Деньги из мусора

Все статьи

текст: Екатерина Вострилова
фото: Егор Сачко

Тема номера

Утилизация и переработка отходов — это не только благородная миссия человечества, но еще и бизнес. Мы попытались выяснить, насколько это прибыльное дело и какие направления самые популярные

Сегодня бизнесом в сфере обращения отходов в Калининграде занимаются больше сотни организаций. «Легальный сегмент выглядит скромнее, — говорит Марк Балановский, заместитель председателя Союза переработчиков отходов Калининградской области. — Например, Союз переработчиков включает в себя 43 организации. Мы постоянно принимаем новых членов, но для нас важно быть уверенными в соответствии их деятельности законодательству. К сожалению, нелегальных операторов очень много и они приносят огромный вред окружающей среде».
Оператор по обращению с отходами — это любое предприятие, которое выполняет какое-либо действие по обращению с отходами: сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение.

Тема номера

Транспортировка и вывоз отходов
Самым выгодным бизнесом в сфере обращения отходов считается вывоз ТБО. Вывозом на свалки занимаются более 40 компаний. Несколько лет назад на этот рынок при­шли те, кто зарабатывал на перевозке металла, когда сильно упали цены в мировой промышленности. Самые крупные компании Калининграда в сфере перевозки отходов — это «Мобайл-Клининг», «Блеск», частный предприниматель Галина Сергеева. Некоторые из них диверсифицируют деятельность и расширяются, превращаясь в клининговые компании. Например, «Блеск» помимо вывоза мусора занимается уборкой территорий, офисов и частных квартир.
Кстати, вывоз ТБО — единственный сегмент, где сильно снизилась цена на услуги — сработала конкуренция. Раньше вывести «кеску» стоило примерно 3,5 тысячи рублей, сегодня — 2,5.

Тема номера
Предприятие «Форест»

Опасные отходы, к которым относится, например, ртуть и аккумуляторы, необходимо вывозить за пределы региона — на остальную территорию России. Транспортировкой отходов высокого класса опасности могут заниматься только лицензированные компании. Когда-то работал единый оператор полигона Красный Бор в Ленинградской области «Ленхиммаш», который перемещал любые отходы на любые расстояния. Несколько лет назад компания закрылась, как говорят, из-за низкой рентабельности. Услуга по утилизации опасных отходов мало востребована, а стоит недешево. Компания «ОСКАБ-Запад» занимается утилизацией отработанных аккумуляторов, которые вывозит на полигон в Подмосковье.
— Мы платим за отходы, несем издержки за приведение его в вид, пригодный для транспортировки. Самая большая статья расходов — логистика. Мы отправляем грузы только морем. Для того чтобы провести опасный груз через Литву, нужно получить специальное разрешение, — говорит Журавлев из «ОСКАБ-Запад». Для того чтобы увеличить собственную прибыль, его компания торгует новыми аккумуляторами, планирует заниматься утилизацией и транспортировкой других химических отходов.
Хранение и утилизация
Менее опасные отходы — 3-5 класса опасности — могут быть утилизированы или вывезены на полигоны и свалки в Калининградской области.
— Свалка — это кусок земли, куда просто все валится. На легальной свалке есть яма на въезде, чтобы мыть колеса и земельный вал вокруг, — говорит Балановский. — Полигон — это объект, не оказывающий воздействия на окружающую среду. У него твердое основание, водонепроницаемая подложка, сбор фильтрата, очистные сооружения и валы. Все, что скапливается от хранения мусора, идет на очистные сооружения, в землю загрязняющие элементы не попадают. По закону отходы можно размещать только на полигонах, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Свалки могут быть легальными и нелегальными. Чтобы получить лицензию на работу свалки, до июля 2014 года было достаточно иметь земельный участок, переведенный в категорию промышленной земли, разрешение на его использование в качестве свалки, наличие валов и очистных ям. В Калининградской области работает только одна частная свалка компании — «Роскемпинг» в поселке Долгоруково, остальные принадлежат муниципалитетам.
Экономика у частной и государственной свалки одинаковая. Расходы следующие: на уплотнение мусора, пересыпку песком и гравием, формирование дезинфицирующей ямы с пятипроцентным раствором формалина, земляных валов и решеток.
— Доход мы получаем в виде платы за прием мусора. Существует регулируемый государством тариф на прием отходов, в Долгоруково он составляет 66,8 рубля за кубометр, — говорит Дмитрий Садовой, коммерческий директор “Роскемпинга«. — Наша свалка может принять порядка 10 тысяч тонн в год. Очень сложно получить разрешающие документы на нашу деятельность, из проверок мы не вылезаем. Чтобы увеличить рентабельность, планируем заняться переработкой и сортировкой отходов.
В Калининградской области, по мнению Балановского, два безопасных полигона — в поселке Барсуковка Неманского района и в Жаворонково Гусевского городского округа. Основная проблема полигонов в том, что они находятся далеко от города и при стопроцентной загрузке могут принять только 10 % годового объема отходов региона. Государство не готово инвестировать в такие проекты, а частные инвесторы не торопятся.
Уже выделено несколько участков под полигоны с мусороперерабатывающими комплексами — в поселках Сычево и Голубево. В бюджете денег на это не предусмотрено, требуются инвесторы. Однако, по данным Балановского, в поселке Марийское процесс начался. Инвестор перевел в нужную категорию 110 гектаров земли и подал проект на государственную экологическую экспертизу. Завод рассчитан на переработку 300 тысяч тонн отходов в год. Инвестирует в него Борис Черняк, который занимается этой темой более пяти лет и имеет похожий проект в Сургуте.

Тема номера
Переработка
Переработка отходов — высокотехнологичное производство, которое требует больших средств на покупку, обслуживание оборудования и кадров высокой квалификации. Работать в плюс можно только там, где получаешь плату за утилизацию или можешь продавать свою продукцию.
Существенная часть операторов занимается переработкой отходов третьего и четвертого класса опасности. Например, предприятие «Синтез Лтд» специализируется на утилизации ртутьсодержащих отходов — люминесцентных и энергосберегающих ламп.
Одно из самых популярных направлений — переработка автомобильных шин. В составе Союза четыре таких переработчика, еще двое подали заявку на вступление. Автомобильные шины чаще всего преобразуются в масла или резиновую крошку, которая используется при изготовлении резиновых покрытий и кровли.
В 2005-2007 году резкий рост сферы обращения с отходами упаковочных материалов (полиэтиленовых пленок и картона) был связан с развитием телевизионных, пищевых и других производств в Калининградской области. Скупкой этих отходов и их перепродажей в Литву занималось огромное количество компаний. На рынке работали небольшие фирмы со штатом три человека и одной машиной. Экономика была простая: отходы скупались по цене от 8 до 12 рублей, а продавались в Литве на перерабатывающие предприятия по цене от 18 до 20 рублей за кубометр. Тогда в Литве развивалась сфера переработки и многие предприятия строились специально для калининградских отходов. 70 % мелких калининградских компаний, занимавшихся таким бизнесом, не пережили кризис 2008 года. Цена на покупку отходов упаковочных материалов упала до 2-3 рублей за кубометр. Сейчас на рынке осталось несколько крупных игроков, которые в свое время сделали ставку на расширение сети сбора и качество предоставляемой услуги. Среди них компания «Форест», которая самостоятельно перерабатывает отходы во вторничное сырье и только потом продает его на предприятия в Европу, где из них изготавливают, например, коробки, чемоданы и даже стулья. «Форесту» помогло выжить правильное планирование и расстановка приоритетов, ориентация не на крупные заводы, а на более мелкие организации — в основном торговые. Поэтому ручейков поступления вторсырья много и они завязаны не на производство, а на потребление. В результате у компании появился самый мощный в регионе пресс с силой давления 100 тонн, первая в городе мусоросортировочная линия, первичная переработка полимерных материалов.
Еще одно уникальное направление переработки, которое развивается уже более 15 лет, — это переработка битумосодержащих отходов. Компания «Олимп-Дизайн» с 1998 года работает в сфере переработки битумосодержащих отходов мягких кровель, отработанных машинных масел, полимерных отходов и производстве кровельных наплавляемых материалов марки «Экорубит» — собственной разработки. Автором разработок переработки нефтяных отходов является глава компании Святослав Лавриненко, он же председатель Союза переработчиков отходов. Компания перерабатывает любые нефтяные отходы в кровельные материалы. Их использование экономит до 30 процентов бюджета любого капитального ремонта.
— Несколько лет назад мы утилизировали некондиционный шоколад у шоколадной фабрики и добавляли его в свою продукцию. Или использовали масло с кораблей Северного моря, содержащее рыбий жир. Когда кровлю из такого материала кладут с помощью горелки, над домом образуется воронка из чаек, чувствующих запах рыбы, — вспоминает Лавриненко.
«Олимп-Дизайн» поставляет материалы частным заказчикам и управляющим компаниям.
— Наша основная проблема в сбыте. Сейчас мы работаем только с коммерческими компаниями, — говорит Лавриненко. — Наш бизнес никак не связан с госзаказом. Мы боремся за введение квотирования на услуги переработчиков отходов для муниципальных и государственных предприятий, найдем дополнительный сбыт, государство получит качественные материалы по низкой цене, и у переработки отходов появится шанс стать популярной отраслью.
В целом с подобной проблемой сталкивается большинство предприятий, занимающихся рециклингом отходов, хотя у них есть все: технологии, кадры, оборудование. Кажется, что единственный выход — донести плюсы своей продукции до потребителя. Для этого Союз ведет активную просветительскую работу, организовывает акции по сбору батареек, CD-дисков, проводит семинары для управляющих компаний.

Тема номера

Нелегальные операторы
Нелегальное обращение отходов — это не только моральная проблема, которая мешает работать легальным и добросовестным компаниям. В основном «пираты» не утилизируют отходы, а просто избавляются от них.
— Утилизировать одну шпалу стоит, к примеру, пять рублей за килограмм. Сделать дешевле невозможно. Какая-нибудь компания дает цену в два рубля и вы­игрывает конкурс на утилизацию у крупного предприятия. В итоге же просто вывозят шины в ближайший лес или водоем, — говорит Балановский. — Чаще всего нелегалы работают с отработанными машинными маслами, которыми топят котельные, аккумуляторами, которые сдаются под видом цветного металла. Если работать нелегально, это прибыльный бизнес — минимум затрат, максимум прибыли и вреда окружающей среде.