Книжные магазины – часть городской культурной среды

Все статьи

 

Мы попросили рассказать о компании «Книжная лавка» её создателей.

– История «Книжной лавки» начинается с веры в бумагу, крепкий переплёт и запах типографии. В 1996 году был открыт наш первый книжный магазин на ул. Иванникова, 3а, который радует наших покупателей вот уже 27 лет. С нами выросло не одно поколение любителей и ценителей книги, – рассказывает директор сети «Книжная лавка» Татьяна Меклерис.

– «Книжная лавка» – это не просто бизнес, это нечто большее. Книжные магазины – часть городской культурной среды. По количеству книжных магазинов судят об интеллектуальных предпочтениях населения. Раньше в России гордились тем, что мы – самая читающая нация. Все эти годы сеть магазинов «Книжная лавка» старается работать на популяризацию чтения в регионе. Наш край оторван от основной части России и максимально европеизирован. И книжная индустрия, книги русских авторов, особенно классических, являются гарантом того, что современный читатель не потеряет культурную нить. Мы стараемся сохранить систему культурных ценностей, где неотъемлемой частью является литература.

– Сегодня наша сеть книжных магазинов занимает ведущее место в offline* книжной розницы, преимущественно формата “street–retail”** – небольшой магазин в самых интересных и востребованных локациях региона. Благодаря такому формату мы смогли охватить большую географию и присутствуем практически в каждом городе Калининградской области, – продолжает Оксана Осипова, исполнительный директор розничной сети «Книжная лавка». – Книга – это своеобразное лекарство для души. Она несёт терапевтический эффект, особенно в сегодняшних реалиях быстро меняющегося мира. Благодаря книгам наши эмоции находят выход, именно поэтому мы считаем важным дать возможность каждому жителю нашей области зай­ти в книжный магазин в удобном для него месте.
Нашим покупателям важна атмосфера и особая энергетика, которую несёт книжный магазин. Именно поэтому менеджмент компании создаёт в городской среде то место, где каждый будет чувствовать себя комфортно и сможет найти что-то для души.

Например, магазин нового формата на Курортном проспекте в Зеленоградске стал меткой для туристов, экскурсоводы стали рекомендовать его для покупок. По их мнению, в «Книжной лавке» можно найти интересные сувениры и увлекательные книги, рассказывающие о Калининградской области.

– Мы понимаем ответственность перед жителями России и свою вовлечённость в этот туристический тренд, поэтому насыщаем наши магазины достойными изданиями о Калининградской области, – говорит директор сети «Книжная лавка» Татьяна Меклерис. – Нам важно, чтобы людям было приятно держать в руках книги, которые оставляют приятную память о поездке и нашем крае.

Магазин на Ленинском проспекте – значимая для жителей Калининграда историческая локация. Во все времена на этом месте был книжный, и мы прилагаем много усилий для сохранения этой важной для города традиции.
«Книжная лавка» в зоне вылета аэропорта «Храброво» – визитная карточка Калининградской области, излюбленное место для гостей города, ведь именно этот магазин «провожает» в дальние поездки. А книга, купленная в аэропорту, скрашивает время в полёте, переносит в мир других событий, снимает тревогу и беспокойство. Действительно, в аэропорту продаётся много книг, журналов и газет. Самолёт – то место, где каждый может отдохнуть, предоставив время самому себе. Сотрудники нашего магазина в аэропорту шутят: «Самолёты придумали, чтобы читать».

Один из наших самых крупных магазинов в ТРЦ «Европа» признан лучшим по мнению Ассоциации книгораспространителей России и вошёл в топ-10 страны. Он находится в самом сердце Калининграда и позволяет нам по-настоящему оценить, какими разнообразными могут быть покупатели. Это иностранные туристы, которые, как оказалось, собирают целые коллекции книг и много читают, художники и музыканты, депутаты и бизнесмены, известные персоны и наши калининградские блогеры, отзывы которых о магазине «Книжная лавка» мы потом с удовольствием встречаем на просторах интернета. Школьники и студенты, наше подрастающее поколение зачастую приходят целыми классами. Так что убеждённо можем сказать, что в нашем регионе много читают и уделяют достаточно времени отдыху и самообразованию.

– Ведь есть и те, кто выбирает электронный или аудиоформат вместо привычного бумажного варианта, а также те, кто вовсе не читает?

– Да, печатные и электронные книги часто противопоставляют, но кинематограф не заменил театр, фотография не заменила живопись. Ещё в фильме «Москва слезам не верит» звучала фраза одного из героев о том, что если не будет театра, останется лишь телевидение. Однако и в XXI веке в театрах аншлаги. Книга бросает вызов миру зрелищ, давно доказано, что статичная картинка развивает воображение и провоцирует фантазию больше, чем отдельный видеоряд или аудиодорожка, – говорит Оксана Осипова.

На самом деле электронный формат не менее ценен, цифровая книга не заменяет бумажную, а, напротив, расширяет аудиторию читающих, а значит, выполняет общую задачу по продвижению и популяризации чтения в стране. Да и те, кто выбирает электронные форматы, всё равно рано или поздно становятся клиентами книжных магазинов, они осознают заложенную в произведениях ценность, идею и в дальнейшем создают свою книжную полку.

Книга в России – важный аспект материальной культуры, книжные фанаты никогда не исчезнут. Им важно прикасаться, листать, загибать уголки, делать пометки, вдыхать запах, чувствовать вес книги в руке. Можно отметить, что в последнее время среди покупателей появился тренд собирать серии книг. Стало модно коллекционировать редкие издания, вернулся тренд на домашние библиотеки. Многие отводят у себя в доме отдельное место под полки с книгами, подходят к их формированию очень серьёзно, даже разбивая свои библиотеки на разделы.

Об этом нам рассказала одна из наших постоянных покупательниц, последняя покупка которой состояла из 167 книг. Бывает, запросы покупателей заставляют нас «покрутиться», особенно если требуемая книга не переиздавалась. И мы очень радуемся, когда покупатель доволен.

Многие приходят к нам выбрать свою первую книгу после долгого перерыва в чтении, если после школьной скамьи не находилось времени на литературу. Когда у покупателя сформирована конкретная потребность, задача, – он точно найдёт решение, посмотрев на ситуацию сквозь призму опыта авторов или персонажей книг. Без литературы невозможно воспитание, многие родители понимают это, ограждая детей от гаджетов в пользу книг. Нам всегда приятно наблюдать, когда читающие родители приводят с собой ребёнка. Они вместе выбирают книги, и малыши тут же начинают листать страницы. Ребёнок уже увлечён и хочет поскорее узнать, что спрятано внутри. Ведь интеллектуальное развитие начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь, а правильно подобранная и своевременно поданная книга может привить любовь к чтению и самообразованию. Ведь бесполезно насильно заставлять детей читать – чтение должно быть интересным процессом. Книги, которые издаются сегодня, действительно увлекают, развивают и нравятся современному читателю.

Ассортиментное преимущество «Книжной лавки» давно оценили школы, детские сады и библиотеки Калининградской области. Мы всегда готовы помочь им в формировании каталогов, предоставляя особые условия для заказа, а также помогая подобрать книги индивидуального спроса.

– В чём отличие «Книжной лавки» от масс–маркета и федеральных сетей?

– Прежде всего сохранением индивидуального подхода. Если человек переступил порог книжного магазина, значит, решение о покупке уже принято. Книги не покупают на последние деньги, ведь это не предмет повседневного спроса. Книга – нечто большее. Человек покупает эмоции, в которых нуждается, знакомится с мыслями великих людей, получает ответы на вопросы. – пояснила Татьяна Меклерис.

В нашей компании нет случайных людей, каждый – фанат своего дела, каждый из нас любит книгу, знает ассортимент, работает на эмоцию, заставляющую вернуться в книжный магазин. На тренингах мы учим своих консультантов тому, чтобы они не оставляли без внимания ни одного посетителя, особенно если это ребёнок или подросток, – объясняет Оксана Осипова. Не стеснялись общаться и задавать вопросы. Иначе их можно будет заменить на бездушный автомат по выдаче книг. Однако мы считаем, что у книжных магазинов большие шансы оставаться в off-line формате ещё длительное время. Ведь это место живого общения, ведь это то, что с каждым годом стремительно уменьшается в современном мире.

– Сейчас многие заказывают книги online*** на сайтах известных маркетплейсов, вы теряете часть покупателей?

– Да, честно говоря, с их демпинговыми ценами и с высокими ставками арендных платежей в Калининграде нам трудно конкурировать. Однако 70% книг в России по-прежнему реализуются через розничные книжные сети и только 30% приходится на маркетплейсы – это факт и данные аналитики книжной индустрии России. Интернет-магазины и онлайн-площадки не безупречны, особенно сейчас, когда вопрос логистики и доставки в наш регион стоит очень остро, поэтому роль розничных магазинов возрастает. Бывает, заказанные онлайн книги из-за непродуманной упаковки приходят с потрёпанными обложками и корешками, а если издание заказывали в подарок, то в таком виде его уже не преподнесёшь.

Мы живём в удивительный момент времени, когда поход в книжный магазин можно назвать доброй семейной традицией. Многие постоянно отслеживают новинки, тенденции книжного рынка, приходят к нам узнать, чем же сегодня дышит книжный Калининград, а такой запрос онлайн-площадки вряд ли смогут реализовать.

– Что, по вашему мнению, не хватает книжному бизнесу в целом?

– Книжный рынок России переживает нелёгкие времена. Нам бы хотелось, чтобы на государственном уровне книжный бизнес был приравнен к образовательным объектам. Когда вместо книжного магазина из-за высокой аренды открывается очередной алкогольный маркет, мы осознаём, что будущее наших детей под угрозой. – возмутилась Оксана Осипова.

– В других странах существует поддержка книжного бизнеса, например, в Великобритании государство субсидирует часть арендной платы или предоставляет муниципальные площадки под книжные магазины. Во Франции книжному бизнесу отменили налогообложение, – рассказала Татьяна Меклерис.

– Книжный бизнес находится в кризисе потому, что сегодня потребитель думает, куда и кому он несёт свои деньги, какой сервис он за эти деньги получит, удалось ли найти то, что он искал? Книги – не товары первой необходимости, однако во время пандемии мы увидели ценность нашей розничной сети. Нам постоянно поступали просьбы о скорейшем открытии магазинов при полноценном функционировании нашего интернет-магазина и доставки.

Вектор развития и главная задача книжного магазина завтрашнего дня – это построение маршрута образовательных или развлекательных траекторий человека, выявление интересов и предложение в соответствии с его потребностями. Читатели – это движущая сила всего издательского бизнеса, ведь тренды рождаются в наших магазинах.

Сегодня самый главный конкурент для книжного бизнеса – время. Трудно в своём сумасшедшем жизненном графике найти время для себя, своего хобби – чтения книги. А в выборе подходящей книги жители и гости Калининграда всегда могут обратиться к экспертам наших магазинов «Книжная лавка».

* – Не в сети, ** – уличная торговля, *** – в сети

 

Реклама. ООО Книжная Лавка

LdtCKe7ar