Тест-драйв не предусмотрен?

Все статьи

В Москве, судя по всему, упорно сопротивляются актуальному поветрию в сфере развития региональной экономики — протекционизму. Павел Голубев не может иначе объяснить отсутствие эволюционных решений в проекте нового закона о Калининградской области

Авторская колонка

Дензнаки
Долгие годы различные экономические системы, будь то государство, регион, отрасль, единая торговая зона, таможенный союз или блок, всячески боролись с проявлениями протекционизма, натравливая на любителей «особых условий» антимонопольщиков, регуляторов, еврокомиссаров, инспекторов и прочих блюстителей равноправия. Казалось бы, посыл отвечает всем необходимым условиям современного общества и той экономики, к которой мы все пришли, хоть и разными путями. Здесь и единая правовая база, и единые рынки (ЕС, ВТО, АСЕАН, ТАТП, таможенный союз), и единые для всех поставщики сырья, и даже одна простая как три пальца ценовая структура, поделенная на сегменты, оставляет на чистую конкуренцию лишь +/-10 % от общей маржи. Как итог — почти задушенные монополии и картели, отсутствие выраженных преференций у отдельных игроков рынка, а также промышленное лобби, превратившееся в анахронизм на страницах учебников по экономической теории. Идеальный мир, о котором могли мечтать утописты а-ля Каутский или Фурье.
     Однако, так и не достигнув расцвета (если таковой вообще возможен), ровная со всех сторон глобальная и региональная экономическая модель дала сбой. Лондон, наивно полагая, что англичане самые умные, решил немножечко пошантажировать Евросоюз, требуя для себя «особых условий». Как известно, шантаж не прошел, и Британия теперь выторговывает у Брюсселя хоть что-то. В США к власти пришел Дональд Трамп, по сути являющийся символом заката либерализма, глобализма и равноправия в мировой экономике. 45‑й хозяин Белого дома уже приостановил членство США в ряде международных торгово‑экономических блоков и вот-вот объявит торговую войну Пекину. Санкции, ограничивающие экспортно-импортные отношения, стали чуть ли не единственным инструментом дипломатии. Это не все примеры, ясно говорящие о том, что в кризисный или посткризисный периоды дружба — крайняя роскошь. Открывать свои рынки — неоправданная расточительность. Связывать себя международными актами — неимоверная глупость. Единая валюта — рабские кандалы. Вот какие лозунги должны сейчас царить в головах экономических патриотов по всему миру. Пришло время протекционизма — большого и малого, на уровне государства и регионов, городов и предприятий.
     Вернемся в Калининград. В Калининградскую область, которая идеально создана и выхолощена для регионального протекционизма. Судите сами: отделенность от России тремя государственными границами, полная изолированность, необеспеченность ресурсами и, как это ни прискорбно, отсутствие хотя бы какого-то лобби в Кремле. Все эти постоянные делают территорию идеальной жертвой либеральной экономики и такими же идеальными бенефициантами протекционизма.

Дензнаки

     Однако в Москве ни про какой такой региональный протекционизм не слышали. Ладно мы, но и Крым с Дальним Востоком далеко не сливки снимают. Тем временем уже нынешние редакции программ развития Крыма, Дальнего Востока и отдельных ТОР’ов (территории опережающего развития) имеют вполне себе конкретные признаки наличия льгот, послаблений, преференций и прочих «особых условий», позволяющих местному бизнесу развиваться и в какой-то степени быть немного смелее и куда больше рисковать. Новый же закон о Калининградской области пока что больше похож на отписку. Ничего нового, эволюционного, тем более революционного в нем нет. Льготы на социальные выплаты во внебюджетные фонды заменены на целевые субсидии. Калининградские бизнесмены хорошо помнят, как в прошлом году их заставляли проводить социальные отчисления заранее, тем самым убивая по весне их операционную ликвидность. И теперь вместо льгот и гарантий, что такого больше не повторится, нам предлагают целевые субсидии… Какие проекты подпадут под эти цели и какими по объему эти субсидии будут — вопрос без ответа. Врио губернатора Антон Алиханов успел обратить на это внимание, что, конечно, хорошо, но хватит ли у него опыта по прохождению длинных коридоров Минэкономразвития?
     Кстати, об авторах. Новый закон о Калининградской области разрабатывается в недрах именно Министерства экономического развития, которое не так давно возглавил Максим Орешкин, бывший замминистра финансов. Его прежний шеф, глава Минфина Антон Силуанов, божился, что новый глава МЭР — не кто иной, как лучший экономист России. Другие восторгались его современным (благо, возраст позволяет) видением экономики и креативностью в работе. Сам господин Орешкин заявил, что будет работать над программой гиперактивного роста экономики РФ.
     Теперь хочется спросить: Максим Орешкин так занят программой развития всей страны, что для отдельной Калининградской области не хватило ни сил, ни времени? Если Максим Орешкин действительно хочет разработать эффективную программу развития отечественной экономики, то где же, как не в Калининграде, проводить ее локальный тест-драйв? Ведь Калининградская область по ряду параметров — Россия в миниатюре. Такая же вытянутая, с таким же развитым и перенаселенным западом. Вокруг государственная граница и выход к морю.
     Ну вот все можно понять и даже простить, но только не отписку по закону о Калининградской области. Что-то спорное — да, экономический эксперимент на живых людях — возможно. Но, пока калининградские предприниматели будут восприниматься в России как инородная угроза, пока в новом законе не уберут обязательное лицензирование поставляемых в Россию товаров и продукции, пока таможенный и налоговый режимы не «подгонят» под нас, пока область не сделают открытой для зарубежных туристов и бизнеса, любая новая редакция будет в той или иной степени отпиской.

иллюстрации: Маргарита Миронова