Группа компаний «Продукты Питания»

Все статьи

Животноводство/растениеводство

текст Екатерина Вострилова
фото: Егор Сачко

Тема номера

Стефано Влахович президент группы компаний «Продукты питания»

3 производственные площадки:
«Продукты питания Комбинат», «Гусевский консервный комбинат», ТПК «Балтптицепром»
Дата основания компании: 1998 год
Сумма инвестиций: около 150 млн долларов
Сумма субсидий, грантов в 2015 году:
около 60 млн рублей
Количество рабочих мест:
более 2 500 человек
Общее количество работников компании по РФ: более 3 000 человек.
Оборот компании:
около 200 млн долларов в год
Количество производимой продукции:
около 60 000 тонн в год
Страны-поставщики сырья: Бразилия, Турция, Аргентина, Парагвай, РФ

Как изменился ваш бизнес с введением санкций и контрсанкций?
— Произошло увеличение доли местного производства, но при этом выросла себестоимость продукта. Подорожали импортные составляющие — яйцо, рыбная мука, аминокислота, оборудование. Многие радуются, что увеличилась доля использования местного сырья. Это действительно замечательно, что наша курица кормится родным зерном, но оно тоже дорожает. Потому что его цена растет за рубежом и производители предпочитают его экспортировать. И, если ты хочешь, чтобы оно осталось здесь, плати, как иностранцы.
— Несмотря на это, на «Балтптицепроме» сейчас идет масштабная реконструкция.
— Горизонт принятия этого решения — несколько лет. Оно было принято сразу после приобретения птицефабрики и тогда казалось логичным. Мы ведь не просто решили дырочки зашпаклевать — это масштабный проект, в основном направленный на реконструкцию убойного цеха, который был самой слабой частью предприятия. Мы заказали новое голландское оборудование стоимостью 2,5 миллиона евро без монтажа — просто за коробочки, доставленные на адрес предприятия.
Такой масштабный процесс, как реконструкция, занимает время: оборудование производится 9 месяцев, его надо выбрать, поторговаться, съездить, посмотреть на четыре завода, где его делают, понять, почему оно лучше или хуже, чем у конкурентов. Мы же не хотим выкинуть свои деньги. У нас был негативный опыт: в 2012 году купили польское оборудование для ошпарки птицы, сейчас заменяем его голландским.
— Реконструкция задумывалась для работы с новыми партнерами?
— Основная цель — произвести в Калининграде достаточное количество птицы для нашего перерабатывающего завода, одного из самых крупных в Европе. Мы хотим замкнуть цикл. Сейчас это непростая задача из-за сложного доступа к капиталу.
— Вам пришлось менять поставщиков из-за российских контрсанкций? Насколько это было сложно?
— Если покупаешь один контейнер, то можно найти поставщика. С сотней контейнеров тебя никто не ждет на складе. Значит, ты должен идти, в нашем случае — по Латинской Америке, и уговаривать компании перестраиваться с нынешних клиентов на тебя. Это месяцы работы, плюс цепочка снабжения, которая увеличивается до 60 дней. Это был такой поцелуй в лоб.
— Как сказал российский премьер-министр, это был «предпринимательский риск».
— Да и понятно, что прибыли потом не было. Некоторую продукцию мы начали покупать в России уже с НДС. И с начала года до сегодняшнего дня получили 170 проверок от налоговой по двум вопросам: где прибыль и где НДС.
— Есть ли сейчас у Калининградской области преимущества перед остальной территорией России?
— К сожалению, у нас проблем больше. Привязанность к ЕС была большим плюсом в ситуации производства товаров с импортной составляющей. Сегодня такая привязанность — камень на шее. Если бы не было финансового кризиса, можно было бы надеяться на появление новых местных производителей. Но одновременно с закрытием импорта ставки по кредитам пошли вверх до 24 процентов. В таких условиях даже производство кокаина вряд ли будет рентабельным. Сколько продлятся санкции? Допустим, кто-то возьмет кредит, сделает заводик, его откроют, красную ленточку перережет губернатор, а потом — хлоп! — и вернется польский продукт.
Но этот кризис не совсем типичный. Безработица в России составляет 5,5 процента, в Европе больше. Но реальные деньги стали стоить меньше. В результате люди не покупают квартиры, машины, холодильники, мебель, но они продолжают покупать продукты питания. Поэтому в нашем сегменте ситуация не такая плачевная. Но мы находимся в ситуации, когда надеемся не получить новый заказ. «Магнит» недавно купил сеть в Крыму и попросил нас ее снабжать, но мы не можем — из-за недостатка финансирования. Группа компаний «Продукты питания» производила 4,5 тысяч тонн полуфабрикатов, а теперь — 2,5. У меня есть приятель, который привез в Калининград линию по производству моцареллы, которая стоит на складе в Калининграде. Он не может ее запустить, потому что не хватает молока. Мне говорят, что надо было раньше думать и строить фабрику по производству яиц, тогда не нужно было бы закупать его в Европе. Хорошо, но это 20 миллионов евро, — только чтобы выйти на себестоимость. Ну, допустим, я это сделал. У меня была бы курица-несушка, которая обеспечит мое производство на полтора года. Но потом мне эту курочку-родителя снова надо будет привезти из Европы.
— Все-таки торговые ограничения могут привести к росту сельскохозяйственной отрасли?
— Могут, только очень медленно. Допустим, вы запустите яблоневый сад в 500 деревьев. Себестоимость ваших яблок будет выше на 30-40 процентов, чем польских. Потому что там миллионы гектаров яблоневых садов, и, когда граница откроется, вам кирдык.
— Сколько нужно деревьев посадить, чтобы не было кирдыка?
— Нужно выйти на сопоставимый уровень — иметь хотя бы 10 процентов от их масштаба. Тогда здесь по­явится промышленность, ботаники, которые разбираются в яблоках, удобрения. Сейчас этой экосистемы нет, и понятно, что покупать у вас будут, пока шлагбаум опущен. В сегодняшних условиях — это очень большой риск.
— Как изменилась для вас конкурентная среда?
— Производство и продукты наших конкурентов, например, пицца «Доктор Эткер», подорожала в два раза, настолько же упал рубль к евро. В каждом российском регионе есть мелкие производители — имитаторы нашего бренда, например, в Смоленске есть «Золотая корочка». У них проблем гораздо больше. Мы чувствуем сокращение конкурентной среды, и это улучшает среднесрочную перспективу.
В целом ситуация в бизнесе сейчас, как в той шутке, когда русский, белорус и немец ходят по Африке. На них нападает лев, русский кричит: «Подождите, ребята!», и начинает надевать кроссовки. Они ему: «Не помогут тебе кроссовки бежать быстрее льва!» А он: «Мне не надо бежать быстрее льва, мне надо бежать быстрее вас».
— Какой маркетинг вы предпочитаете в этой ситуации?
— Хоть он и не нужен, продукт и так продается, мы запустили рекламу на ТВ в сериале «Воронины». Воспользовались открывшейся возможностью — экономическая активность в России спала, многие крупные компании порезали рекламные бюджеты, и реклама стала дешевле. Подписали контракт с компанией Disney.

Тема номера

ПРОДУКТ:
Курица с прованскими травами
ТМ «Золотой Петушок»

Скоро в продаже — новый продукт. Приготовленная в специальном пакете и лотке для запекания, без добавления масла, курица получается необычайно сочной, аромат натуральных трав и специй придает ей совершенно новый насыщенный вкус. Высокое качество продукта гарантирует «Балтптицепром»

Тема номера

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Калининград,
пл. Победы, 10А, БЦ «Кловер»,
офисы 616-618
www.ppitania.ru