Точно по расписанию

Все статьи

текст: Екатерина Вострилова
фото: Егор Сачко

Андрей Перлиев, cоздатель приложения Bustime, рассказал нашему эксперту в области бизнес-проектов Юнне Горобченко, на чем он зарабатывает и почему не верит в активный маркетинг

Как давно вы в бизнесе? Каков ориентир вашей компании?
— У меня пока нет компании, я работаю как частное лицо. Программированием занимаюсь с 2003 года. Мой первый коммерческий продукт — программа Point of Sale* для касс супермаркетов. Это основное ПО, используемое на кассах, в котором регистрируются все покупки клиентов.

— Как появилась идея создания Bustime?
— Этот проект я сделал для своей девушки еще в родном Красноярске. Ежедневно она ездила на работу на автобусе. Вставала в шесть утра и стояла на остановке в сильный мороз. Идея инструмента мониторинга транспорта сидела в моей голове два года, с тех пор как я сделал в 2007 году похожий проект для коммерческой организации, которая хотела контролировать свою логистику. Там я приобрел опыт работы с GPS и узнал, что все автобусы по закону должны быть оснащены трекерами. Поехал в гортранс, попросил их предоставлять мне данные, сделал техническую работу и получился инструмент, помогающий моей девушке вовремя выходить из дома на остановку.

— Когда проект превратился в коммерческий?
— Сначала он должен был приносить пользу. Спустя некоторое время его начали использовать мои знакомые. Трафик постепенно нарастал, и, когда он достиг тысячи посещений в день, я подумал, что на этом можно заработать, и разместил небольшую рекламу. С тех пор Bustime приносит доход. Я всегда считал и считаю, что для пользователей он должен быть бесплатным. Пользователь может оформить подписку и получить преференции вроде отключения рекламных блоков, установки любимых маршрутов и так далее.

— Сколько пользователей сегодня насчитывает Bustime?
— Летом традиционно наблюдается небольшой спад. Сегодня Bustime используют от девяти до одиннадцати тысяч человек в день. У Android-приложения 3500 уникальных пользователей в день, у iOS — 1700 в день. Это данные по пяти городам.

* точка продажи

Стартапы

Приложение Bustime
предоставляет

Информацию о нахождении общественного транспорта в городе в режиме online
Создано в 2013 году
В декабре 2014 года сайтом воспользовались более 91 000 человек
Bustime работает в Калининграде, Красноярске, Перми, Санкт-Петербурге, Томске

— Приложение работает на всех платформах. На что вы делали ставку изначально?

— Сначала я сделал web-версию. Интернет-браузер есть на всех устройствах, включая телевизор. Со временем пользователи в пабликах в социальных сетях стали просить сделать приложение. Я обратился к товарищу, который помог мне с технической частью. Теперь приложение доступно на iOS и Android.

— На чем вы зарабатываете?
— У меня есть два рекламных места. Они работают по определенному алгоритму. Реклама не показывается в следующих случаях: если пользователь новый и зашел первый раз, если он использует браузер Opera или Opera Mini, если у него счастливый день бывает раз в неделю и если куплена подписка. Рекламы нет в Перми, потому что это новый город для приложения и там пока действует промо-версия.

— Кто ваш основной конкурент?
— Яндекс-Транспорт, который работает в большем количестве регионов, чем я. У них есть все шансы меня раздавить — на них работают большие команды с большими бюджетами. Но они, похоже, не пользуются общественным транспортом и не видят всех недостатков своего проекта.

— Вы же понимаете, что Яндекс-Транспорт зайдет во все регионы, и очень скоро.
— Яндекс уже везде, где есть я. Я не знаю их статистики, но мой трафик пока не падает. В Санкт-Петербурге я только запустил приложение и сразу начал набирать популярность.

— Когда вы вступите в бой за российский рынок, в чем основные сложности?
— Я уже в бою, и он кровавый. Я планирую расширяться за счет подключения к проекту новых городов. Этим летом должен прибавиться еще один. Пока самая большая сложность в том, что не в каждом городе администрация готова предоставлять GPS данные.

— Какие ресурсы вам для этого нужны?
— Терпение. Пока я справляюсь один. Когда мой трафик достигнет пятидесяти тысяч посещений в день, я задумаюсь о том, чтобы нанять команду. Я ожидаю, что это произойдет в течение двух лет.

Стартапы

Экспертная оценка Юнны Горобченко:

Рынок мобильных приложений сегодня один из самых быстро растущих, с сильной конкурентной средой. Все это требует повышенной предпринимательской бдительности. Среди сильных сторон проекта Bustime — большая клиентская база, постоянная работа над приложением, регулярный выпуск обновлений. Однако Андрей недооценивает конкурентов. Сейчас на рынок транспортных приложений заходят сильнейшие игроки, которую составят сильную конкуренцию нашему герою. Кроме того, он занял намеренную позицию почти полного отказа от маркетинга и сделал упор только на социальные сети. Я бы рекомендовала ему выйти за рамки онлайн-продвижения. Даже информация, размещенная непосредственно в местах пользования, например, на остановке и в автобусах, приведет к нему невероятное количество пользователей. Андрею стоит сосредоточиться на привлечении пользователей и совершенствовании приложения до активных действий конкурентов. Тогда есть шанс, что приложение просто не отпустит пользователей.