Под слоем краски

Все статьи

Контекст

Конспект лекции нидерландского историка искусств Маттийса Илсинка о важных деталях на знаменитых триптихах и рисунках Иеронима Босха, которая прошла в рамках 12‑го фестиваля кино стран Европейского союза

Маттийс Илсинк,
историк искусств, преподаватель университета Неймегена (Нидерланды), координатор проекта по исследованию и сохранению культурного наследия Босха

Видящее поле
     В первую очередь, меня впечатляет в Босхе то, как он использовал бумагу, чтобы писать настоящие произведения искусства. Сегодня рисунки воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, но в начале XVI века мало кто рисовал на бумаге. Перу Босха принадлежит всего три рисунка, в числе которых «Слышащий лес и видящее поле».
     На первый взгляд, кажется, что здесь изображено сухое дерево, в дупле его сидит сова. Этот символ не случаен: изображение совы, птицы из леса, встречается практически на всех картинах художника. Сова — своего рода криптограмма Босха, аллюзия на его фамилию, которая в переводе означает «лес». Если присмотреться, наравне с обычными деревьями в пейзаж вписаны человеческие уши и семь глаз. С их помощью художник переводит знаменитую голландскую поговорку на язык искусства.
     Для меня этот рисунок — фундаментальное изображение художественных принципов Босха. Об этом свидетельствует и подпись на латыни — «несчастен тот, кто живет, ничего не изобретая».

Контекст

Сад земных наслаждений
     Самая известная картина, принадлежащая кисти Иеронима Босха. На левой створке изображен Эдемский сад, который художник видит иначе, чем его современники. Рай Босха не дарит нам спокойствие или умиротворение: он наполнен странными черными трехголовыми существами, которые выползают из темных дыр, — это ранние признаки будущей жестокости.
     Босх уникально изображает знаменитый библейский сюжет: Бог за руку приводит Еву к Адаму. Такого прочтения не встретишь ни на одной другой картине.
     На центральной панели — последствия грехопадения. Несмотря на то что здесь нет детальных изображений, мы все равно чувствуем — что-то вот-вот случится. На правой створке Босх выступает как художник-моралист, показывая последствия наших действий.

Контекст

Воз сена
     На триптихе — уже изгнанные из рая Адам и Ева. На центральной панели — воз сена, который окружает толпа людей. Епископы, особы королевских кровей и простолюдины дерутся и убивают друг друга в стремлении оторвать себе кусочек от воза. Сено написано золотыми красками, но если приглядеться, можно заметить, что его цвет тускнеет. Этот триптих — очередное проявление новаторского подхода художника, ведь до Босха никто не изображал земные блага как воз сена.
     Кстати, те люди, которые дерутся за кусочек этих благ, не видят, как на небесах появляется сам Иисус Христос. А зритель при беглом взгляде на картину обычно не замечает, что этот воз везут прямо в ад.

Контекст

Поклонение волхвов
     Даже здесь у Босха присутствует дьявол. На центральной панели триптиха волхвы приносят свои дары Иисусу Христу в знак признания его Богом. Босх вновь трактует библейский сюжет иначе, чем современники: дары, которые его волхвы приносят Иисусу, — предвестники распятия.
     В дверном проеме амбара фигура мужчины, который может показаться одним из свиты волхвов. Но присмотритесь: одежда спадает, оголенная кожа очень бледна, а на его голове терновый венец. Кроме этого, страшная язва на голени, вокруг которой некая стеклянная повязка, а чуть выше на ноге — пирсинг. Благодаря этому мы догадываемся, что этот очень странный мужчина не кто иной, как Антихрист.

Контекст

После окончания лекции в арт-платформе «Ворота» Маттийс Илсинк рассказал о своем отношении к работам Иеронима Босха и тайнах, раскрыть которые помогают современные технологии
— На протяжении восьми лет ваша работа неразрывно связана с картинами Босха и изучением его видения мира. Чувствуете, что оно влияет на вас?
— Думаю, мы все не раз замечали, что собаки и другие домашние питомцы очень похожи на своих владельцев. Но я, к счастью, пока не выгляжу как один из персонажей картин Босха (смеется). Несмотря на глубокое погружение в его творчество, о его личности я знаю не очень много, поэтому не могу сказать, перенял ли я какие-то качества. Конечно, можно было бы позавидовать свободе духа, которой пропитаны картины Босха, но эта неукротимая фантазия граничила с тем, что он во всем видел дьявола. Я же очень далек от такой параноидальной идеи.
— Как вы раскрываете тайны художника?
— Работая над проектом по исследованию и сохранению культурного наследия Босха, мы изобрели уникальную программу, которая с помощью радиографии, инфракрасного света и рентгеновских волн позволяет увидеть то, что художник спрятал под верхним слоем краски. Благодаря чему мы смогли внимательно изучить, например, головной убор Антихриста на триптихе «Поклонение волхвов». Оказалось, что, когда Босх только задумал эту картину, Антихрист выглядел еще более устрашающим: кроме тернового венка на его голове была нарисована фигура человека, который держал в вытянутых руках яйцо.
— Почему именно яйцо?
— Яйцо для Босха — важный символ и великая тайна, художнику всегда интересно, что в нем заключено, добро или зло. Поэтому изображения яиц можно встретить и на других картинах, например, в «Искушении святого Антония» или в «Саду земных наслаждений».
— В августе организаторов московской выставки «Босх. Ожившие видения» оштрафовали за рекламные постеры, где они использовали фрагменты «Сада земных наслаждений». Такая реакция могла быть при жизни художника?
— Я читал об этом инциденте в голландских газетах, из которых понял, что это возмутило Русскую православную церковь. Постеры, действительно, выглядели эпатажно. На мой взгляд, организаторы грубо вырвали фигуры из контекста и намеренно создали провокацию, поэтому реакция, которая последовала, предсказуема. Это был маркетинговый ход, причем весьма успешный, но я бы не стал заходить так далеко.
     Если же посмотреть на место этих персонажей на триптихе, мы не увидим никакого богохульства. При жизни Босх был очень уважаемым гражданином и принадлежал религиозному братству Девы Марии. Живописцу поступали разные заказы, в том числе от католической церкви, — поэтому такая ситуация кажется мне невозможной.

Софья Сараева
Фотография Егора Сачко