Предпринимательское вещество и новый экономический рост

Все статьи

Олег Пономарев сформулировал несколько тезисов, которые дают определение тому, что называется «капиталистический дух», и ответил, почему им не обладает молодое поколение

Авторская колонка

Дензнаки
Предпринимателями рождаются. На мой взгляд, это так же очевидно, как то, что рожденный летать ползать не будет. Предпринимательство стало работой, рутиной, профессией. За последние 30 лет уже второе поколение собственников формирует современный российский экономический ландшафт. Заметно, что первое поколение доминирует. Средний возраст олигархов из топ-100 «Форбс Россия» вырос за 10 лет с 46 до 52 лет. У нас в Калининградской области та же ситуация — по крайней мере, на примере объединений предпринимателей. «В бой идут одни старики». Уже давно не заметно качественных изменений предпринимательской среды — ни в качественных индикаторах типа Doing Business*, ни в субъективных ощущениях. А ведь всем серьезным экономистам понятно, что государство не может более тащить экономику вперед и новым локомотивом российской экономики может быть только малый и средний бизнес. Как с нынешней 25‑процентной доли малого и среднего бизнеса в ВВП подняться до 50 %, даже не мечтая о 80 %, как в цветущей Голландии? Почему мы видим так мало новых предпринимателей и новых проектов? Кто виноват и что делать?
     Вернемся к теории. Я считаю, что предприниматель — это бизнес-персона, стремящаяся к увеличению степени личной свободы через рост капитала собственного бизнеса на свой страх и риск. Главной силой предпринимателя является предпринимательское вещество, которое формируется из таланта и харизмы. Предпринимательское вещество — это исключительная способность к успеху через концентрацию четырех личных сил: воли, точности, любознательности и ответственности. Любое предпринимательское вещество, создающее новое, — хорошее вещество. Человеческий капитал нашей страны — это в том числе и предпринимательское вещество. Это вещество преумножает и складывает труд и капитал, а не только вычитает налоги и делит их, как государственная машина. В этом смысле я солидарен с предтечей современного либертарианства Айн Рэнд, для которой предприниматели — атланты, приговоренные держать на своих плечах главные движущие силы человечества: производство, созидание и творчество. По ее мнению, именно благодаря атлантам, героям романа, возможно существование человечества. Их число не очень велико, но, когда власть пытается присваивать себе достижения атлантов, обвиняет их в общественных проблемах и рушит выстроенную ими систему, «атланты расправляют плечи» (перестают нести свою ношу и один за другим исчезают в неизвестности) и общество лишается главного, что обеспечивало его развитие.
     Старшее поколение, возможно, возразит мне, напомнив цитату из Маркса: «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300 % прибыли». Но я отвечу цитатой одного из архитекторов нового мира, миллиардера Стива Джобса: «Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Баламутам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они не уважают статус-кво. Вы можете цитировать их, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но игнорировать их невозможно. Потому что они несут перемены. Они толкают человечество вперед. И пусть кто-то видит в них безум­цев, мы видим гениев. Потому что лишь безумцы верят в то, что они могут изменить мир, и поэтому они меняют его». Кстати, 300 % прибыли — это как раз про маржинальность продуктов Apple, и, заметьте, все счастливы — и клиенты, и акционеры, и сотрудники, и американское государство. Так кто же такие предприниматели — меркантильные жулики-космополиты или патриоты-атланты?

Кто мы?

     Ответ на этот вопрос мучил экономистов и социологов практически с момента становления капитализма. Еще в начале прошлого века Вернер Зомбарт пришел к выводу, что «в каждом законченном буржуа обитают две души: душа предпринимателя и душа мещанина, которые в соединении обе образуют капиталистический дух». Значит, существует два предпринимателя. Так уж получилось, что корни нашего предпринимательства лежат в уголовно наказуемых деяниях советского времени и это предопределило негативное отношение к предпринимательству в обществе. Особенности российской приватизации на фоне разгула бандитизма в 90‑х годах только усилили негатив. Дальше — больше. На свой страх и риск заниматься бизнесом в России — это испытывать совсем другие страхи и риски, чем на Западе. Вряд ли найдется в нашей стране предприниматель, не побывавший свидетелем или фигурантом уголовного дела. Сегодня многое изменилось, но предпринимательство в России продолжает оставаться очень рискованным и не слишком почетным занятием. И здесь формируется главная проблема российского предпринимательства. Капитал компании легко трансформируется в личные деньги. А абсолютная ценность денег делает человека лично свободным: посредством денег он освобождается от зависимости других людей и вещей — он может все купить или продать. Поэтому очень часто российские предприниматели под давлением рисков продают бизнес и выводят деньги, а вместе с деньгами вывозят то самое предпринимательское вещество. Атланты «выходят в кэш» и расправляют плечи.
     Почему нет новых предпринимателей? Кризис? А может, дело в веберовском превосходстве протестантской этики? Пожалуй, Макс Вебер был прав, когда говорил о том, что протестантская система ценностей способствует прославлению труда и воспитанию умеренности в обществе. А у нас… Мы продолжаем жить в обществе политинформации. Стране жизненно важно писать и говорить о деле, о лучших проектах и руководителях, а наша пропаганда в основном занята изучением проблематики заокеанского истеблишмента и далекими горячими точками. Так что кризис, похоже, в головах.
     Существует и новая для нас проблема наследования и династий. Давно замечено, что по мере достижения богатства потомки голодного предпринимателя утрачивают мотивацию к предпринимательским подвигам. Может быть, этим объясняется угасающий интерес к собственному бизнесу в глазах студентов. Прививка благополучия и паралич воли к успеху? Как вдохнуть в молодежь энергию и веру в свои силы? Как сформировать новую национально ориентированную предпринимательскую среду? Мысли материализуются. Ценности определяют цели. Думаю, что детям в школе нужно не только учить Пушкина, но и учиться понимать великого Коносукэ Мацуситу, создавшего Panasonic: «Можно сказать, что бизнесмен — художник в широком смысле слова. Управление бизнесом — это искусство, причем такое, где объединяются много разных видов искусств. Художник берет чистый холст и создает картину. Если она удается, ее выделяют среди других, она может стать шедевром на все времена. Художник пишет на чистом холсте что-то ценное. Предприниматель делает примерно то же самое с помощью управления… Никогда не следует оценивать качество управления лишь размером полученной прибыли или эффективностью осуществляемых вами операций. Оно должно начинаться с размышлений о том, что есть жизнь и что значит быть человеком. Предприниматель должен представать в глазах потребителя великодушным, непритязательным, благодарным и настроенным на продолжительные деловые отношения. Но в глубине души преуспевающего бизнесмена кроется высокое мнение о себе как о мастере многих искусств и ремесел. Такой самооценки не достичь без чрезвычайно тяжелых трудов и кропотливых исканий, но именно она отмечает истинного управленца». Рожденный предпринимателем, так же, как и рожденный летать, нуждается в инструкторе и наставнике.
     Если верить Росстату, наша страна никогда в своей истории не жила так хорошо, как в 2014 году. Правительство и ЦБ научились четко претворять в экономическую жизнь свои монетаристские идеи, правда, с промполитикой пока не получается. Текущий кризис точно оказался не так страшен, как события 2008-2009 годов. И вообще, намечается стабильный застой, а это означает исполнение одного из столыпинских условий экономического роста: «Дайте России 30 лет стабильности, и вы не узнаете страну». Будем надеяться, что свобода, верховенство закона, неприкосновенность частной собственности и конституционные права станут тем крепким фундаментом, на котором атланты смогут стоять столетиями. Все это необходимые, но недостаточные условия.
     Уверен, что для «хороших» предпринимателей деньги точно являются не самоцелью, а лишь инструментом, ведущим к цели. Теория Spiritus Animalis** нобелевского лауреата Роберта Шиллера утверждает, что если все вокруг начнут работать так, как будто наступил экономический подъем, то он неизбежно наступит, несмотря на иррациональность ожиданий. Дорогу осилит идущий, кризис преодолеет работающий.

*Ведение бизнеса. **Животворящий дух.

Иллюстрации Маргариты Мироновой