Заряд уверенности в себе

Все статьи


Елена Плахута

Более 20 лет в бизнесе

Начинала с продажи кожгалантереи и бижутерии в прикассовых зонах супермаркетов «Виктория». Сегодня владеет шестью магазинами модной одежды в Калининграде и Светлогорске

Портфель брендов: Patrizia Pepe (Италия), Rich&Royal (Германия), Diego M (Италия), Duno (Япония), Baronia (Германия), Frandsen (Германия), Karl Lagerfeld (Германия), Campione (Германия), Navigare (Италия), Barbara Lebek (Германия), ASH (Италия), Mac (Германия), Franzen (Дания), Normann (Дания), Robell (Дания)

Образование: MBA


– Елена, знаю, что вы задумались о создании собственного бренда одежды. Расскажите.

– Мой бизнес не обошли стороной проблемы, связанные с падением импорта: некоторые поставщики отказываются продолжать работать с российскими дистрибьюторами, другие – отменяют наши заказы. Мы оказались в ситуации тотальной неопределённости, никто не может знать наверняка, останутся ли европейские марки и как долго ещё можно будет отправлять платежи в Европу. Ясно в этих обстоятельствах только то, что ни в коем случае нельзя останавливаться. Я вижу один из выходов в разработке коллекции одежды из высококачественных тканей. Думаю, что двадцатилетний опыт работы с премиальными европейскими брендами станет хорошим подспорьем новому проекту.

– Вы планировали создавать бренд ещё до 24 февраля? Или идея появилась только сейчас, на фоне нестабильности?  

– Мы давно планировали разнооб­разить бизнес, но только проектом, не связанным с индустрией моды. В нынешних условиях мне показалось правильным поддержать то, что есть, а не идти в новую нишу. Когда ситуация начнёт хотя бы немного стабилизироваться, рассчитываем вернуться и к другим планам.

– Вы начали заниматься бизнесом, когда вам было немногим больше двадцати лет.

– Скорее, в то время мои проекты начали приобретать очертания бизнеса. А продавцом я стала ещё в четырнадцать – во время каникул на пляже в Светлогорске продавала немцам янтарь.

– Немцам?

– Я заметила, что им нравится, когда с ними говорят на немецком, под­учила язык – и  все покупатели пошли ко мне (смеётся). Было весело, но непросто: каждый день приходилось подниматься в гору с тяжёлым рюкзаком, набитым камнями, когда одноклассники в это время безмятежно загорали. Зато у меня появились деньги.  

– Это было главной мотивацией?

– В то время да. Хотелось заработать немного денег, начать путешествовать. Когда мне было двадцать пять, я впервые оказалась в Италии – без преувеличения, это была любовь с первого взгляда. В какой-то момент поймала себя на мысли, что хочется бывать здесь как можно чаще. Но не выйти замуж за итальянца, как обычно загадывают молодые девушки, а регулярно приезжать в Италию с деловыми поездками. К тому времени у меня уже был небольшой бизнес – магазины с кожгалантереей и бижутерией в прикассовых зонах супермаркетов «Виктория». По приезде стало очевидно, что пора задуматься о развитии.

– Что было дальше?

– Я убедилась в том, что мысли материальны, потому что дорога привела именно в Италию (улыбается). Верю, что нужно правильно формулировать свои мечты, и тогда начнут находиться возможности для их воплощения. Мне удалось познакомиться с лидерами текстильного бизнеса, узнать, как всё устроено, как работает логистика. Сделала вывод, что для того, чтобы был толк, заказы нужно размещать на фабриках и исключать из цепочки посредников. Вскоре стало понятно, что успех бизнеса напрямую зависит от того, владеешь ли ты торговыми площадями – аренда требует колоссальных затрат. Поэтому все силы были брошены на то, чтобы хотя бы раз в три года приобретать новый объект коммерческой недвижимости. Когда ты не зависишь от договора аренды, у тебя больше возможностей экспериментировать с марками.

– На каких брендах вы остановили выбор?

– Из первой поездки в Италию привезла Diego M, сегодня верхняя одежда бренда представлена в бутике Concept и магазине 7 seasons в Светлогорске. Также, пока изучала ассортимент итальянских брендов, удалось договориться о сотрудничестве с немецкой маркой Concept. Считаю это большой удачей.

– Почему возможность сделать заказ у Concept – это удача?

– В ассортименте бренда были куртки, чей характер подходит российским женщинам: качественные ткани, красивая фурнитура, яркие оттенки. Наши женщины любят яркое, поэтому закупка оказалась стопроцентным попаданием в цель. Особенной популярностью эти куртки пользовались у туристов, прилетающих на Балтику с чемоданом, набитым купальниками, и тут они сталкиваются с нашей непредсказуемой погодой. Уже через год мы вышли на самые большие в Калининградской области объёмы продаж. После этого я стала эксклюзивным представителем бренда, немцы начали выдавать товарные кредиты, что значительно упрощает работу. Поэтому я называю сотрудничество с Concept большой удачей. Но, к сожалению, бренд закрыли – владельцам к тому времени было уже за семьдесят.

– Для вас это стало ударом?

– Могло бы им стать, если бы в магазинах не были представлены другие бренды. Я на своём опыте не раз убедилась в том, что диверсификация снижает риски, придаёт бизнесу устойчивость. Вскоре после ухода Concept с рынка мы увеличили объём продаж одежды, обуви и аксессуаров других немецких производителей, с кем прежде работали небольшими заказами.

– Что вам дало образование MBA?

– Управленческий опыт, который сразу же удалось применить на практике. И, конечно, заряд уверенности в себе. Сотрудничество с европейскими брендами также многому научило – немцы известны своей пунк­туальностью и строгими требованиями к партнёрам по бизнесу, нам следовало им соответствовать.


– Вас знают в Калининграде прежде всего как владелицу монобрендового бутика Patrizia Pepe. В какой момент вы заполучили Patrizia в свой марочный портфель?

– Patrizia Pepe – мой самый любимый итальянский бренд. Мы не сразу открыли монобрендовый бутик, всё начиналось с небольших заказов для магазинов в Светлогорске. Открытие монобрендового бутика оказалось непростой задачей, но, несмотря ни на что, мы на это решились.

– В этом году бутику Patrizia Pepe исполняется пять лет – вам всё-таки удалось не расстаться с брендом.

– Patrizia Pepe – марка с перчинкой. Одежда этого бренда создана для сильных, самодостаточный и успешных женщин. Женщина в Patrizia Pepe – красивая, деловая, стильная, сексуальная и всегда в центре внимания. Работать с таким брендом было мечтой, но в то же время открытие магазина на арендованных площадях противоречило моим принципам. Если бы не супруг, всецело поддержавший идею, я бы, наверное, на это не решилась.

Понять, что нужно нашим клиентам, удалось только методом проб и ошибок. После этого мы стали действовать, опираясь не на интуицию, а на статистические данные и непроданные остатки – в нашем деле это один из важнейших показателей. Выяснилось, что покупатели предпочитают повсе­дневную одежду: удобную, в стиле спортивный шик. При этом в спортивном костюме от Patrizia Pepe можно пойти и на деловую встречу, а если вы случайно окажетесь в ресторане, будете выглядеть ярко и уместно.

– Я слышала, что вы лично знакомы с Патрицией Бэмби. Расскажите о встрече.  

– Меня пригласили в Милан, на тусовку в честь открытия нового формата бутика Patrizia Pepe Club. Во время презентации я познакомилась с Патрицией. Когда стала рассказывать ей о своём бутике, оказалось, что она прекрасно осведомлена о нашей работе – было очень приятно.

– Вы обсуждали с представителями бренда текущую ситуацию? Думают ли они о приостановке деятельности?

– Большинство марок ищет любые возможности, чтобы остаться на российском рынке. Если Rich&Royal допускает возможность ухода – у нас уже не получилось выкупить свой заказ на зиму, – то Patrizia Pepe, напротив, разработала меры поддержки российских партнёров. К примеру, бренд зафиксировал валютный курс на уровне 75 рублей. Весной евро бил исторические рекорды, мы же продолжали делать заказы без оглядки на эти скачки. Когда посыпались логистические цепочки, Patrizia нашла новый маршрут через Республику Беларусь. Сейчас прорабатываются варианты доставки грузов через Китай.

– Почему Patrizia Pepe важно остаться в России?

– Потому что Россия – огромный рынок сбыта, причём не только у Patrizia Pepe. Для Diego M потеря российских покупателей равноценна банкротству. С итальянским брендом с японскими корнями Duno мы работаем недавно, но чувствуем с их стороны поддержку.

– Как, на ваш взгляд, происходящие события отразятся на ценности дорогих, люксовых вещей?  

– Я могу поделиться только собственными ощущениями. Неопределённость появилась не вчера, крайне напряжёнными были последние несколько лет. За это время желание купить новую сумку Gucci ушло на дальний план. Но Gucci – это люкс, а мы работаем с марками уровня премиум. И мне кажется, что этот сегмент станет востребован. Сегодня, когда многие из нас не могут свободно путешествовать по миру, шопинг может заменить радостные эмоции, которые мы получаем, бывая за границей. Покупка качественной, модной одежды – отличный способ поднять настроение и самооценку.

 

– В начале нашего разговора вы сказали, что первое время главной мотивацией было желание зарабатывать. Что вас мотивирует сегодня?

– Моя семья – двое детей и муж (улыбается). Мне хочется, чтобы у наших детей был немного другой жизненный путь. Может быть, они захотят стать врачами или спорт­сменами – для меня важно дать им все возможности для этого. Поэтому вдохновение и идеи не заканчиваются. Особенно сейчас, когда каждые пару лет приходится адаптироваться к новой ситуации.

– Супруг работает с вами?

– Да, ему всегда были интересны мои проекты. Раньше мы вместе ездили на выставки в Дюссельдорф и Милан: муж за рулём, я в это время придумываю что-то новое – уже тогда действовали как команда. Поэтому я не удивилась, когда муж решил присоединиться к бизнесу. Наверное, в тот момент он понял, что это давно не просто работа, а наш образ жизни. То, что он взял на себя огромное количество задач, связанных с поставками товаров и ведением документации, позволило мне сфокусироваться на творческих задачах и уделять семье и близким больше времени. Очень важно сохранять баланс между работой и личной жизнью. Был период, когда я настолько погрузилась в достижение целей в бизнесе, что всё остальное перестало радовать и приносить удовольствие – это неправильно. Как много внимания ни требовал бы бизнес, нужно уметь не уходить в дела с головой и вовремя переключаться.