Крестьянское лето

Все статьи

Что происходит на полях и фермах Калининградской области

На протяжении последних лет сельское хозяйство региона демонстрирует устойчивый рост. Производство скота и птицы на убой в этом году на 5 процентов выше, чем в прошлом, производство яиц увеличилось на 6 процентов, а валовый сбор овощей — на 13 процентов. Большая часть продукции, производимой крестьянско-фермерскими хозяйствами, попадает к покупателям через рынки и ярмарки. Нередко это делают не сами фермеры, а посредники, из-за чего усложняется механизм сбыта и растет цена на продукцию. Отпускная цена для производителя оказывается ниже конечной стоимости, так как риски и затраты берет на себя посредник.
Крупные сельскохозяйственные предприятия, например, «Мираторг», «Веедерн», чаще реализуют продукцию через торговые сети, а присутствие на рынках и ярмарках не рассматривают в качестве основного. Их продукция обычно дешевле, чем у мелких фермеров, так как себестоимость ниже за счет автоматизации многих процессов. Небольшому фермерскому хозяйству трудно зайти в торговые сети из-за сложности в обеспечении бесперебойных поставок в нужном объеме и в нужные сроки.
Однако фермерская продукция пользуется спросом у покупателей. Возможно, это связано с трендом на здоровый образ жизни и правильное питание. Недаром весь мир переживает бум на экопродукты. Крупные продуктовые ритейлеры стараются выставлять на полки фермерскую продукцию, несмотря на сложности работы с такими поставщиками.

Тема номера
Самостоятельно фермеры приходят к нам редко, — говорит Ирина Смирнова, руководитель отдела маркетинга Spar и торгового дома «Семья». — Чаще мы сами ищем поставщиков на ярмарках и фермерских рынках. Если продукция соответствует соотношению «цена — качество», а фермер декларирует объем, который он может поставлять в сеть, тогда мы готовы заключить договор. Мы открыты к сотрудничеству и всегда готовы помочь.
В сети продаются фермерские овощи, перепелки, яйца, индейки, козье молоко.
Мы понимаем, что объем производимой фермерскими хозяйствами продукции недостаточен для обеспечения всей сети, поэтому их продукты продаются не во всех магазинах, — продолжает Смирнова. — Но, несмотря на это, количество представленных в сети фермерских хозяйств постоянно растет.
Одно из направлений, которое может помочь в реализации продукции, в том числе в сетях, — это кооперативы сельхозпроизводителей.
Перед любым фермером встают вопросы реализации и хранения продукции. Чтобы решить их, мы предлагаем аграриям объединяться в кооперативы, — говорит врио министра сельского хозяйства Калининградской области Сергей Лютаревич. — Кооператив позволяет производителям дифференцировать направления, каждому выбрать свое. Допустим, несколько фермеров собираются и решают, что один из них выращивает картошку, другой — морковку, а третий — капусту. Но всю продукцию они отво­зят на общий кооперативный склад, где сортировкой, упаковкой и хранением продукции занимаются другие участники кооператива.

Тема номера
Недостаток площадей для хранения собранного урожая вынуждает фермеров распродавать продукцию по бросовым ценам в момент уборки, лишает возможности поставлять товар на прилавок круглый год. До конца 2016 года планируется построить три хранилища.
Строительство и оборудование овощехранилища — довольно затратное дело. Областное правительство в этом году направило около 60 миллионов рублей на развитие кооперативов, включая создание хранилищ. Гранты компенсируют до 60 процентов затрат трех кооперативов, которые стали победителями конкурсного отбора, — продолжает Лютаревич. — Государственная поддержка вкупе с кооперацией аграриев должна помочь. Потому что есть направления, которые остро нуждаются в площадях для хранения. Например, в сезон сбора яблок их невозможно реализовать в полном объеме, обеспечить хранение, поэтому их перерабатывают, например, на сок. Кооператив, развивающий это направление, получил грант.
Еще один способ реализации продукции для сельхозпроизводителей — фирменные магазины. По этому пути чаще всего идут крупные агрохолдинги и компании, имеющие большие ресурсы. Однако таким способом продается не больше 20 процентов продукции.
Например, агрохолдинг dolgov group реализует молочную, мясную и колбасную продукцию, яйца через собственные фирменные магазины и планируют увеличивать их количество. Около 15 процентов яиц птицефабрики «Гурьевская» реализуются через фирменные магазины. Остальные 80 процентов уходят в сети, мелкую розницу и государственные учреждения. Фермер Джатай Тасалиев 70 процентов продукции отдает в торговую сеть «Вестер», остальное реализует в своих магазинах. «Правдинское свино производство» тоже начало открывать собственные точки продаж, где торгует только собственной свининой.

Екатерина Вострилова
Инфографика Екатерины Бородкиной