Стоп, машина

Все статьи

иллюстрация: Маргарита Миронова
фото: Анна Полтавцева

Соседи

Анна Полтавцева
О том, что передвигаться по Берлину можно десятком разных способов, из которых такси бывает не самым быстрым, а общественный транспорт — не самым дешевым

Авторская колонка

Тот, кто жил в мировых столицах, наверняка знает, что такое транспортный вопрос, — это катастрофа. Калининградская пробка на Горького или затор на двухъярусном мосту покажутся детским садом. Бывает, торопишься куда-то — год, может, к встрече готовился, — а как встанешь намертво, и все пропало.

В Берлине все иначе. Нет, конечно, случается, что приходится постоять в послеобеденное время, но все-таки это совсем не те масштабы — благодаря прекрасно развитым альтернативным источникам передвижения и общественному транспорту.

В Берлине есть трамваи, автобусы (в том числе ночные) и два типа метро (S Bahn и U Bahn). Разницу между двумя последними навскидку не назовет даже коренной берлинец. По сути, оба бывают как подземными, так и наземными. Но линии S принадлежат железным дорогам и отличаются большей протяженностью маршрута и большим расстоянием между остановками, U Bahn — категория трамвайного транспорта.

Первое, что бросается в глаза в метро, — отсутствие турникетов. Вход и выход совершенно свободный, и покупка билетов лежит на вашей совести. Но уж если попадется контролер, то проверит по всей строгости закона. Вступать в дискуссию не будет, молча начнет выписывать штраф. На сердечность проверяющего или собственную креативность рассчитывать не стоит. Тем более что общественный транспорт завешан рекламными плакатами с нелепыми отговорками безбилетников и призывами к оплаченному проезду. Весь город разделен на три зоны — A, B и C. Для поездки по центру вполне хватит билета A, а по билету С можно уехать аж до Потсдама. Практически все остановки, в том числе трамвайные и автобусные, оборудованы электронными табло, показывающими, через сколько минут придет состав. Пунктуальность для немцев важна, поэтому картина, когда водители закрывают двери и уезжают, несмотря на то что видят бегущего пассажира, не редкость.

Для более состоятельной публики весьма недорогими покажутся многочисленные берлинские такси. С ними, кстати, есть небольшая хитрость, о которой не многие знают. Если ты поймал такси на улице и едешь короткую дистанцию (до 2 км), то водителю нужно сказать «Kurzstrecke» (курцштреке). В данном случае водитель обязан довезти пассажира за фиксированную плату 4 евро. Но это если ты такси поймал, а вот если подошел к стоящему на стоянке — будешь платить по счетчику. Таксисты курцштреке не любят.

Конечно же, рассказывая про Берлин, нельзя не вспомнить о велосипедах. На них тут ездят все — удобно, экономично и быстро. Ранним утром можно встретить представителей всех сословий, они катятся по своим делам — и важный дядя в костюме, и студент, задравший штаны, и мамаша с одним детским креслом на багажнике и одним на руле, и бабулька, перевозящая цветок в горшке… Относительно пологий рельеф города делает езду комфортной. Соответственно, город полон велосипедных магазинов — от малюсеньких, где кажется, что вытащишь один велосипед, чтобы рассмотреть, — все остальные зацепятся и рухнут как карточный домик, до огромных, по которым можно ездить, проверяя верного попутчика прямо на месте. Кроме того, на улицах бесплатно подкачают колеса, подтянут цепь. Есть даже велосипедные кафе — отдаешь байк на сервис, а сам в это время попиваешь кофе. Велосипеды можно брать с собой в общественный транспорт, спускаться с ними в метро (вагоны для пассажиров с велосипедом обозначены отдельно).

Вообще, велосипедисты — целая каста, которая борется за свои права. Они уверенно передвигаются не только по специально отведенным дорожкам (выделены красным — пешеходам по ним лучше не ходить, могут сбить), но и весьма смело ездят по самым загруженным улицам. И не дай бог автомобилисту не пропустить велосипед: догонит и по бамперу постучит, как минимум. Кроме того, по всему городу есть точки аренды велосипеда, средняя цена — 10 евро в день. Совет: обязательно пристегивайте велосипед на месте стоянки, иначе пристегнут другие. Спросите, зачем? А чтобы ночью отстегнуть и увезти или разобрать на части. Велосипедная мафия.

Велосипедные экскурсии стали частью турпакета по-берлински. Хотя в теплое время стали популярны экскурсии на сегвеях — это такие электрические самокаты, разгоняющиеся до 18 км/ч и отличающиеся большой стабильностью. Очень весело наблюдать за прохожими, когда едешь на сегвее с горы, — все так и думают, что ты сейчас завалишься. Но нет, сегвей удерживает.

Берлин, конечно, не был бы Берлином, если бы не предлагал и ряд инновационных способов передвижения по городу. Например, немецкие железные дороги несколько лет назад презентовали проект call a bike*. Это система, позволяющая арендовать велосипеды, припаркованные на специальных станциях, — вернуть такой велосипед можно в другом конце города. Для этого нужно позвонить по специальному номеру и получить код, при помощи которого отстегивается или застегивается велосипед. Стоимость аренды — 8 центов в минуту. Для желающих взять на длительный срок, например, на день, существует специальный тариф. Владельцы смартфонов могут закачать себе специальный app** и брать велосипед в аренду с его помощью.

С недавнего времени существует схожая система для аренды машин. Используя специальную компьютерную программку, находишь, где припаркована ближайшая машина-участник (как правило, это компактные смарты), сканируешь на лобовом стекле свой электронный ключ (выдается заранее при наличии европейских прав), и вуаля — дверь открывается, машина готова. Стоимость аренды — 29 центов в минуту, 14,90 евро в час. Если машина не находится в движении, платишь меньше — 19 центов. Таким образом, владельцы проекта пытаются мотивировать потребителей для поездок за покупками — пока арендатор ходит по магазинам, а машина стоит — стоимость аренды меньше.

Аналогично существует и концепция car sharing*** — здесь уже собственники сами сдают свою машину в аренду на короткий срок: автовладельцу — приработок, клиенту — недорогая аренда. Плюс меньше загрязнение воздуха, меньше припаркованных машин в городе, меньше загружены улицы — настоящий win-win**** для всех!

Если кто-то запутался в описанных возможностях передвижения по городу, можно загрузить новый берлинский app «allryder». Это программка не только подскажет, каким видом транспорта удобнее попасть из точки A в точку B, но и сделает ценовое сравнение. Вы будете удивлены — такси порой оказывается не самым быстрым, а общественный транспорт — не самым дешевым способом.

И напоследок еще один совет. Наверняка у многих туристов в Берлине случался казус — загружаешь в навигатор адрес (тут важно разобраться, как именно в твоем навигаторе написаны немецкие умляуты — ä ö ü), и оказывается, что улиц с абсолютно одинаковым названием несколько в совершенно разных районах Берлина. Какую из них выбирать — непонятно. Я пользуюсь таким трюком — обязательно вместе с адресом записываю индекс и в навигаторе ввод начинаю именно с индекса, а потом уже выбираю из списка улиц, прикрепленных к данному индексу. Работает на 100 процентов. Иначе можно устроить себе очень длинную экскурсию по городу.

*вызвать велосипед
** приложение
***обмен автомобилей
****беспроигрышный