Минцифры изучает возможность отказаться от ограничений доступа к сайтам, предоставляющим нелицензионный видеоконтент западных компаний. Но на определённых условиях. Об этом в ведомстве сообщили в конце июня. Насколько велика вероятность реализации этой инициативы и как она отразится на работе российских онлайн-кинотеатров? Выяснял кинообозреватель, автор телеграм-канала «Киноблог «Фак ю, Спилберг» Антон Хоменко
Июнь стал месяцем одобрения «пиратских» сервисов для просмотра кино и сериалов. Сначала зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что не видит ничего предосудительного в скачивании недоступного в России контента западных правообладателей через «правильные пиратские» ресурсы. Об этом он заявил в интервью российским СМИ, фрагмент которого опубликовал у себя в телеграм-канале. Дмитрий Медведев признал, что раньше отрицательно относился к этой идее как юрист, но потом изменил мнение. «Сейчас я к этому отношусь по принципу «что хотели, то и получили». Пусть они, значит, недобирают деньги. Вот если они ушли от нас, всякие «Нетфликсы» там и прочие, значит, будем это всё скачивать, будем пользоваться бесплатно», – пояснил он. Неделю спустя в Минцифры заявили, что изучают возможность отказаться от ограничений доступа к сайтам, предоставляющим нелицензионный видеоконтент западных компаний. Правда, как отметили в министерстве, такой видеоконтент не должен быть легально представлен в российских онлайн-сервисах, не должен находиться в кинотеатральном прокате и не должен содержать экстремистские материалы и пропаганду ЛГБТ.
Ещё в прошлом году, когда Sony, Warner Bros, Disney, Netflix и другие студии ушли из России, активно обсуждалось, что культура потребления платного контента в нашей стране погибла, так и не успев толком зародиться. Теперь можно совершенно точно говорить, что она в очередной раз поставлена под угрозу, потому что массового зрителя интересуют прежде всего блокбастеры. Их главными производителями являются как раз ушедшие с российского рынка студии. Подавляющее большинство зрителей не интересуются российским, скандинавским и азиатским кинематографом. А теперь, когда голливудский контент можно будет смотреть законно, любые попытки вернуть пользователей на легальные онлайн- и оффлайн-площадки заранее если не обречены на провал, то столкнутся с серьёзным сопротивлением.
Уже около года «пиратские» сервисы и так толком не блокируются. Представленный там контент обильно разбавлен навязчивой рекламой (в основном букмекерских компаний), картинка не всегда хорошего качества и озвучка тоже оставляет желать лучшего. Но новые эпизоды западных сериалов, которые официально не выходят в России, появляются день в день, премьеры ушедших голливудских студий можно найти в среднем через неделю. Правда, зачастую это так называемые «экранки», но непритязательным кинозрителям этого вполне хватает.

Кадр из сериала «Голяк»
НА ЧТО ОРИЕНТИРУЮТСЯ РОССИЙСКИЕ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЫ
К июню этого года фильмов и сериалов корейского и турецкого производства в России впервые стало больше голливудских. В РБК изучили картины, доступные сейчас на «Иви», «Кинопоиске», Okko, Wink, Premier, Kion и more.tv и пришли к выводу, что голливудских картин осталось примерно 200-270. Это очень мало. Такой низкий показатель во многом объясняется истечением лицензионных договоров со студиями-мейджорами, из-за чего в библиотеках не только исчезли старые фильмы, но и не появляются новые. Скорее всего, с 1 июля этот показатель ещё больше сократился, потому что в конце июня истекло ещё несколько лицензий на онлайн-показ в России части голливудского контента.
В Wink подчеркивают, что уход американских мейджоров стимулирует интерес, в частности, к турецкому контенту. Лидером по числу азиатского контента стал «Кинопоиск», где представлено 276 корейских и турецких проектов, а самое большое количество именно турецких сериалов и фильмов представлено на «Иви» – 63. Как отмечают представители онлайн-площадок, проекты из Южной Кореи и Турции популярны у зрителей – их смотрит каждый десятый пользователь Okko, а доля времени просмотра контента из этих стран в кинотеатре Start достигла почти 6%, а на more.tv – 22% от общего времени просмотра всех подписчиков. В Kion, в свою очередь, хоть и признают растущий спрос на фильмы и сериалы из Турции и Кореи, утверждают, что прямой взаимосвязи между страной происхождения проекта и его популярностью нет. В Premier также подтверждают, что, несмотря на активное пополнение библиотеки стриминга контентом из этих стран, ориентироваться сервис будет на российского производителя.
КАК МОНЕТИЗИРУЕТСЯ СОБСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ РОССИЙСКИХ СТРИМИНГОВЫХ СЕРВИСОВ
Выручка российских онлайн-кинотеатров от продажи контента собственного производства на сторонние площадки за 2022 год достигла 5,1 миллиарда рублей. Об этом говорится в отчёте компании J’son & Partners Consulting, опубликованном в начале апреля этого года. По оценкам экспертов, весь рынок легальных видеосервисов в 2022 году снизился на 12,9% по сравнению с 2021-м и составил 86,25 миллиарда рублей. Аналитики учитывают данные по выручке онлайн-кинотеатров (независимых и принадлежащих телекомоператорам или телеканалам), видеоплатформ социальных сетей, агрегаторов контента и информационных сервисов.
Лидером по выручке от продажи собственного контента среди онлайн-кинотеатров стал Start. Ему удалось выпустить 20 своих проектов в 2022 году, которые принесли 2,25 миллиарда рублей. Сервис «Иви» весной 2022 года представил семь оригинальных проектов – выручка от их дистрибуции составила около 900 миллионов рублей. Активное создание собственного контента началось в 2018 году, но бум случился в 2021-м, когда количество оригинальных проектов выросло более чем в два раза по сравнению с показателем годичной давности. В общей сложности к этому времени было создано 87 проектов. Оригинальный контент для видеосервисов – это брендообразующие проекты, способствующие привлечению новых подписчиков. Однако продажа прав другим площадкам становится ещё и одной из основных статей доходов видеосервисов.
ГЛОБАЛЬНО ВРЯД ЛИ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТСЯ
Участники рынка и близкие к киноиндустрии эксперты уверены, что возможное принятие инициативы Минцифры не «убьёт» официальные онлайн-кинотеатры. Легальный и теневой бизнес вполне могут ужиться вместе. Преимущества есть и у тех, и у других. Зрители, предпочитающие комфорт и качественную картинку, продолжат платить за подписку. А сами онлайн-платформы будут искать новые возможности для законного показа популярных кино- и телепроектов. Многие голливудские блокбастеры (например, «Джон Уик 4») можно увидеть и в кинотеатрах и в «цифре». Всё зависит от того, насколько твёрдо чиновники решили легализовать «пиратов» и когда именно это произойдёт.

Кадр из фильма «Переводчик»
Станислав Сидоров, эксперт компании Pro Control:
Если эта инициатива будет принята, то, на первый взгляд, может повлиять на снижение посещаемости и выручки онлайн-кинотеатров. Если пользователи смогут бесплатно и легально смотреть западные фильмы и сериалы на сайтах с нелицензионным контентом, они могут в меньшей степени пользоваться услугами платных площадок. Официальные онлайн-кинотеатры смогут сосредоточиться на предоставлении российского и другого лицензионного контента, который не доступен на «пиратских» сайтах. Кроме того, они могут изменить свою модель монетизации, предлагая дополнительные услуги. Например, эксклюзивный контент, более высокое качество видео без рекламы и так далее, чтобы привлечь больше пользователей. Важно отметить, что эти последствия могут быть только предположительными, так как они будут зависеть от реализации этой инициативы и реакции пользователей на неё. Вполне возможно, что многие зрители продолжат использовать официальные онлайн-кинотеатры из-за их удобства, качества контента и отсутствия рекламы. Однако инициатива Минцифры в любом случае подчеркивает необходимость инноваций и гибкости в индустрии онлайн-кинотеатров для сохранения и увеличения аудитории и выручки.
Ксения Балюк, журналист, кинокритик, автор телеграм-канала «Што это было»:
Как показывает история, запретительная политика не работает. Самый яркий пример – сухой закон. Отрицательное влияние на экономику очевидно. Когда производитель вынужден отозвать свой товар или услугу, спрос никуда не исчезает. В итоге предложение уходит в тень и образуется ниша вне закона, где деньги идут мимо системы, то есть не участвуют в экономике. С нелицензионным программным обеспечением, которым пользуются в России даже крупные корпорации, та же история.
Если объяснять на примере онлайн-кинотеатров, то существующий сегодня нелицензионный контент мог бы стать помощником официальным площадкам, а не врагом. Взять новые сезоны сериалов, которые не публикуются в онлайн-кинотеатрах – тот же «Голяк». Его четвёртый сезон никак не освещается на официальных платформах, поэтому человек может почувствовать себя оторванным от глобальной культуры, ведь во всем мире новые эпизоды увидели ещё в сентябре 2022 года, а в России многие вообще не слышали о продолжении проекта.
Если переводить в экономику, то когда зритель впервые видит новый сезон условного «Голяка» на нелицензионной платформе просто потому, что к нему нет официального доступа, то, чтобы ознакомиться с предыдущими сезонами, он, скорее всего, зайдёт на официальный сервис. Очевидно, это самый простой способ. Или если его заинтересуют другие работы шоураннера, то удобнее будет так же перейти в официальный онлайн-кинотеатр. Как ни крути, это дополнительный трафик в онлайн-кинотеатры, а это, в свою очередь, деньги, которые могут быть потрачены на производство или приобретение нового контента.
Анастасия Свиридова, киноблогер, автор телеграм-канала Cinemacritix:
В случае принятия такой инициативы работа официальных онлайн-кинотеатров может быть затронута, но, на мой взгляд, не так значительно. Да, они будут продолжать предоставлять доступ к лицензионному контенту, который является легальным и доступным в российских онлайн-сервисах. Понятно, что кто-то (как и всегда было) сможет беспрепятственно обратиться к сайтам, предлагающим нелицензионный контент. Не стоит забывать, что многие зрители предпочитают удобный способ просмотра и в одном сервисе, поэтому выбирают онлайн-кинотеатры. Их выручка может упасть из-за возможного вывода «пиратских» площадок из серой зоны, но, на мой взгляд, не критично. Опять же потому, что аудитория хочет комфорта.
В целом, влияние такой инициативы на работу официальных онлайн-кинотеатров, их посещаемость и выручку будет зависеть от множества факторов, включая доступность контента, разноплановость, качество предоставляемых услуг и предпочтения пользователей. На мой взгляд, в обоих случаях всегда найдётся своя аудитория. А о цифрах в плане выручки сейчас говорить очень сложно, так как необходимо понимать, в какой период времени инициатива будет одобрена (если вообще будет) и какие именно «пиратские» сайты «разблокируют» в Минцифры.

Кадр из фильма «Джон Уик 4»