Наставник в бизнесе и семье

Все статьи

Персона

Генеральный директор компаний «Янтарный Айсберг» Борис Печерский о том, как доставка становится перспективным направлением развития компании и как преподавательский опыт помогает вести бизнес

 Досье:          

  • Компания «Янтарный Айсберг» основана в 1998 году. Основная деятельность — производство и доставка бутилированной питьевой воды высшей категории качества
  • В 2007 году компания вышла на строительный рынок Калининградской области, построив жилой дом комфорт-класса в Зеленоградске. Всего в девелоперском портфеле компании 5 проектов. Самый свежий — жилой дом премиум-класса на улице Энгельса, 77
  • Сейчас компания активно развивает направление дос-тавки товаров и инструменты электронной коммерции
  • Компания выступает спонсором различных спортивных мероприятий, поддерживает Федерацию баскетбола, Федерацию настольного тенниса

Завод по производству воды «Янтарный Айсберг» находится в экологически чистом районе рядом с поселком Люблино Светловского района. Вода добывается из артезианских скважин глубиной 131 метр и проходит подготовку в несколько этапов. Очистка — избавление от избытка железа и приближение щелочности воды к идеальной, обогащение — Ca, Mg, I, Se, F, обеззараживание — УФ-фильтром и ионами серебра. Затем живая артезианская вода проходит через аппарат «Грандер», который структурирует воду, делает ее мягкой и наделяет энергетикой талой воды

В коридорах офиса Бориса Печерского обращаешь внимание на сотни антикварных бутылок, кранов, кусков старинного водопровода и вообще вещей с реверансом в сторону воды, науки и искусства, а перешагнув порог его кабинета, чувствуешь обстоятельное и почтительное отношение к своему делу. Так и разговор наш начинается с научных терминов и различных теорий о методах обогащения воды — Борис Печерский верит в свой продукт и убежден, что это — залог успеха. Начинал он, когда не было модных тренеров и коучей, а принципы бизнеса приходилось формулировать, основываясь на собственных победах и ошибках. С тех пор прошло двадцать лет, мир круто поменялся: теперь нужно принимать новые вызовы и каждый день быть быстрее и находчивее, чем вчера. Производство воды только на первый взгляд дело высокорентабельное, на самом деле оно требует массы инвестиций в модернизацию оборудования и маркетинг, а еще личного внимания и трепетного отношения к коллективу. По словам сотрудников, Борис Григорьевич умеет вдохновить на работу как никто другой, тогда и новые горизонты покоряются легче.

     — Бизнес компании «Янтарный Айсберг» — это производство качественной бутилированной воды и ее доставка. Последнее направление выглядит особенно перспективным с точки зрения роста. Это так?
     — Вы правы, наш бизнес включает в себя два совершенно независимых направления. Многие компании занимаются только производством или только доставкой, мы же попытались объединить эти два аспекта и сейчас активно применяем новые технологии и подходы в направлении доставки продукции. Освоили e-commerce: запустили мобильное приложение, настроили возможность заказа продукции через сайт и мессенджеры, мобильная аудитория сейчас растет, но мы даем возможность нашим клиентам использовать разные каналы для заказа продукции, не отказываясь от привычной для многих диспетчерской службы. В день компания делает больше 2 000 доставок воды. По нашим оценкам, более 10 процентов населения Калининградской области являются нашими клиентами. По узнаваемости бренда мы опережаем федеральные марки воды и хотим развивать этот потенциал, предлагая нашим клиентам и другие виды услуг: от доставки различных товаров или ремонта бытовой техники до скидок в магазинах. В этом случае выступаем в качестве коммуникатора между компаниями и нашими клиентами. По такой схеме уже работаем с некоторыми компаниями и готовы расширять круг партнеров. Ищем компании, которые так же, как и мы, стремятся развиваться, стать доступнее и комфортнее для людей. Анализируем партнеров тщательно, и то, что планируем предлагать клиентам, выбираем как для себя. Самая большая ценность для нас — доверие потребителей, которые каждый день пьют нашу воду, и мы не можем позволить себе это доверие потерять.

     — Какие тренды в сфере доставки кажутся вам наиболее актуальными?
     — Здесь есть один фундаментальный момент, который лежит в основе развития всей сферы доставки, и не только. Качественные изменения начинаются тогда, когда происходит социальная трансформация моделей поведения. Сегодня мы наблюдаем переход от экономики потребления к экономике опыта, на первое место выходит индивид и его потребности. Например, мы видим рост популярности здорового образа жизни, центров развлечений для детей и взрослых. Потребители больше не хотят тратить время впустую, им ценно приобретение нового опыта, впечатлений. Это хороший сигнал, который означает, что появляется запрос на способы сократить время на скучные бытовые нужды в пользу приятных, полезных и интересных занятий. И это идеальная предпосылка для развития служб доставки.
     Уже сейчас один из самых ярких трендов — доставка по подписке, и здесь я могу назвать мировых игроков, которые являются законодателями трендов в этом вопросе. Например, мы обращаем внимание на решения глобальных компаний, таких как Amazon, с их сервисом Subscribe and Save. Это удобно, экономит не только деньги, но и время — ведь человек стремится сократить количество времени на обустройство быта. Компании берут эту обязанность на себя, позволяя уделять время тому, что действительно людям по душе — встречам с близкими и друзьями или занятиям спортом.
     Сейчас мы активно работаем над увеличением скорости, гибкости и удобства доставки, хотим дать возможность получить товар в любое время и в любом месте. В некоторых районах нам удалось сократить временной интервал доставки до двух часов. Современное оборудование нашей логистической системы позволяет контролировать работу водителей, помогать им максимально быстро принимать заявки и эффективно работать с распределительным центром. Этот опыт очень важен для развития нового направления.

Персона

     — С какими сложностями придется столкнуться, развивая это направление?
     — Многие факторы, которые влияют на качество доставки, от нас не зависят. Могу выделить самые часто встречающиеся. Во‑первых, это непредсказуемая ситуация на дорогах, во‑вторых, заказы от клиентов приходят неравномерно. Бывают такие дни, когда всем надо здесь и сейчас. В‑третьих, мы имеем дело с автотранспортом, который может сломаться или попасть в аварию. Все эти факторы анализируем, учимся предугадывать и заранее разрабатываем различные сценарии реагирования, ведь мы не просто взяли обязательство привезти продукт, а обещали сделать это к определенному времени. Уже сейчас под любой значимый внешний фактор разработана программа мероприятий по снижению его негативного влияния, да и многие вопросы стало легче решать при наличии хорошей CRM-системы.

Не надо стремиться к сиюминутному результату, это не дает возможности двигаться дальше. Мы работаем по этим принципам, и они никогда нас не подводили

     — Но приоритетным направлением по-прежнему останется производство и доставка бутилированной воды «Янтарный Айсберг»?
     — Безусловно. Мы доставляем сотни тонн продукции в день и добились оптимального качества воды, она соответствует требованиям к продукту высшей категории. Автоматизировали все процессы, исключили участие человека в процедуре розлива воды. В производстве используем проверенные технологии, не пропагандируем неподтвержденные научные теории, но активно отслеживаем все открытия в этой области. Миссия компании «Янтарный Айсберг» — популяризация культуры питья качественной воды и здорового образа жизни. Мы участвуем в многочисленных спортивных и светских мероприятиях, активно рассказываем о том, что пить качественную воду — значит сделать первый шаг к здоровой жизни.

     — По словам экспертов, рынок бутилированной воды быстро растет, его объем уже больше рынка газированной воды и даже соков, от которых потребитель отказался, потому что не верит в их полезность. Чувствуете ли вы этот тренд на рынке своего присутствия?
     — Безусловно. Когда мы начинали 20 лет тому назад, этот рынок был как чистое поле, и не все понимали его потенциал, тогда люди предпочитали газированную воду и лимонады. В России работало несколько компаний, которые занимались адресной доставкой бутилированной воды в баллонах 18,9 литра. Эту тему завез в Россию американец Скотт Николс 27 лет назад, я же познакомился с производителями российской воды на выставке в Париже 18 лет назад, когда мы уже сделали первые шаги в этом бизнесе. После той встречи моя уверенность, что мы движемся в правильном направлении, укрепилась. Когда собственник компании «Королевская вода», долгое время занимавшей позицию лидера российского рынка, сказал мне, что в месяц продает 20 тысяч баллонов, я был поражен — для меня это была невообразимая цифра. Сегодня, когда мы перешагнули рубеж в 100 тысяч баллонов в месяц, эта цифра мне не кажется такой уж огромной. Мы все время двигались в одном направлении — занимались производством и доставкой хорошей питьевой воды. Однажды попробовали производить минеральную воду на заводе в Зеленоградске, но быстро поняли, что это не наш профиль, и закрыли направление. Я и мои коллеги в компании свято верим в эту тему все 20 лет и ни разу об этом не пожалели.

     — За последние два года вы чувствовали резкий скачок спроса?
     — Не могу сказать, что калининградцы стали пить в два раза больше чистой воды. Тренд на повышение есть, но не такой явный, как в мире. Потребление питьевой бутилированной воды на душу населения в России составляет порядка 40 литров в год на человека. Мы многократно отстаем от Европы, учитывая тот факт, что многие страны имеют хорошую систему городского водоснабжения. Скажем, в Лондоне, городах Италии и Франции можно пить воду из крана, но и потребление бутилированной воды там на достойном уровне. На самом деле наша главная цель — здоровое отношение к жизни. Иногда конкуренты делают попытки договориться о рынках присутствия, но мы принципиально не принимаем такие предложения, — мы должны вместе популяризировать культуру здорового образа жизни и постоянно говорить о том, что потребление чистой воды является базовым элементом здорового образа жизни, тогда и рынка хватит всем.

     — Я знаю, что интерес к воде у вас не только деловой, но и научный.
     — Это правда, к бизнесу я подошел основательно — общаюсь с научным сообществом, слежу за разработками и технологиями — это во многом определяет вектор развития компании. Так, система водоподготовки на нашем производстве разработана совместно с Научно-исследовательским институтом экологии человека и гигиены окружающей среды имени А. Н. Сысина РАМН. Наверное, такое любопытство к научной деятельности — из прошлого. У меня было два этапа в жизни: двадцать лет я преподавал в КВИМУ (сейчас БГА РФ. — Ред.) и уже 20 лет развиваю свой бизнес.

Персона

     — О вас говорят как о прекрасном наставнике и преподавателе. Знаю, что подобный опыт не проходит бесследно и, как правило, остается с человеком на всю жизнь. «Быть наставником» для вас не осталось в прошлом?
     — Нет. Во‑первых, я считаю, что мы с женой воспитали успешных детей — они многого добились в жизни. И что приятно, они меня «обогнали» в своих бизнес-успехах: создали компанию ADG group, которая является одним из лидеров в области строительства коммерческой недвижимости Москвы и сотрудничает со многими ведущими зарубежными компаниями. Пытаемся нести эту миссию дальше, через внуков, у нас их четверо.

     — А сотрудников воспитываете?
     — Знаете, я семинаров не провожу (улыбается), воспитываю всех своим примером и мотивирую искать новые возможности развития компании. У нас принцип такой — если мы добились успеха в одном направлении, пытаемся развиваться в других сферах, отсюда и наш опыт работы на строительном рынке.
     Я пытаюсь донести до всех сотрудников компании, что надо быть честным по отношению к своему клиенту: если ты говоришь, что это хорошая, правильная вода, то это должно быть абсолютной правдой. Не надо стремиться к сиюминутному результату, это не дает возможности двигаться дальше. Мы работаем по этим принципам, и они никогда нас не подводили.

     — В одном из интервью вы сказали, что являетесь очень демократичным родителем. А руководителем?
     — И руководитель я тоже демократичный: никого не терроризирую, не навязываю свое мнение. Если меня могут аргументированно переубедить, я не буду настаивать. Рад, что в компании ничего не делается из-под палки: только ради общей цели и из уважения к нашему делу. Мне очень приятно, что люди, которые вместе со мной стояли у истоков компании «Янтарный Айсберг», до сих пор здесь. На нашем предприятии работают десятками лет, и я испытываю большую гордость за этих сотрудников и благодарен им.

Екатерина Вострилова 
Фотографии Дениса Кичатова 
Продюсер съемки Екатерина Мирошникова