
Руководитель «Королевского национального балета Грузии» Гела Поцхишвили рассказал, как танец влияет на туристическую привлекательность страны, и почему он ест хинкали только на родине
С 1990 года коллективу «Королевского национального балета Грузии» рукоплескали свыше 40 миллионов человек. Артисты балета выступали в 80 странах и продолжают активно гастролировать — из-за плотного графика интервью было под угрозой срыва. Наш звонок застал балетмейстера и художественного руководителя в Париже, встретившем труппу солд-аутом.
— Гела, пока настраиваю диктофон, расскажите, как погуляли по Парижу?
— О, прекрасно! Этот город создан для тех, кто любит. Или не любит, но готов полюбить (смеется).
— Готова начинать. В мае вы выступите в Калининграде с программой «Огонь Грузии». Это же не классический балет?
— Нет, аутентичные грузинские танцы и современные хореографические решения. Работая над этой программой, мы применили принципиально новый подход, создали сценическое шоу. «Огонь Грузии» — это не отдельные номера, а полноценный спектакль, объединенный общей идеей и сюжетной линией.
— Вы называете шоу путешествием по уголкам Грузии.
— «Огонь Грузии» начинается с побережья Черного моря, после чего мы движемся на Восток, исполняем традиционные танцы горцев, которые отличаются ритмом и пластикой. Второе отделение знакомит зрителей со старым Тбилиси — городом, где издревле жили грузины, евреи, цыгане, украинцы, русские, армяне, азербайджанцы, осетины. В этом удивительном смешении разных народов и есть дух города, который я называю грузинским стилем.
— Грузия набирает все большую популярность у туристов. «Грузинский стиль» в этом помогает?
— Безусловно. Мы считаем своей миссией популяризировать грузинскую культуру. У людей, по каким-то причинам не приезжавшим в Грузию, есть возможность прикоснуться к ее красоте, почувствовать на концерте огонь и гостеприимство нашего народа. Многие после этого пишут, что мы вдохновили их на путешествие, а одна женщина из Якутии съездила в Тбилиси уже трижды и теперь покупает там дом. Лучшая награда — когда зритель приезжает в мою родную страну, понимает ее и любит. Я сам объездил земной шар четыре раза, но ни разу не захотел остаться где-либо еще, какими бы тяжелыми ни были времена.
— А в грузинские рестораны во время поездок заходите?
— Если они есть. Вы хотели спросить, нравится ли мне? Ну… Скажу так, еда отличается. В Европе просто нет приправ такого качества, как в Грузии. Поэтому хачапури и хинкали нужно есть только у нас.
— Вы возглавили «Королевский национальный балет Грузии», когда коллектив был уже известен.
— Вы правы, его создал мой отец еще в 1962 году при государственной филармонии. Я танцевал в труппе двадцать два года, постепенно стал ставить сам — редактировали вместе с отцом, отдельные постановки вносили в шоу. В 1985 году стал главным балетмейстером.
— Столкнулись с критикой?
— Еще будучи танцором, подвергался особенной цензуре со стороны отца. Критика, пожалуй, самая сложная вещь в нашем искусстве, но именно справедливые замечания позволяют сделать качественное шоу. Когда в 1999 году в наших постановках появился классический балет, критики было много. Старшему поколению не нравится, что мы меняем национальный танец, добавляем в него современные движения и эффектные элементы. Критика неизбежна, когда создаешь что-то, что до тебя никто не делал. Если твою работу не комментируют, значит, ты создал что-то простое и неинтересное.
Любовь – образ моей жизни. Танцевать и жить без нее не имеет смысла
— Главное, чтобы эксперименты нравились зрителю?
— Конечно, мы все делаем для этого. С новой программой объездили весь мир, и везде наши постановки имели огромный успех. Когда зрители впервые аплодировали стоя на протяжении двадцати минут, это казалось нереальным. Сейчас привыкли, перестали удивляться.
— Чем вы объясняете такой успех?
— Тем, что при всех экспериментах нам удается сохранить культуру грузинского народа, энергию, фольклор. Я счастлив, что мы доказали публике и профессиональным хореографам: можно показать национальные танцы иначе. Наши танцоры делают все от души, выполняют сложные прыжки и движения с невероятной энергией. Мы никогда не останавливаемся, все время добавляем что-то новое, меняем характер и порядок танцев, какие-то отдельные движения и другие нюансы. Для меня как постановщика важно, что «Огонь Грузии» получился таким шоу, которое можно смотреть во второй, и в третий раз, и ни один концерт не будет одинаковым.
— Сами смотрите концерты из-за кулис?
— Напротив, всегда в зале. Иногда в партере, иногда за пультом с техниками. Могу что-то снимать на видео, чтобы потом поругать или похвалить. Пока артисты танцуют, я работаю, это всегда живой процесс.
— В вашем коллективе больше 30 танцоров. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Это красивые мальчики и девочки с серьезным танцевальным образованием: классическая хореография и национальные танцы. Для меня важно, чтобы танцоры были профессионалами. Дисциплина также необходима: мы всегда в туре, поэтому не должно быть конфликтов и накладок. У нас все дружат друг с другом, дружат со мной, а самое главное — знают, когда мы работаем, а когда отдыхаем и можно чачу выпить (смеется).
Могу поругать, но только для того, чтобы танцоры подарили зрителям еще больше страсти и любви. Любовь — образ моей жизни. Танцевать и жить без нее не имеет смысла.
— Слышала, что вы готовите сюрприз в конце программы.
— Да, на последнем аккорде концерта, когда публика не отпускает нас и зовет на бис. Не буду раскрывать секреты, скажу лишь, что сам поднимаюсь на сцену. Приходите, чтобы увидеть!
«Королевский национальный балет Грузии» представит программу «Огонь Грузии»6+ на сцене «Янтарь-холла» 10 мая. Начало в 17.00
Софья Сараева
Фотографии предоставлены компанией