Способность к адаптации

Все статьи

 

Как перфекционизм и психологическое образование помогли Ирине Громовой создать экосистему интеллектуального и личностного развития, которая меняет рынок.

Мысли по-крупному

– «Английская школа #1 Ирины Громовой» больше не школа английского языка, а школа личностного развития. Когда и почему решили переформатировать бизнес?

– Трансформация началась довольно давно, с тех самых пор, когда мы впервые стали инкорпорировать в уроки элементы личностного развития. Нет никакого смысла в том, чтобы просто учить иностранный язык. Максимум, что это даст – хорошие отметки и умение самостоятельно сделать заказ в ресторане где-нибудь за границей. В Английской школе углубленное изучение языка и, соответственно, каждый наш урок – это, в первую очередь, средство эмоционального, интеллектуального и личностного развития. Высочайшая квалификация наших преподавателей позволяет через изучение языка учить детей думать, развивать эрудицию, воспитывать в них чувство эстетики, эмпатию и эмоциональный интеллект.

– Вы говорите, что заниматься личностным развитием позволяет квалификация преподавателей.

– Да, именно так. Только преподаватель, обладающий высочайшей квалификацией, развитым интеллектом и современным взглядом на мир, находящийся в курсе всего, что в нём происходит – от новейшего музыкального трека до актуальных спортивных событий, – может погрузить ученика в правильный контекст, в котором ребёнок сможет максимально развить свои навыки. Это один из принципов гуманистической психологии, на которую мы опираемся.

Приведу пример. Наша команда уже несколько лет предоставляет образовательным учреждениям услуги профессионального аудита. Мария Князева (директор Английской школы #1. – Ред.) сейчас находится в очередной командировке, где присутствовала на уроке английского языка. Один ученик опоздал. Когда учитель спросил, с чем связано опоздание, ученик на хорошем английском ответил, что зачитался книгой, а по дороге слушал любимого исполнителя, поскольку урок посвящён музыке. Отвечая на вопрос о любимом исполнителе, он назвал оперного певца Пласидо Доминго. Учитель спросил: «Кто это?» Для меня такой вопрос – профессиональное самоубийство. В нашей школе подобная ситуация невозможна. Если ученик спросит, что происходит в мире или кто является основоположником того или иного музыкального направления, каждый из преподавателей сможет дать развёрнутый ответ. Создать контекст, располагающий к получению знаний, может только адекватный взрослый, с которым у детей налажены доверительные отношения. Наших преподавателей дети уважают не из-за статуса учителя, а потому, что видят в них ролевую модель. Мы создаём для ребенка образ адекватного взрослого, который понимает, принимает, развивает и заботится.

– Три года назад я брала у вас интервью (см. № 232 за октябрь 2019 года. – Ред.) и спрашивала, находите ли вы рост школы – к учёбе приступали рекордные 900 учеников – закономерным. Вы ответили, что в отношении вашей компании нет никаких закономерностей. Завершив трансформацию, вы сработали на опережение. Это снова не закономерность?

– В этом отношении мне близка философия индивидуализма Айн Рэнд. Я считаю, что если каждый делает свою работу идеально, то результат этой работы будет востребован и мир станет лучше. Очевидно, что в нынешних экономических условиях образовательный рынок просядет, поэтому мы заранее просчитали, что будет с показателями компании при 10-, 20-, 30-процентном сокращении числа учеников. Я понимала, что ни при каких обстоятельствах падение не превысит трети. Однако в итоге мы не потеряли ни одного ученика. В листе ожидания на следующий год – 260 человек. Наверное, можно назвать случайностью. Но я думаю, что это всё-таки закономерный результат нашей качественной работы.

– В 2020 году, до начала пандемии, вы анонсировали амбициозный проект – Лингвистический лицей для учащихся 10-11-х классов, предполагающий обучение на двух языках. Он должен был стать важным этапом трансформации из языковой школы в школу интеллектуального развития. Но открытия не было.  

– Лингвистический лицей – это единственный проект, который мы задумывали, но не реализовали. И я этому рада. Рособрнадзор не выдал разрешения на образовательную деятельность только потому, что у нас не было отдельного здания. К слову, я купила здание в центре города, на улице Чайковского, которое через два года превратится в классическую Английскую школу. Но общего образования в школе не будет.

– Почему?  

– Когда родители обращаются за дополнительным образованием, они понимают его ценность. А когда отдают детей в частную школу, особенно в дорогую, ценность образования начинает уходить на второй план. На первый план выходит получение отличного аттестата и золотой медали. Так вот моя задача – не бодаться с родителями за оценки, а дать максимальное количество знаний и компетенций. Поэтому мы будем преподавать литературу, обществознание и другие предметы школьной программы на английском языке, но не будем выдавать аттестат – это останется прерогативой общеобразовательной школы.

Стань первым среди равных

– Хочу подробнее поговорить с вами о личностном развитии. Мне кажется, что с появлением большого числа инфопродуктов стало непонятно, что это такое.

– Я абсолютно согласна. Понятие личностного развития нивелировалось благодаря тому, что все кому не лень сегодня продают курсы и так далее. Вредит ли это нам? Я считаю, что нет; мы в безопасности. Во-первых, у нас безупречная репутация. Во-вторых, мы используем лучшие методики из Санкт-Петербурга: я долго и упорно тестировала их, на протяжении последних полутора лет изучала их эффективность.

Когда мы говорим о личностном развитии, прежде всего имеем в виду личный пример. Я выстроила бизнес таким образом, что каждый преподаватель – это личность, которая становится ролевой моделью для ученика. Когда к нам приходит ребёнок, учащийся в третьем классе – предподростковый возраст, личность формируется очень мощно, – мы начинаем с того, что замеряем его личностный потенциал. У нас есть широкий набор инструментов, чтобы измерить его с точки зрения понятийного мышления, образно-логического – любого. Благодаря этому мы понимаем, откуда стартуем. И уже в процессе обучения видим прогресс ученика и определяем, как максимально эффективно реализовать его индивидуальный образовательный маршрут. Именно это мы называем личностным развитием посредством изучения языка.

– Международные мониторинги TIMSS, PIRLS и PISA* говорят о том, что наша школа сильна в формальных знаниях, но слаба в практических. Согласны?

– Нет, я категорически не согласна с таким разделением. Российское образование никогда не было ремесленным, оно фундаментальное – в этом сила нашей страны. Перед школой не стоит задача дать детям практические знания. Задача школы – на базе таких серьёзных предметов, как биология, физика и химия, развить понятийное мышление. И только когда ребёнок увидит картину мира, основанную на серьёзном теоретическом знании этих предметов, он сможет приступить к развитию практических навыков.  

– Какие вызовы перед вами сегодня?  

– Главный вызов – расти самим. Чтобы заниматься личностным развитием ребёнка, каждому преподавателю нужно очень серьёзно повышать свою квалификацию. Весь этот год мы работали на то, чтобы получить дополнительное психологическое образование. Каждую неделю читала лекции своим преподавателям, мы очень подробно говорили об эмоциональном интеллекте, разбирали кейсы. Приглашала двух специалистов из Санкт-Петербурга, чтобы разобрать методики сказочной песочной терапии. Теперь инкорпорируем эти техники и другие терапевтические элементы во все уроки.     

 

– В связи с последними событиями наблюдали растерянность в команде?

– Подобных настроений нет. Я сразу сказала преподавателям, что они могут ни о чём не волноваться: контракт заключен на год, подушка позволяет всё это время обеспечивать их финансовую безопасность.

– Стоимость обучения изменилась? Какова сейчас цена знаний?

– Мы повысили стоимость приблизительно на 20 процентов, теперь обучение стоит от 10 тысяч до 13 тысяч рублей в месяц (самая дорогая программа – Британская Школа 22 000). Разумеется, были переживания по поводу возможной потери учеников – но, как я уже говорила, они оказались напрасными.  

– Как ухудшение экономических условий повлияет на рынок образовательных услуг, темпы его развития?

– Мне кажется, никак не повлияет. Образование – единственная сфера, которая всегда будет востребована. За последние месяцы мы неоднократно слышали от родителей наших учеников, что они готовы урезать все статьи расходов, кроме обучения. Потому что именно образование даёт возможность управлять своим будущим.  

– В Казахстане недавно прошла конференция, идея которой – образование должно стать главным направлением. Почему вопросам образования сейчас уделяется внимание на государственном уровне?

– Потому что уровень образования напрямую влияет на качество экономики. Чем умнее собственники бизнеса, тем быстрее и точнее они принимают решения, а значит, тем выше будет экономический потенциал государства. Чем больше умных людей живёт в стране, тем выше требования к тому, что здесь происходит – начиная от обслуживания в ресторане, заканчивая политической стратегией. А чем выше запрос, тем выше качество жизни.

Успех начинается здесь

– Три года назад вы рассказывали о дочери Марии: стала первой студенткой школы, затем присоединилась к преподавательскому составу. Сегодня она – директор программы British School**. Что ещё изменилось?

– Во-первых, Маша получила степень магистра. Она училась по совместной программе БФУ им. И. Канта и Третьяковской галереи, две недели проходила практику в музее. Мы не преувеличиваем, когда говорим, что «Искусство» в British School преподаёт первоклассный специалист. Во-вторых, в прошлом году Маша вошла в жюри Всероссийской олимпиады для школьников – это очень серьёзный опыт. Ещё одно достижение – приглашение разрабатывать тесты для нового учебника по английскому языку издательства «Просвещение». Маша – выпускница Сорбонны (Париж), университета NILE (Великобритания) и программы FLEX (США), где вошла в тройку лучших студентов. Что касается психологии, она официально имеет право проводить и интерпретировать цветотест Люшера и интеллектуально-личностную диагностику детей от 6 до 17 лет.  

– Повышение квалификации – инициатива Марии или ваша?

– В свои двадцать пять лет Маша существенно меня опередила. Как преподаватель английского языка она уже достигла пика карьеры. Однако амбиции у неё не такие, как у меня, поэтому приходится помогать и направлять.

– Сложности из-за этого не возникают?

– Нет, я остаюсь для неё авторитетом. И хотя она и росла в тени звёздной мамы, у неё всё в порядке с самооценкой. Маша прекрасно осознаёт своё интеллектуальное превосходство. Я каждый день говорю ей, что горжусь.

– Вы относитесь к ней как к равноправному партнёру?  

– Нет, потому что пока ей не интересно управлять бизнесом. Я тридцать лет посвятила тому, чтобы у моего ребёнка была возможность заниматься тем, от чего он кайфует. Было бы неправильно что-то навязывать.

– Мы много говорим об обучении детей. Программы для взрослых тоже есть?

– Да, у нас учатся около 120 взрослых – это немало. В последнее время мы стали больше заниматься корпоративным обучением, одна из новых групп – команда тату-студии Molotov Tattoo. Ребята замечательные, все получают огромное удовольствие от процесса. Чтобы взрослым было интересно, важно не объяснять им, что такое пассивный залог, а дать возможность общаться в кругу людей с таким же социальным и интеллектуальным уровнем.

– Умение найти подход к самым разным людям – залог вашего успеха?   

– Безусловно. Если ты умеешь общаться только с людьми одного круга, ты никогда не выйдешь за его пределы. Гибкость – важнейший навык в бизнесе и в жизни. Поэтому мы уделяем большое внимание развитию адаптивности, учим детей смотреть на события не с двух сторон, а с шести. Кстати, когда я пришла в психотерапию, супервизор сказал, что ещё не встречал людей с такой адаптивностью, как у меня. Это качество очень помогает в бизнесе и в жизни.

– Что ещё открыли в себе за время обучения?

– Я поставила перед собой серьёзный челлендж – за три года стать лучшим психоаналитиком в Калининграде, – обычно на это уходят десятилетия. Это было важно ещё и потому, что с возрастом начинаешься бояться потерять живость ума и гибкость. И когда во взрослом возрасте у меня получилось с нуля освоить новую, сложную профессию, я поняла, что с гибкостью мышления всё в порядке – это стало приятным открытием (улыбается).

* TIMSS  мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования, PIRLS   международное исследование качества чтения и понимания текста, PISA  международная программа по оценке учебных достижений.
** – «Британская школа» – флагманская программа Английской школы #1. Ученики изучают определённый набор предметов на английском языке в дополнение к основной школе.