше количество рейсов в Москву и Санкт–Петербург. Причём, по словам Корытного, пассажиры уже свыклись с увеличением времени полёта из-за необходимости облёта территории стран Балтии над нейтральными водами Балтийского моря.

– Средняя продолжительность полёта в Санкт–Петербург увеличилась минут на 10–15, полёт длится 1 час 20 мин. – 1 час 25 мин., – поясняет Корытный. – Лететь до Москвы около 2 часов 30 минут. Конечно, многое зависит от погодных условий. Но ни о каких трёх часах уже речь не идёт, авиакомпании оптимизировали программы полётов. Поэтому удлинение протяжённости маршрутов выглядит уже не так критично, но все рейсы идут с облётом, а значит, продолжительность полётов из регионов России тоже увеличилась.

«Северсталь Авиа» открыла направление Череповец–Калининград (два раза в неделю) в 2014 году благодаря программе государственного субсидирования. Тогда эти рейсы в новый туристический регион стали пользоваться большим спросом. В 2021 году начали летать самолёты этой авиакомпании из Петрозаводска – один раз в неделю. Полёты выполняют на небольших самолётах Sukhoi Superjet–100 вместимостью 93 кресла и Bombardier CRJ–200 вместимостью 50 кресел.

Эдуард Соловьёв

Директор по организации перево­зок «Северсталь Авиа» Эдуард Соловьёв подтвердил, что затраты авиакомпании возросли из-за увеличения маршрута полётов до Калининграда. Но закрывать это направление компания не собирается из-за неспадающего спроса и даже будет увеличивать количество рейсов. Этим летом из Череповца в Калининград самолёты будут летать шесть раз в неделю, из Петрозаводска – два раза в неделю.

Авиакомпания «Ижавиа», которая использует для рейсов Ижевск–Калининград среднемагистральные лайнеры Boeing 737-800 вместимостью 185 мест, тоже не планирует отказываться от калининградского направления из-за увеличения длительности и дальности перелёта. Менеджмент изыскивает способы сохранить рентабельность, в том числе благодаря субсидированию. С 1 мая 2023 года рейсы из Ижевска в Калининград выполняются дважды в неделю. Это вдвое больше, чем в 2022 году. Если спрос будет расти, «Ижавиа» не исключает увеличения частоты полётов в Калининград.

Аэропорт «Храброво» сохранил в летнем расписании практически всю географию полётов, что была в прошлом и позапрошлом году. Кроме вышеупомянутых городов, напрямую из Калининграда можно улететь в Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Тюмень – это дальние направления. Есть прямые рейсы в Оренбург, Петрозаводск, Мурманск, Псков. Однако из расписания исчезли прямые рейсы в южных направлениях.

Александр Корытный

– Крюк над Балтийским морем плюс облёт закрытых для авиасообщения южных территорий делают рейсы экономически затратными, – говорит Александр Корытный. – Из Калининграда нельзя напрямую улететь в Краснодар и Ростов – это закрытые аэропорты. Но есть вариант – маршруты в Минеральные Воды и Сочи через Псков. Вы садитесь на псковский самолёт, он делает короткую остановку в аэропорту Пскова для дозаправки, пассажиры выходят на 40 минут в аэровокзал и затем на том же самолёте летят в Минеральные Воды или в Сочи. Мы сейчас увеличили количество рейсов в Псков до трёх раз в неделю, и они пользуются популярностью. Из нового – появились рейсы в Петрозаводск авиакомпании «Северсталь» и в Оренбург авиакомпании Nordwind.

В 2022 году закрытые аэропорты юга России стали причиной включения Калининграда авиакомпанией «Ижавиа» в свою маршрутную сеть – в качестве альтернативы. Пиар региона на федеральном уровне сделал своё дело. Менеджмент компании поставил на высокий туристический потенциал Калининградской области. Как сообщили в компании, рейсы выполнялись один раз в неделю и в высокий сезон показали эффективность на уровне ожидаемого. Однако в межсезонье «Ижавиа» решила отказаться от полётов из-за низкой загрузки, сообщили в пресс–службе авиакомпании.

Интенсивность полётов зависит не только от пассажирского спроса. Если взять основные направления из «Храброво» – Москва и Санкт–Петербург – то весной прошлого года в Москву летало от 27 до 30 рейсов в неделю, сейчас 23–24 рейса; в Санкт–Петербург прошлой весной было 18 рейсов, сейчас 14.

– То есть по основным нашим направлениям существует определённый дефицит, – говорит Александр Корытный. – Мы над этим работаем, постоянно взаимодействуем с правительством Калининградской области и с Росавиацией. И потихонечку авиакомпании добавляют рейсы. Не так охотно, как раньше, по причине определённой экономии парка воздушных судов и ресурсов. Раньше мы могли сказать, что в Калининграде есть дефицит провозных ёмкостей, и авиакомпании шли навстречу. Сегодня они берегут ресурсы, подходят более скрупулёзно, просчитывают целесообразность. Но рейсы в Калининград прибыльные, востребованные, поэтому наши планы по увеличению частотности рейсов в Москву и Санкт–Петербург, думаю, станут реальностью.

А что с международными направлениями? Очевидно, что географическое положение Калининграда в своё время подразумевало развитие темы полётов в Европу. Все силы менеджмента аэропорта «Храброво» были направлены на проектирование этой программы так, чтобы прилетающие из восточной части России летели затем в западноевропейском направлении. Для этого «Храброво» получил пятую и седьмую свободу воздуха*, для этого были подписаны предварительные соглашения с низкобюджетными европейскими перевозчиками. Сейчас эта история в прошлом, вопрос закрыт.

– С точки зрения бизнеса обидно, много сил потрачено, и уже были определённые результаты. Но жизнь диктует новые требования, поэтому мы вектор бизнес-активности сместили в сторону востока, – замечает Александр Корытный.
Конечно, ни о какой хабовой системе речь не идёт. Возможно, появятся точечные рейсы из Юго-Восточной Азии или Ближнего Востока в Калининград. Но пока переговоры идут достаточно сложно.

Давно почивший «КД–Авиа» выполнял когда-то прямые рейсы из Калининграда в Израиль. Они пользовались популярностью, но были совершенно не прибыльными. При относительной дешевизне билетов для авиа­перевозчика это были сложные и проблемные рейсы. Возобновить подобный маршрут нет даже в планах. Сказывается сложный маршрут и непростая система согласования между руководством гражданской авиацией России и Израиля. Чуть активнее продвигается вопрос полётов в турецком направлении.

– Мы ведём переговоры с турецкими авиакомпаниями о постановке регулярных рейсов в Стамбул. Калининград стоит в некоем приоритетном листе, но существует ряд факторов, не позволяющих немедленно принять решение, – поделился Александр Корытный. – Наши партнёры учитывают специфику, международную обстановку, наличие парка воздушных судов и стараются решить этот вопрос комплексно. Надеюсь, получится.

Для авиакомпании Казахстана, Узбекистана, Таджикистана Калининград не является топовым направлением. Статус открытого неба – единственная возможность привлечь их, чтобы дать возможность пользоваться по упрощённой схеме получения разрешений летать в Россию через Калининград. Но сказать, что наш аэропорт – это такая Мекка, куда хотят попасть все азиатские авиаперевозчики, нельзя.

– Если говорить о китайских авиакомпаниях, то летать в Калининград им пока неинтересно, потому что они и так летают в Москву и в Санкт–Петербург, – поясняет Александр Корытный. – Не все рейсы, заявленные китайскими перевозчиками, согласовываются и подтверждаются российскими властями. Поэтому мы предлагаем им использовать Калининград со статусом открытого неба как некую возможность, чтобы переориентировать некоторые потоки через Калининград на основную территорию России. Это, наверное, больше касается грузов, мы хотим развивать схему мультимодальных перевозок через Калининград и далее с помощью, например, автомобильного или паромного сообщения – на основную территорию страны. О пассажирских авиаперевозках говорить сложнее, потому что Калининград пока не в тренде массового китайского туриста. В Москве и Санкт–Петербурге сейчас пытаются восстановить допандемийный массовый туризм из Китая, который давал повод ставить на это направление широкофюзеляжные самолёты в большом количестве из Китая. Калининград же в стадии становления этого нового маршрута, поэтому мы пытаемся увязать и пассажирские, и грузовые перевозки, предложить статус открытого неба как полезную опцию. Но многие не знают об этом нашем статусе, поэтому мы пытаемся правильно донести информацию до перевозчиков и туроператоров.

Дополнительный бонус при «заманивании» в Калининград китайских авиакомпаний – возможность аэропорта «Храброво» принимать крупные дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты. Александр Корытный считает, что как в пассажирском, так и в грузовом плане такие рейсы могут стать в хорошем смысле слова экономической бомбой. Он уверен, что рентабельными подобные рейсы могут быть, если станут грузопассажирскими. При других условиях математика решает не в пользу Калининграда.

*Режим открытого неба седьмой степени свободы воздуха для калининградского аэропорта Минтранс одобрил в ноябре 2021 года сроком на пять лет. Этот режим даёт право перевозить пассажиров и грузы между двумя иностранными государствами без продолжения полёта в свою страну.