Цвет и фактура – инструменты архитектора

Все статьи

 

Виталий Русакович в профессии почти 30 лет. После обучения в Калининграде, получил высшее архитектурное образование в Белорусском национальном техническом университете. В его творческом портфеле проекты Театра эстрады в Светлогорске, гостиничный комплекс Lastadie и Holiday Inn, внутреннее убранство казино Sobranie, множество индивидуальных жилых и многоквартирных домов.

 

– Виталий, небольшой уютный частный дом или застройка целого микрорайона – какая работа интереснее?

– Мне интересно проектирование разных объектов – как с творческой точки зрения, так и как инструмент исследования. Объёмы не имеют значения: дизайн небольшого интерьера может стать столь же увлекательным, как и проектирование города будущего. После большого объекта хочется поработать над малоформатным, после городского благоустройства «уйти в объём» и пофантазировать. С каждым новым проектом появляются опыт и знания для применения в следующих объектах.

– Архитектор – больше художник или технарь?

– Я не склонен считать архитектора исключительно художником. Архитектурная профессия – синергия многих знаний: физика, акустика, инсоляция, аэрация, физиология, психология. Архитектор изучает и формирует среду обитания людей. Подходы к проектированию коттеджного посёлка и многоквартирного жилого комплекса совершенно разные, очень важны социологические факторы. Создавая разные форматы освоения пространства, мы проектируем будущую жизнь.

– Какое значение в работе архитектора имеет цвет?

– Цвет – эстетический компонент и способ передачи информации. В условном интерьере, если за окном яркий, солнечный, красочный мир, то чтобы не вступать с ним в противоречие, внутри мы делаем интерьер стилистически более спокойным и мягким. Если снаружи «перегрев», то внутри делаем прохладнее и находим правильный баланс. Цвета здесь незаменимые помощники. Если среда мрачная, серая, то внутри добавляем красок, используя более светлые оттенки. Если помещение имеет большую глубину, нам нужно максимально перераспределить свет внутри него. Самая большая светоотражательная способность у белого цвета. Первая ближайшая белая плоскость, на которую падает свет, отражает его до 70%. Если оттенок теплее, то холодный цвет отразится уже более тёплым.

– Какие качества покрасочных материалов влияют на выбор архитектора?

– Один из важных факторов – экономический. Например, стойкость краски, её способность к восстановлению. Через сколько лет нам надо будет обновлять покрытие? Выбирая краску, мало кто задаётся вопросом: если понадобится локальная реставрация, можно ли избавиться от так называемой цветовой заплатки или придётся перекрашивать всю стену? Ещё одна характеристика – укрывистость: насколько равномерно ложится краска, сколько слоёв нужно нанести? Расход зависит от этого напрямую. При сравнении литр краски может быть дороже, но её расход на идеально покрашенный квадратный метр при этом существенно меньше, чем покрытие менее дорогой краской, которую для достижения результата придётся наносить в четыре-пять слоев. Не говоря уже о том, что будет ещё удорожание самой работы. Это очень актуально для крупных объектов – отелей или торговых комплексов, где нужно регулярно обновлять покрытие стен. Для помещений с повышенной влажностью надо применять паропроницаемые, «дышащие» краски. Важный фактор, особенно для коммерческих объектов с высокой проходимостью – способность краски к устранению загрязнений стандартными средствами. Архитектор и дизайнер учитывает всё это в спецификации материалов проекта.

– Насколько важны компоненты, из которых изготавливают краски?

– Экологичность – фактор, актуальный на протяжении веков. Формальдегиды и растворители в составе красок могут «спрятаться» в организме человека и через 20 лет нанести удар по здоровью. Речь не только о свежеокрашенной поверхности, но и о краске, нанесённой много лет назад. Всё, что попадает через лёгкие в наш организм и там оседает, может потом его разрушать. Известен исторический факт: Наполеон в последние годы очень любил принимать длительные ванны, а стены в его ванной комнате были окрашены модным тогда шеельским зелёным цветом, в основе которого был мышьяк. В те времена уже знали, что он ядовит при приёме внутрь. Однако не подозревали, что даже дотрагиваться или вдыхать пары при нагревании окрашенных стен опасно.

Вспомним советские масляные краски: 10 цветов, три вида, все эмалевые, блестят, содержат растворители и неприятно пахнут. Этим дышали не только маляры, но и люди, живущие в окрашенных помещениях. Так стоит ли сегодня себя окружать формальдегидной средой, которая годами будет влиять на здоровье? Ответ очевиден, и альтернатива, к счастью, существует.

У итальянского бренда Oikos, с которым я работаю, все материалы полностью экологичны, в них нет формальдегида, что подтверждено сертификатами. Единственный растворитель красок Oikos – фильтрованная питьевая вода. Я сам не раз наносил такую краску – она имеет еле слышный запах крема или йогурта.

Мы говорили с вами о цвете. В цветовых палитрах Oikos я всегда могу найти нужный мне оттенок. Их более трёх тысяч. При этом производитель использует исключительно минеральные пигменты, которые не дают выцветать краскам со временем. Это уникальное свойство, которым не обладает ни один другой бренд. Подобрать нужный цвет и фактуру в каталогах Oikos мне гораздо проще, чем у других брендов. В салоне Oikos мне нравится профессиональный и особый душевный подход: рассказывают, показывают множество образцов фактур, делают тестовые выкрасы. Там всё располагает к спокойному и взвешенному выбору.

– Фактурные краски: насколько они расширяют возможности для творчества архитектора?

– Это интересный и полезный дополнительный инструмент — своеобразная психологически–эстетическая история. Шероховатые стены интересны с точки зрения акустики: гипсовые крупнозернистые штукатурки используются в акустических залах, чтобы звук «разбивался» о стену. Психология: приятно задержать взгляд на декоративной акцентной стене, а сочетание гладкого с фактурным создаёт интересный зрительный контраст, комфортный для восприятия. К тому же фактурную стену приятно трогать. Мне нравится использовать коллекции с эффектами «под шёлк», «под вельвет», «под бетон» и другие. Они помогают создать интерьер в любом стиле – от классического до модерн.

– Виталий, вы – амбассадор итальянского бренда Oikos. Вы нашли Oikos или Oikos нашёл вас?

– Мы взаимно «нашлись» в процессе работы. Официальное представительство завода-производителя открылось в Калининграде в 1999 году. Бренд осваивал рынок и презентовал себя архитекторам. До этой встречи я использовал материалы разных производителей и не всегда результаты радовали. Oikos на первых порах позиционировался исключительно как краски для дорогих особняков. Но при работе с крупными коммерческими объектами эти материалы тоже конкурентны. Oikos по стоимости площади покрытия получается часто дешевле, чем другой иностранный или даже российский аналог. Oikos сегодня по праву считается компанией номер один в Италии среди производителей декоративных составов. И лидирует по экологичности. Именно в этом бренде я на сто процентов уверен – за Oikos мне никогда не было стыдно перед заказчиками, я поручусь за него как архитектор и дизайнер.

 

Реклама. ООО Люссо

LdtCKLK4W