ТРИЕДИНСТВО: анализ, технологии, личность

Все статьи

Конспект лекций спикеров, выступивших на семинаре, посвященном 25‑летию КШМБ, помогут лучше понять внешнюю и внутреннюю среду и смоделировать собственный успех

 

Век учись

тема:
Подходы к долгосрочному
прогнозированию ситуации в России

Марк Урнов
российский политолог, доктор политических наук, профессор, декан, научный руководитель Департамента политической науки факультета социальных наук Высшeй школы экономики

Как, на ваш взгляд, события прошлого года отразились на структуре российского массового сознания?
— Мы стали очень собой гордиться. До всех историй с Украиной, Крымом, Сирией популярность Путина падала, сейчас она значительно выросла. Конечно, у населения есть куча проблем: неудовлетворенность личной жизнью, ценами в магазинах, но при этом мы стали очень собой и страной гордиться. Я думаю, сами не ожидали, что так
получится.
— При этом качество жизни ухудшается…
— В нашей ментальности сытая жизнь не играет главной роли. Специфика нашей культуры заключается в том, что когда стране становится хуже на мировой арене, мы перестаем быть претенциозными. А разговоры о том, что хуже становится, потому что кругом враги, дают еще большую сплоченность.

Век учись

— Хорошо, мы зажались и верим в светлое будущее. Ценности у нас поменялись?
— Ценности практически не меняются. Я измерял их с конца 80‑х годов, и там все устойчиво: велика ценность семьи, несмотря на то что у нас большое количество разводов. Так же устойчиво ощущение себя как супердержавы, уважение к государству, очень высокое недоверие к окружающему миру. Тут много парадоксального — 70 процентов населения могут считать, что чиновники — воры, и говорить при этом, что государство должно контролировать 70 процентов сельского хозяйства. Еще мы радикальным образом отличаемся от Запада тем, что считаем необходимым материальное неравенство в обществе.

— А как же советское прошлое, оно уже не давит на сознание?
— Вот! Одновременно люди считают важным заботу государства. Это классический авторитарный взгляд на вещи: неравенство, обеспеченное государством. Если ты всего сам добился, ты паразит. А если это дало тебе государство, то — замечательно. Более того, мы хотим, чтобы государство относилось к нам по-отечески — строго, но справедливо.

Век учись

— Вы говорили, что появился пафос сталинской эпохи.
— С моей точки зрения, это исключительно психологический фокус. Когда вы начинаете рассуждать о великой державе, употребляемые вами слова мобилизуют агрессивность. Когда уровень агрессивности растет, она подтягивает к себе соответствующие символы и — появляется Сталин. Занятно, что его популярность растет, несмотря на то что в прайм-тайм на телевидении идут антисталинские сериалы.
— Появилось несколько музеев, посвященных Сталину, в разных городах установили его бюсты и памятники, его именем вновь называют улицы.
— Растет агрессивный фон психики, он требует символов. А кроме Сталина, у нас больше никого и нет подходящего. Агрессивность общества высокая, во многом это связано с дурной ситуацией на ТВ, которое демонстрирует агрессивные стереотипы, рассказывает, какие у нас ружья и ракеты, — человеческая психика к этому очень восприимчива.


Век учись

тема:
Информационная природа
современного менеджмента

Владимир Годин
профессор Государственного университета управления, доктор экономических наук, председатель Совета, первый вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования, партнер группы компаний Business Alignment

Cегодня 33 процента мировой экономики находится под влиянием цифровых технологий. В этой области есть определенные угрозы и возможности. Новые технологии фундаментально меняют представления бизнеса о том, каким образом он получает деньги клиента и какую ценность для клиента имеют товар и услуги. Так, off-line бизнес в каком-то смысле становится дополнением к on-line бизнесу.
Когда вы выстраиваете бизнес-модель, то задаете ролевые функции сотрудникам, наделяете их информацией и создаете некоторую структуру. Информация — это модель, которая отражает реальность и передается по коммуникативным каналам. Информация, которую мы получаем, уменьшает неопределенность. В нашей жизни и жизни бизнеса существует масса транзакционных систем, которые заняты этим.
Когда мы говорим сотруднику, что ему делать, мы исходим из некоторых представлений о том, как именно он должен сделать. Затем мы обеспечиваем некоторое программное обеспечение — «железо« — и в результате все это формирует «рутинную петлю». «Рутинная петля» — это то, что человек каждый день делает на своем рабочем месте. Он приходит, включает компьютер и приступает к сформированным задачам.
«Рутинная петля» характеризуется двумя вещами: как быстро сотрудник создает услугу или продукт и сколько денег тратится на его обучение и саму технологию. В этом отношении все бизнесы похожи. Например, так работает менеджер зала в банке, колл-центр и туристическое агентство. Скорость создания услуги зависит от того, насколько знания сотрудника превратились в умения. Таких «рутинных петель» довольно много. Компания представляет их совокупность, где есть сколько-то технологий: бумаги, карандашей, компьютеров, которыми пользуется сотрудник для работы. Если мы начнем их объединять в определенную структуру, это будет совокупность софта и информации.

Век учись

«С появлением аутсорсинга
мы пришли к ситуации, когда большинство идей, связанных с информационными
технологиями, должны быть доступными»

     Существует еще «петля мощности» — максимально возможная производительность сотрудников — то, на что способна ваша компания. Например, я приехал в отель и зашел в интернет — интернет и есть «петля мощности», на которую отель согласился, чтобы создать определенные возможности для своих постояльцев.
«Стратегическая петля» максимально меняет возможности нашего бизнеса. Бизнес задает вопрос системе, она спрашивает: «Можешь?», и технология говорит: «Могу». Информационных технологий много: технологии сбора, хранения, обработки и передачи информации. В рамках каждой из них есть компания, которая что-то придумывает и совершает скачок вверх. Их развитие создает новые тренды и влияния.
Эти «петли» можно выделить в работе любой компании. Так, «рутинная петля» — это базовый рабочий процесс вашей организации, «петля мощности» — то, как она развивается в реальном времени, а «стратегическая петля» — прогнозирование трендов и планирование. Знание и анализ этих процессов поможет лучше понимать, как развивать бизнес при помощи новых цифровых технологий.
Информационные системы формируют принципиально другой способ организации бизнеса. С появлением аутсорсинга мы пришли к ситуации, когда большинство идей, связанных с информационными технологиями, должны быть доступными: телефон нужен, только когда он есть у всех, иначе нам некому будет звонить. Сумасшедшее количество технологий создало эру потребителей. Эра потребителей — это то, куда мы сегодня движемся.


Век учись

тема:
Личностность и успех
в современном мире

Сергей Филонович
российский ученый, ординарный профессор, декан Высшей школы менедж­мента Высшей школы экономики, доктор физико-экономических наук

Cуществует нормативный подход к успеху — когда он задается кем-то, например, обществом. Нормы бывают разные: кто-то считает большим успехом уважение окружающих, кто-то их страх. Есть явление, называемое парадоксом успеха, когда человек много работает, отдает всего себя, но когда достигает цели, не испытывает радости. Есть и пример феноменального успеха, который описал Пушкин: «Когда я поставил точку в поэме «Борис Годунов», я скакал козлом по своему маленькому домику в Михайловском с криками: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын».
Почему одни вроде бы добиваются заметных успехов и не испытывают дикой радости, а другие, как Пушкин, еще никому не показав произведение, «скачут козлом»? Если разобраться в этом, появится инструмент проектирования собственного успеха. Чтобы что-то предпринять и не потеряться в этом мире, нужно хорошо знать самого себя.

Век учись

     Система ценностей в значительной степени определяет поведение и может способствовать или препятствовать достижению успеха. Чтобы выявить свою систему ценностей, нужно анализировать успехи, ценности, которыми вы руководствовались при их достижении, и ваши поражения. Тут поможет метод критических ситуаций: вспомните ваши успехи и неуспехи, подумайте, какие ценности вами тогда двигали. Например, добиваясь повышения, вы думали о комфортной жизни и социальном признании. Зная это, вы сможете смоделировать свой будущий успех.
Если вы уже ощущаете успех, попробуйте отдать себе отчет в том, какая часть — это действительно успех, а какая — удача. Успех повторить можно, а удачу нет. Если вы припишете себе успех, будете ждать до конца жизни, что он повторится, и не дождетесь.

текст: Екатерина Вострилова, Софья Сараева
фото: Егор Сачко
инфографика: Мария Незнанова