Сладкий франчайзинг

Все статьи

текст: Екатерина Вострилова
фото: Егор Сачко
Стартапы

Брендирование шоколада — услуга, востребованная на корпоративном рынке. Как выйти за его границы и на чем делать упор, нашему эксперту в сфере развития бизнес-проектов Юнне Горобченко рассказывают основатели компании Chocogram Никита и Мария Мелиховы

Компания Chocogram

Победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России-2014» в номинации «Семейный бизнес»
Основана в 2012 году
Штат — 20 человек

Стартапы

Вы известны рынку как проект, который занимается разработкой дизайна и продажей брендированного шоколада компаниям и физическим лицам. Какое из направлений вашей деятельности является основным?

НИКИТА: У нас есть четыре направления. Первое — корпоративный шоколад. Оно занимает главное место по объему продаж. Однако здесь мы меньше чувствуем возможность креативно подойти к продукту: чаще всего следуем фирменному стилю компании. Мы выпускаем свадебный шоколад, который оформляем в стиле love story* — им угощают гостей или отправляют в качестве приглашений. Третье направление — дизайнерский шоколад: компания придумывает концепцию, разрабатывает макеты. В этом направлении мы видим будущее. Возможно, это не очевидно, но я считаю, что стабильно существовать на рынке нам помогают именно наши идеи, реализованные быстро и в срок.

МАРИЯ: Например, мы сделали шоколадку в виде военного билета и подписали ее: «Ощути вкус выполненного долга». Она тут же стала хитом, и многие наши конкуренты теперь выпускают такие же. Мы одни из первых стали делать шоколад, оформленный в стиле instagram.

НИКИТА: В скором времени мы плотнее займемся четвертым направлением — детским шоколадом. Данный продукт будет помогать детям развиваться: головоломки, пазлы, игры — все это будем использовать при разработке упаковки.

— Большинство подобных компаний развиваются в направлении 3D-печати из шоколада и цветной печати на шоколаде. Какие горизонты вы для себя видите?

МАРИЯ: К нам обращаются компании из российских городов за покупкой франшизы. Долгое время мы отказывали, так как понимали, что еще недостаточно готовы для этого. Сейчас франшиза тестируется в Рязани. После того как мы окончательно отработаем формат, выйдем на рынок франшиз. Компании из 10 крупных российских городов уже подали заявки.

НИКИТА: Кроме того, наш дизайнерский шоколад успешно продается в Москве. Недавно мы заключили контракт с администрацией Торгового центра «Европейский». Его директору приглянулась наша шоколадка с российской символикой, и мы начали продажи. Но главная наша цель сегодня — доработать и мультиплицировать формат.

— Вы не производите шоколад — занимаетесь исключительно дизайном упаковки. Не думали о своем собственном производстве?

НИКИТА: Теоретически мы можем его изготавливать самостоятельно, но понимаем, что в таком случае он будет либо вкусный и дорогой, так как мы не сможем сравняться с крупными фабриками по объему производства, либо дешевый и невкусный. Поэтому выбрали несколько европейских и российских фабрик и работаем с ними. Качество шоколада для нас очень важный элемент, мы тщательно выбираем сорта. Объемы растут, прирост заказов за первый год составил 600 %, возможно, когда-нибудь мы займемся производством.

Стартапы

Мария и Никита Мелиховы, Юнна Горобченко

— У вас высокий рост продаж и уже много именитых корпоративных клиентов. На ваш взгляд, в чем ваше преимущество?

НИКИТА: Наверное, прежде всего в том, что мы местная компания. В Калининграде нашими конкурентами являются в основном представители московских рекламных агентств. Они предлагают ждать шоколад около месяца, так как им приходится везти его из Москвы. Наши сроки — от двух дней. К тому же у нас можно забирать большие партии частями, тогда компания получает свежий шоколад. В направлении России мы могли бы развиваться быстрее, но это не всегда возможно из-за законодательства. Например, недавно к нам обратился «Ашан» с пробным заказом в 7 000 наборов, с последующим сотрудничеством. Но мы просто не смогли вывезти шоколад за пределы области. Шоколад упакован, в нашем случае продукт произведен на территории Калининградской области, которая является особой экономической зоной, и, чтобы вывести шоколад, надо собрать целый пакет документов, который сильно отразится на стоимости. Чтобы использовать плюсы особой экономической зоны, нужны другие объемы.

— Каковы ваши конкурентные преимущества за пределами калининградского рынка на территории России?

МАРИЯ: Если кратко, то это сроки, качество и цена. Мы не думаем, что будем иметь большой успех в сегменте B2B в России — там рынок поделен. Будем делать упор на работу в потребительском сегменте и развивать направление дизайнерского шоколада. У нас это хорошо получается — быстро реализовывать оригинальные идеи.

НИКИТА: Я придерживаюсь развития через партизанский маркетинг, в том числе интернет. Мы запускали несколько акций в социальных сетях и имели большой успех. Информировать клиентов для нас очень важно, многие наши идеи копируются, но если мы займемся информационным полем, то все может измениться.

— Рынок «шоколадного» маркетинга достаточно развит и понятен, входной барьер невысокий, а это обычно сильно повышает риск развития конкуренции. Зная эту специфику, какую компетенцию вы считаете ключевой?

НИКИТА: Творческий подход и слаженная работа на всех этапах — от работы с клиентом до самого конца производства. Как бы банально ни звучало, но именно творческой составляющей не хватает нашим конкурентам, чтобы помимо брендированного шоколада предложить продукт для корпоративных мероприятий и в качестве подарков коллегам. Мы выходим за рамки стандартного продукта и предлагаем клиентам нечто большее, чем просто упаковку, — мы наполняем корпоративные мероприятия дополнительной идеей — от розыгрышей до тематических вечеров, и все это через оформление упаковки шоколада. И это очень ценится.

*история любви