Неизученная территория

Все статьи

Как порту в Пионерском стать частью круизной индустрии и как в этом могут помочь санатории, рассказала эксперт круизной индустрии Надежда Ястржембская

Эксперт
НАДЕЖДА ЯСТРЖЕМБСКАЯ

  • Родом из Калининграда, живёт в США
  • Владелица компании Aurora Cruises & Travel, LLC
  • Имеет высший уровень квалификации специалиста по круизам международной ассоциации круизных линий (CLIA – Cruise Lines International Association)
  • В ноябре ездила в 119 круиз
  • Автор книги «Круизы 2018: секреты, советы, ответы»12+

     — Круизы популярны в США, там это хороший бизнес. В чём его особенность?
     — Это сложный бизнес, продавать круизы сложнее, чем просто отели или авиаперелёты. Он раскручен на американском рынке по многим причинам. США окружены водой, и американский народ за границу ездить не любит. Когда на рынок пришли новые «боинги», надобность в трансатлантических перевозках отпала, а корабли остались, их стали готовить к турам в рекреационных целях. Так шаг за шагом формировалась американская круизная индустрия. Индустрия подразумевает разные ниши — массового отдыха, премиум, лайт лакшери, лакшери.
     — Самая популярная — массовая, конечно?
     — Вот здесь интересная ситуация. Она начиналась как массовая, где современный лайнер — это Лас-Вегас на воде. Мои самые любимые корабли и то, с чего началась моя карьера, — это корабли класса «Оазис», первыми пропагандировавшие идею комплексного подхода. Там показывают лучшие бродвейские постановки, готовят как в лучших ресторанах, предлагают спортивные и спа-программы. Самое распространённое направление круизов в США — Карибские острова. Круизная индустрия дала толчок региону за счёт формирования новых рабочих мест. Компании стали покупать острова и делать остановки только в своих портах, причём это настолько быстро стало популярным, что, например, Royal Caribbean объявил о покупке частного острова недалеко от Австралии — Лалипа. Сейчас эта компания владеет двумя частными островами и одним полуостровом.
     — С кем конкурируют круизы?
     — С отелями формата «всё включено». Но круизы выигрывают: ведь каждое утро вы просыпаетесь в новом порту и получаете новый опыт. Программа на лайнере более разноообразна, потому что там есть то, что не каждый отель «всё включено» может себе позволить: от симулятора волны до симулятора парения в воздухе.
     — В Пионерском идёт строительство круизного терминала, который, по прогнозам, к 2020 году сможет принимать по два лайнера одновременно. Какие шансы у города Пионерский вписаться в маршруты крупных круизных компаний и что это может дать территории?
     — На Балтике много интересного, но если в маршруте по Балтике нет Петербурга, круиз продаётся плохо. Петербург — раскрученный бренд. Стокгольм, Рига, Копенгаген имеют огромную историческую ценность, что тоже интересно, если правильно преподнести. Большие амбиции у Гданьска, модернизирующего свой порт. Есть идея сделать там порт посадки и высадки. Но продвигается не порт, продвигается Гданьск, чтобы представить его как культурную столицу Польши. И Калининград должен показать, что может предложить весь регион. Допустим, мы говорим о лайнере «Эпик», который работал в этот сезон на Балтике. На нем отдыхает четыре тысячи человек, и надо, чтобы каждый был счастлив. Готова ли Калининградская область? Есть формула подсчета успешности региона, включающая результаты опроса участников круиза. Если они плохие, порт исключают [из маршрута].

Эксперт

     — Обсуждался такой вариант, когда туристы приезжают в Калининградскую область, проводят у нас несколько дней, а потом отправляются в Петербург.
     — Это называется прикруз — очень интересная схема. Актуально для туриста, приезжающего издалека. Ему неинтересно, допустим, лететь через океан ради семидневного круиза, тогда ему предлагают дополнительную программу знакомства с регионом. Это ещё одно направление развития туристического потенциала. Но в этом случае надо провести очень большую работу. Кстати, я могу поделиться идеей, которую озвучивала полякам, когда общалась с ними на тему позиционирования Гданьска и предлагала сделать из него столицу спа-отдыха Северной Европы. На американском рынке спа — доминирующий тренд. Я отправляла своих американских клиентов в санатории Сочи после чемпионата мира, и они были в восторге! Калининград тоже может этим воспользоваться. Потому что история — это хорошо, но не всем интересно. У меня есть клиенты, которые едут в Петербург и говорят: «Ну не надо Эрмитаж». Если им предложить на день спа-санаторий, расслабляющий массаж, кедровую бочку, про которую в Америке даже не слышали, и всё это за небольшие деньги, американский турист будет счастлив. Нормальная цена такого отдыха в Америке 400-450 долларов в день, здесь — 100 на двоих.
     — Сколько времени турист обычно проводит в порту, чтобы это было наиболее эффективно?
     — Стандарт для массового рынка — приход утром, где-то в 8.00, и уход около 16.00. Потому что потом лайнер в международных водах открывает казино. Для ряда компаний — это основной источник дохода, потому что они не получают дохода от продажи кают. Другие компании получили деньги за круиз, они остаются на ночёвку. Это тоже очень выгодно — нет затрат на горючее. Отчасти поэтому самыми востребованными являются круизы с заходом в Петербург на две ночёвки. Для Пионерского тоже важно, чтобы судно стояло как можно дольше. Как показывает практика, турист, купивший дорогой круиз, охотно тратит деньги на суше.
     — Насколько на рынке круизов востребован регион Балтийского моря?
     — То, что сейчас происходит в круизной индустрии, меня напрягает: мне кажется, надувается пузырь. Круизные лайнеры сейчас строят все. Даже те, кто не строил десятилетиями, спускают на воду суда вместимостью пять тысяч человек, поэтому Балтика будет развиваться. Туристы уже посмотрели Средиземное море, а Балтийское ещё остается [терра] инкогнита. Порт Петербурга уже перегружен, Эрмитаж и Екатерининский дворец физически не могут вместить весь поток туристов. Ясно, что круизные компании будут искать альтернативу. И здесь главное — запрыгнуть в правильный вагон.
     — Как это сделать?
     — Разработать концепцию и работать с продавцами круизов. Например, на специализированных выставках. Одна из них — Seatrade, ежегодно проводящаяся в Майами. У нескольких норвежских деревень, численностью в две тысячи населения, там есть представительства. Россия же представлена стендом Санкт-Петербурга и Инфофлота. Если вы хотите загрузить порт к 2020 году, то поезд уже ушел. Расписание верстается на четыре-пять лет вперед, сейчас круизные компании планируют круизы на 2023 год и далее.

Екатерина Вострилова
 Фотографии Александра Подгорчука, из архива редакции