С «пиратов» снимут чёрную метку

Все статьи

 

Минцифры изучает возможность отказаться от ограничений доступа к сайтам, предоставляющим нелицензионный видеоконтент западных компаний. Но на определённых условиях. Об этом в ведомстве сообщили в конце июня. Насколько велика вероятность реализации этой инициативы и как она отразится на работе российских онлайн-кинотеатров? Выяснял кинообозреватель, автор телеграм-канала «Киноблог «Фак ю, Спилберг» Антон Хоменко

Июнь стал месяцем одобрения «пиратских» сервисов для просмотра кино и сериалов. Сначала зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что не видит ничего предосудительного в скачивании недоступного в России контента западных правообладателей через «правильные пиратские» ресурсы. Об этом он заявил в интервью российским СМИ, фрагмент которого опубликовал у себя в телеграм-канале. Дмитрий Медведев признал, что раньше отрицательно относился к этой идее как юрист, но потом изменил мнение. «Сейчас я к этому отношусь по принципу «что хотели, то и получили». Пусть они, значит, недобирают деньги. Вот если они ушли от нас, всякие «Нетфликсы» там и прочие, значит, будем это всё скачивать, будем пользоваться бесплатно», – пояснил он. Неделю спустя в Минцифры заявили, что изучают возможность отказаться от ограничений доступа к сайтам, предоставляющим нелицензионный видеоконтент западных компаний. Правда, как отметили в министерстве, такой видеоконтент не должен быть легально представлен в российских онлайн-сервисах, не должен находиться в кинотеатральном прокате и не должен содержать экстремистские материалы и пропаганду ЛГБТ.

Ещё в прошлом году, когда Sony, Warner Bros, Disney, Netflix и другие студии ушли из России, активно обсуждалось, что культура потребления платного контента в нашей стране погибла, так и не успев толком зародиться. Теперь можно совершенно точно говорить, что она в очередной раз поставлена под угрозу, потому что массового зрителя интересуют прежде всего блокбастеры. Их главными производителями являются как раз ушедшие с российского рынка студии. Подавляющее большинство зрителей не интересуются российским, скандинавским и азиатским кинематографом. А теперь, когда голливудский контент можно будет смотреть законно, любые попытки вернуть пользователей на легальные онлайн- и оффлайн-площадки заранее если не обречены на провал, то столкнутся с серьёзным сопротивлением.
Уже около года «пиратские» сервисы и так толком не блокируются. Представленный там контент обильно разбавлен навязчивой рекламой (в основном букмекерских компаний), картинка не всегда хорошего качества и озвучка тоже оставляет желать лучшего. Но новые эпизоды западных сериалов, которые официально не выходят в России, появляются день в день, премьеры ушедших голливудских студий можно найти в среднем через неделю. Правда, зачастую это так называемые «экранки», но непритязательным кинозрителям этого вполне хватает.

Кадр из сериала «Голяк»

НА ЧТО ОРИЕНТИРУЮТСЯ РОССИЙСКИЕ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЫ

К июню этого года фильмов и сериалов корейского и турецкого производства в России впервые стало больше голливудских. В РБК изучили картины, доступные сейчас на «Иви», «Кинопо­иске», Okko, Wink, Premier, Kion и more.tv и пришли к выводу, что голливудских картин осталось примерно 200-270. Это очень мало. Такой низкий показатель во многом объясняется истечением лицензионных договоров со студиями-мейджорами, из-за чего в библиотеках не только исчезли старые фильмы, но и не появляются новые. Скорее всего, с 1 июля этот показатель ещё больше сократился, потому что в конце июня истекло ещё несколько лицензий на онлайн-показ в России части голливудского контента.

В Wink подчеркивают, что уход американских мейджоров стимулирует интерес, в частности, к турецкому контенту. Лидером по числу азиатского контента стал «Кинопоиск», где представлено 276 корейских и турецких проектов, а самое большое количество именно турецких сериалов и фильмов представлено на «Иви» – 63. Как отмечают представители онлайн-площадок, проекты из Южной Кореи и Турции популярны у зрителей – их смотрит каждый десятый пользователь Okko, а доля времени просмотра контента из этих стран в кинотеатре Start достигла почти 6%, а на more.tv – 22% от общего времени просмотра всех подписчиков. В Kion, в свою очередь, хоть и признают растущий спрос на фильмы и сериалы из Турции и Кореи, утверждают, что прямой взаимосвязи между страной происхождения проекта и его популярностью нет. В Premier также подтверждают, что, несмотря на активное пополнение библиотеки стриминга контентом из этих стран, ориентироваться сервис будет на российского производителя.

 

КАК МОНЕТИЗИРУЕТСЯ СОБСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ РОССИЙСКИХ СТРИМИНГОВЫХ СЕРВИСОВ

Выручка российских онлайн-кинотеатров от продажи контента собственного производства на сторонние площадки за 2022 год достигла 5,1 миллиарда рублей. Об этом говорится в отчёте компании J’son & Partners Consulting, опубликованном в начале апреля этого года. По оценкам экспертов, весь рынок легальных видеосервисов в 2022 году снизился на 12,9% по сравнению с 2021-м и составил 86,25 миллиарда рублей. Аналитики учитывают данные по выручке онлайн-кинотеатров (независимых и принадлежащих телекомоператорам или телеканалам), видеоплатформ социальных сетей, агрегаторов контента и информационных сервисов.

Лидером по выручке от продажи собственного контента среди онлайн-кинотеатров стал Start. Ему удалось выпустить 20 своих проектов в 2022 году, которые принесли 2,25 миллиарда рублей. Сервис «Иви» весной 2022 года представил семь оригинальных проектов – выручка от их дистрибуции составила около 900 миллионов рублей. Активное создание собственного контента началось в 2018 году, но бум случился в 2021-м, когда количество оригинальных проектов выросло более чем в два раза по сравнению с показателем годичной давности. В общей сложности к этому времени было создано 87 проектов. Оригинальный контент для видеосервисов – это брендообразующие проекты, способствующие привлечению новых подписчиков. Однако продажа прав другим площадкам становится ещё и одной из основных статей доходов видеосервисов.

 

ГЛОБАЛЬНО ВРЯД ЛИ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТСЯ

Участники рынка и близкие к киноиндустрии эксперты уверены, что возможное принятие инициативы Минцифры не «убьёт» официальные онлайн-кинотеатры. Легальный и теневой бизнес вполне могут ужиться вместе. Преимущества есть и у тех, и у других. Зрители, предпочитающие комфорт и качественную картинку, продолжат платить за подписку. А сами онлайн-платформы будут искать новые возможности для законного показа популярных кино- и телепроектов. Многие голливудские блокбастеры (например, «Джон Уик 4») можно увидеть и в кинотеатрах и в «цифре». Всё зависит от того, насколько твёрдо чиновники решили легализовать «пиратов» и когда именно это произойдёт.

Кадр из фильма «Переводчик»

 

Станислав Сидоров, эксперт компании Pro Control:

Если эта инициатива будет принята, то, на первый взгляд, может повлиять на снижение посещаемости и выручки онлайн-кинотеатров. Если пользователи смогут бесплатно и легально смотреть западные фильмы и сериалы на сайтах с нелицензионным контентом, они могут в меньшей степени пользоваться услугами платных площадок. Официальные онлайн-кинотеатры смогут сосредоточиться на предоставлении российского и другого лицензионного контента, который не доступен на «пиратских» сайтах. Кроме того, они могут изменить свою модель монетизации, предлагая дополнительные услуги. Например, эксклюзивный контент, более высокое качество видео без рекламы и так далее, чтобы привлечь больше пользователей. Важно отметить, что эти последствия могут быть только предположительными, так как они будут зависеть от реализации этой инициативы и реакции пользователей на неё. Вполне возможно, что многие зрители продолжат использовать официальные онлайн-кинотеатры из-за их удобства, качества контента и отсутствия рекламы. Однако инициатива Минцифры в любом случае подчеркивает необходимость инноваций и гибкости в индустрии онлайн-кинотеатров для сохранения и увеличения аудитории и выручки.

Ксения Балюк, журналист, кинокритик, автор телеграм-канала «Што это было»:

Как показывает история, запретительная политика не работает. Самый яркий пример – сухой закон. Отрицательное влияние на экономику очевидно. Когда производитель вынужден отозвать свой товар или услугу, спрос никуда не исчезает. В итоге предложение уходит в тень и образуется ниша вне закона, где деньги идут мимо системы, то есть не участвуют в экономике. С нелицензионным программным обеспечением, которым пользуются в России даже крупные корпорации, та же история.
Если объяснять на примере онлайн-кинотеатров, то существующий сегодня нелицензионный контент мог бы стать помощником официальным площадкам, а не врагом. Взять новые сезоны сериалов, которые не публикуются в онлайн-кинотеатрах – тот же «Голяк». Его четвёртый сезон никак не освещается на официальных платформах, поэтому человек может почувствовать себя оторванным от глобальной культуры, ведь во всем мире новые эпизоды увидели ещё в сентябре 2022 года, а в России многие вообще не слышали о продолжении проекта.
Если переводить в экономику, то когда зритель впервые видит новый сезон условного «Голяка» на нелицензионной платформе просто потому, что к нему нет официального доступа, то, чтобы ознакомиться с предыдущими сезонами, он, скорее всего, зайдёт на официальный сервис. Очевидно, это самый простой способ. Или если его заинтересуют другие работы шоураннера, то удобнее будет так же перейти в официальный онлайн-кинотеатр. Как ни крути, это дополнительный трафик в онлайн-кинотеатры, а это, в свою очередь, деньги, которые могут быть потрачены на производство или приобретение нового контента.

Анастасия Свиридова, киноблогер, автор телеграм-канала Cinemacritix:

В случае принятия такой инициативы работа официальных онлайн-кинотеатров может быть затронута, но, на мой взгляд, не так значительно. Да, они будут продолжать предоставлять доступ к лицензионному контенту, который является легальным и доступным в российских онлайн-сервисах. Понятно, что кто-то (как и всегда было) сможет беспрепятственно обратиться к сайтам, предлагающим нелицензионный контент. Не стоит забывать, что многие зрители предпочитают удобный способ просмотра и в одном сервисе, поэтому выбирают онлайн-кинотеатры. Их выручка может упасть из-за возможного вывода «пиратских» площадок из серой зоны, но, на мой взгляд, не критично. Опять же потому, что аудитория хочет комфорта.
В целом, влияние такой инициативы на работу официальных онлайн-кинотеатров, их посещаемость и выручку будет зависеть от множества факторов, включая доступность контента, разноплановость, качество предоставляемых услуг и предпочтения пользователей. На мой взгляд, в обоих случаях всегда найдётся своя аудитория. А о цифрах в плане выручки сейчас говорить очень сложно, так как необходимо понимать, в какой период времени инициатива будет одобрена (если вообще будет) и какие именно «пиратские» сайты «разблокируют» в Минцифры.

Кадр из фильма «Джон Уик 4»

 

Мария Козлова, журналист, автор телеграм-канала «КиноМуся»:

Как человек, который любит смотреть кино и сериалы, я, конечно, за. Мы и так это смотрим, просто приходится потратить чуть больше времени, где-то включить VPN. Смотреть станет проще. Корректно ли это по отношению к индустрии? Наверное, нет. Как человек, который пишет про кино и видит индустрию под другим углом, я не могу сказать, что поддерживаю эту идею. Потому что по факту мы сложим все яйца в одну корзину – «пиратским» сайтам ничего не помешает добавить лицензионный контент и просто замкнуть пользователя на себе. Российским онлайн-кинотеатрам и так непросто, а в таких условиях тягаться будет совсем невозможно. Вряд ли кто-то закроется. В первое время они будут пытаться расширить базу фильмов, но в конечном итоге останется просто горстка преданных фанатов. Я не думаю, что официальные онлайн-кинотеатры пойдут по пути добавления нелицензионного контента. Максимум – начнут искать пути и возможности добавления максимально возможного количества фильмов. Последние фильмы Гая Ричи, например, или «Джон Уик 4» пришли к нам вполне легально. Так что какие-то возможности есть.
Интерес к официальным онлайн-кинотеатрам падает и, скорее всего, с легализацией «пиратских» сервисов упадет ещё. Но не думаю, что настолько катастрофически, чтобы привести к закрытию. Торренты, Kinopub и куча других сайтов, где мы смотрим кино и сериалы, существуют давно. При этом все официальные онлайн-кинотеатры живы. Выручка, конечно, тоже упадёт, потому что проблема не только в недобавлении новых фильмов и сериалов, но и в «выпиливании» старых, что всё больше заставляет зрителя задуматься: «Ну и зачем мне эта подписка?» Но опять же, в России такие кинотеатры всегда часть какого-то бизнеса. Возможно, наоборот, будут какие-то плюсы. В любом случае, я считаю, что если брать среднюю температуру по больнице в России, количество пользователей, которые прям хотят смотреть Netflix, не так уж велико. Для среднестатистического россиянина подписка на Wink или more.tv важнее и глобально вряд ли что-то изменится.

Иван Трифонов, автор телеграм-канала про стриминговые сервис и сериалы Into The Streaming-Verse:

Я думаю, здесь всё зависит от того, в каком именно формате будет принят этот закон и, что самое главное, как он будет реализован на практике. И, что немаловажно, от того, будут ли давить на «пиратские» онлайн-кинотеатры, которые не захотят превращаться из «пиратов» в «каперы», и если да, то насколько сильно. На мой взгляд, большинство крупных нелегальных онлайн-кинотеатров не будет в особом восторге от предложения зарегулироваться и перейти на сторону закона – у них есть трафик, постоянный приток рекламного дохода (хоть и от лимитированного количества рекламодателей), аудитория, готовая им платить либо рублём, либо опосредованно через просмотр рекламы на сервисе в обмен на «сервис одного окна», в котором доступно практически всё, что хочет найти на подобных сервисах основная доля аудитории. Если «пиратские» сервисы согласятся удалить у себя определённый контент, доступный в официальных онлайн-кинотеатрах, то значительное количество фильмов и сериалов из них пропадёт.
Что перевесит – недовольство зрителей и готовность уйти туда, где можно смотреть всё и сразу в одном месте, или легализация, дополнительные источники аудитории и дохода и, возможно, какие-то дополнительные преференции – сейчас сказать сложно. Мне кажется, что без «кнута» (то есть дополнительных инициатив, направленных на пессимизацию в выдаче и блокировку «пиратских» ресурсов) одним «пряником», т.е. легализацией и выводом из реестров заблокированных сервисов эту инициативу реализовать не получится. Чем именно эта легализация поможет, что она означает и чего лишатся те, кто не согласится сотрудничать с Минцифры – непонятно. Подозреваю, что без конкретики эта инициатива пока вызывает у представителей «пиратских» сервисов, в лучшем случае, сдержанный интерес.