Три главных события уходящего года

Все статьи

Повестка дня

Алексей Денисенков вспомнил, что важного произошло в 2016 году — и с плюсом, и с минусом

привычный «кризис дозволов»
     Едва ли не каждый год в Калининградской области начинается с сюрприза. Чаще всего неприятного. То Литва или Белоруссия ограничат подачу газа, то изменится федеральное законодательство, да так, что Москве станет лучше, а Калининграду — наоборот. 2011 и 2016 годы начались с так называемого «кризиса дозволов». Жителям «материковой» России слово «дозволы» ни о чем не говорит. А многие калининградцы прекрасно знают, что это разрешения на грузовые перевозки через территорию Польши (в переводе с польского dozvole — разрешения).
     К началу этого года о количестве взаимных разрешений с Польшей договориться не получилось. Польша потребовала 100 тысяч дозволов на год, Россия с этим не согласилась, считая цифру чрезмерной. В свою очередь, поляки выразили недовольство принятыми Россией в конце 2015 года нормативными актами, касающимися определения статуса перевозки. Словом, пошли споры, переговоры, которые долгое время ни к чему не приводили. В итоге в начале года вопрос грузоперевозок подвис, 1 февраля истек срок действия прошлогодних разрешений и фуры остановились. Российские перевозчики вместо транзита через Калининградскую область и Польшу в срочном порядке переориентировались на литовскую Клайпеду, откуда регулярно ходят в Германию грузовые паромы. В результате в литовском порту образовались внушительные очереди из большегрузных автомобилей. Стоять приходилось и по неделе, и по десять дней. Очереди еще больше выросли после того, как российские фуры начали блокировать на Украине. Порты Прибалтики (кроме Клайпеды фуры идут также в латвийские Вентспилс и Лиепаю) стали чуть ли не единственным «окном в Европу» для российских и калининградских грузовиков, не считая портов Ленинградской области.
     Пришлось в спешке изобретать новые решения. Главным из них стал запуск нового парома из Балтийска в Германию. Паром пришел из Санкт-Петербурга, сделал два-три рейса в Европу, и на этом все закончилось. По дозволам с Польшей весной удалось-таки договориться, и новый паром стал нерентабельным. Отменили.
     С трепетом ждем начала следующего года. Пока рамочные договоренности с Польшей о количестве дозволов на 2017-й есть, но произойти может всякое.

Повестка дня

новая жизнь с 1 апреля
     Пожалуй, главным экономическим событием года стала так называемая «проблема-2016», точнее, ее решение. Напомним, с 1 апреля этого года калининградские предприятия потеряли таможенные льготы, которыми они пользовались для ввоза сырья из-за границы и вывоза готовой продукции на территорию «материковой» России. Фактически благодаря этим льготам, которые появились у Калининграда в 1996 году, был сформирован целый кластер импортозамещения: преференции позволили калининградской мебели, продукции пищевой промышленности, BMW и KIA, собранным на «Автоторе», и прочим товарам быть конкурентоспособными на российском рынке. Понятно, что отмена льгот могла сильно ударить по экономике региона в целом, поскольку, если брать в расчет смежные отрасли, в секторе импортозамещения было задействовано около 100 тысяч человек. И если льготы отменяются, то очевидно, что целый сектор рушится, десятки тысяч калининградцев остаются без работы.
     В прошлом году на правительственной комиссии под руководством премьера Дмитрия Медведева было принято принципиальное решение о компенсации калининградским предприятиям финансовых потерь, которые они понесли от отмены льгот. Официально это назвали мерами по поддержке рынка труда. Если упрощать, то компаниям потерянные от отмены льгот деньги компенсировал федеральный бюджет, который направлял субсидии в бюджет региональный. На этот год изначально было запланировано 66 млрд, потом сумма сократилась. Другими «компенсационными» мерами стали льготы по железнодорожным тарифам, некоторое упрощение таможенных правил, отсрочка по выплате таможенного НДС, а также снижение инвестиционного порога для резидентов особой экономической зоны со 150 до 50 млн рублей.
     До 1 апреля и бизнес, и чиновники напряженно ждали, как заработает механизм. К счастью, он хоть и не без отдельных сбоев, но заработал. Во всяком случае, напряженности на рынке труда, согласно официальной статистике, не замечено. Безработица у нас падает, уровень жизни, к сожалению, тоже. Но отмена таможенных льгот отношения к этому не имеет — проблема гораздо более глобальная.

Повестка дня

теперь только по визам
     В начале июля был заморожен режим местного приграничного передвижения (МПП) с Польшей. Режим приостановили по инициативе наших соседей. Россия по традиции ответила зеркально: приостановила действие режима со своей стороны. Поначалу говорилось, что «заморозка» связана с саммитом НАТО, который прошел в Варшаве в начале июля и на котором страны альянса приняли решение о размещении дополнительных воинских контингентов у границ России. Мероприятие было действительно важное: поляки заморозили аналогичный калининградскому безвизовый режим с Западной Украиной, а также усилили контроль на внутренних границах Евросоюза (впоследствии, то есть через месяц, эти ограничения были отменены). Потом в качестве причины назывался визит в Польшу Папы Римского и Всемирных дней молодежи, которые состоялись в конце июля. Однако мероприятия прошли, а местное приграничное передвижение с Калининградом так и не вернули. В августе МВД Польши заявило о том, что «заморозка» режима связана с требованиями безопасности, которые якобы не соблюдает Россия. Причем без каких-либо пояснений, что дает благодатную почву для фантазий.
     Новость о фактической отмене безвизового режима без энтузиазма встретили по обе стороны границы.
     — За этим термином «безопасность» можно спрятать что угодно, — за­явил в одном из интервью Петр Гжимович, мэр Ольштына, столицы Варминьско-Мазурского воеводства. — Не знаем, каким образом россияне из Калининграда могли бы угрожать безопасности Польши. Однако уверен, что отсутствие калининградцев повлияет на уровень жизни в воеводстве. Местное приграничное передвижение с Россией было для нашего воеводства важным элементом экономики. В течение последних четырех лет россияне из Калининградской области посещали наш регион, а покупая у нас товары и пользуясь разными услугами, оставляли немалые деньги.
     К слову, к решению заморозить режим МПП в Калининградской области отнеслись куда более спокойно, чем в польских воеводствах, где вдоль границы за последние годы была создана обширная торговая инфраструктура, предназначенная для покупателей из России. После обвала рубля число таких покупателей заметно снизилось (многие товары в Польше стало попросту невыгодно покупать), а приостановка МПП еще больнее ударила по малому польскому бизнесу. Сильнее всего — по так называемым «бензовозам», то есть предпринимателям, спекулирующим в Польше российским бензином. Впрочем, осенью значительная их часть уже подстроилась к новым политическим условиям, оформив многократные российские визы. И столпотворения «бензовозов» в пунктах пропуска, вроде бы рассосавшиеся в конце лета, сейчас снова актуальны.
     Главный вопрос — когда действие МПП возобновится? Политологи здесь единодушны: это произойдет лишь в том случае, если будут нормализованы отношения между Москвой и Варшавой. Пока до этого далеко. Наоборот, НАТО укрепляет многонациональными батальонами «восточный фланг», Калининград вооружают «Искандерами» и «Бастионами». А ракетам ни визовый, ни безвизовый режим не нужен.