От диплома до дебюта

Все статьи

 

Фестиваль «Короче» в этом году стал шестидневным, а также впервые представил программу дебютного кино. Её победителем стала картина режиссёра из Татарстана Байбулата Батуллы «Бери, да помни» – история взаимоотношений дедушки и внука, который приезжает в деревню на лето. «Королевские ворота» встретились с Байбулатом за несколько дней до победы картины и обсудили его путь в киноиндустрии, возможность существования авторского фильма с Александрой Реввой в главной роли, а также, как руководить на съёмках собственным отцом

 

– Вы начинали в КВН.

– Да, но я не доходил до серьёзного уровня. Дело в том, что я учился в хореографическом училище, а там ежегодно делали ёлки, спектакли для детей и их невозможно было прогуливать. А именно в этот момент шёл фестиваль КВН в Сочи, и я так на него ни разу не попал. И поэтому моя серьёзная карьера в Клубе весёлых и находчивых так и не началась. Хотя в Республике Татарстан мы дошли до финала, даже были какие-то предложения. Но училище было в приоритете.

– То есть в вашей кинокарьере это роли не сыграло?

– Да, прямой связи нет, учитывая то, что видеоконкурсы у нас обычно были самые плохие. Но сейчас практически каждый второй, кто занят в сериальной и киноиндустрии, – человек из КВН. Я их язык немного знаю и свои силы в КВНе я в меру попробовал. До Сочи доехать хотелось. В итоге я доезжал туда только с фильмами.

– А как тогда в вашей жизни появилось кино?

– Наверное, это ещё из детства, когда я приходил домой после детского сада, а по телевизору показывали сериал «Команда А» и я почему-то тоже хотел быть в этой команде и сниматься. Плюс я вырос за кулисами в театре, у меня отец имеет к нему отношение, и я наблюдал за театральными процессами. Но в театр я почему-то никогда не хотел. А кино как-то началось в шутку: я снимал своих «Биониклов» (персонажей из конструктора Lego. – Ред.), взрывал их, из этого даже получился 15-минутный фильм. Затем стал снимать сам себя, научился монтировать, выложил «ВКонтакте», народу понравилось, и я потом ещё вторую часть фильма с собой сделал. Веселился. А в классе седьмом начались разговоры о том, куда пойти после школы и я как-то подумал, что было бы здорово поступить во ВГИК. Но во ВГИК я не поступил: пытался трижды, и ни разу не прошёл. Тогда возникла Московская школа кино, я попал в неё и с тех пор занимаюсь только кино.

– Короткометражка «Половинки», с которой вы приезжали на фестиваль «Короче» в 2017 году, была вашей первой подобной работой?

– Да, это был мой дипломный фильм. В процессе обучения мы много всего делали: и тизер сериала, и рекламу, которую крутили по телевидению и в сетях. У нас была интересная система обучения, я даже порадовался, что не поступил во ВГИК, потому что в МШК было максимальное количество практики и тесное взаимодействие с индустрией.

– Как вы попали с этой короткометражкой на «Короче»?

– Мы доделали эту дипломную работу, она попала на «Кинотавр». А там уже возникла цепная реакция, ну и после «Кинотавра» основной площадкой был «Короче». В то время стоял строгий лимит на длину в 15 минут для короткометражного фильма, и я помню, что пришлось фильм подрезать. Но в интернет я выложил версию, которую мы показывали на фестивале.

– Вы тогда получили премию за лучший сценарий. Какие впечатления оставил у вас тот фестиваль?

– Было ощущение свободы, потому что на «Кинотавре» есть какая-то иерархия, всё очень серьёзно. А на «Короче» всё было более демократично. Тогда фестиваль длился три дня и был таким же коротким и динамичным, как и сами короткомет­ражки. Насладиться городом я не успел. Это был такой «тизер» Калининграда, но мы вместе с командой, с которой тогда приезжали, всё равно с теплотой вспоминаем это время.

– Ну сейчас-то фестиваль длится шесть дней, наверняка у вас получилось что-то посмотреть.

– Да, мы с родителями съездили в Зеленоградск. Мама очень хотела увидеть море. Очень красивый город, такой зелёный, как с открытки. А в Калининграде мне показалось, что все какие-то добрые. На дорогах все на доброй волне, уступают. Мне просто так на улице пожелали что-то хорошее. Приятно.

– Какими были ваши дальнейшие шаги после участия в фестивале «Короче»? Получилось ли попасть в киноиндустрию?

– После фестиваля обычно поступают предложения о каких-то вариантах сотрудничества. В первую очередь это идёт со стороны сериальной индустрии, она более широкая, да и сериалы более оперативно производятся, несмотря на длину. Я снимал коммерческие ролики, и у продакшна, для которого я их делал, был 17-серийный проект для телеканала СТС под названием «Большая игра». Они предложили мне запрыгнуть в этот паровоз, а я согласился, будучи совершенно далёким от мира футбола. Но креативные продюсеры сериала обожают эту игру и сами написали всю историю. Я согласился, практически не задумываясь: мне и концепция понравилась, и хотелось себе в первую очередь доказать, что я – часть индустрии. У меня почему-то всегда было ощущение, что туда невозможно дойти. И даже если бы у меня была возможность снимать дневной сериал для телеканала «Домашний», я бы, наверное, согласился. Мне было важно заниматься ремеслом и набираться опыта.

– Получилось себя почувствовать частью индустрии после «Большой игры»?

– Не знаю, я как-то до сих пор не очень понимаю. Наверное, это по-прежнему какой-то не проработанный психологический нюанс. Всегда кажется, что в какой-то момент о тебе могут быстро забыть, это чувство не даёт покоя. Всё это время я работаю, и, наверное, получается. Но это было не сразу: после того, как сериал вышел, я долго приходил в себя физически и эмоционально. Я просто недооценил масштаб: 17 серий про футбол мы сняли за 70 смен. Мы с креативными продюсерами работали в связке, они очень здорово помогали, и я выполнял, скорее, исполнительскую функцю как помощник. Я не считаю, что это всецело моё кино. Я старался помогать продюсерам и ничего не испортить.

– А не было идеи сделать «Половинки» полнометражными?

– Была, причём именно после того, как мы были на «Короче» и «Кинотавре». Но, видимо, я получил слишком сильную травму в процессе подготовки диплома, и мне не хотелось трогать эту тему.

– Была боязнь завязнуть в этом проекте?

– Нет, мне просто было не интересно. Причём предлагали: условно берём Александра Ревву и к нему «приклеивается» Кристина Асмус. При всей любви к артистам я думал, что это не совсем моё. Но сейчас я отдохнул от материала, и в принципе готов к нему вернуться. Конечно, это не будет прямо один в один похоже на короткометражку, в полном метре всё же другие правила игры. Но концепцию можно было бы оставить и выпустить фильм на 14 февраля. Такая идея есть, и мы её когда-нибудь воплотим.


– Расскажите про свой дебютный полнометражный фильм «Бери, да помни», с которым вы приехали на «Короче» в этом году. Он, скорее, проходит по категории авторского кино, это точно не комедия с Александром Реввой и Кристиной Асмус.

– Ну я, кстати, допускаю существование авторского фильма с Реввой и Асмус в главных ролях. А что касается «Бери, да помни», то генеральный продюсер студии Bosfor Pictures Иван Яковенко предложил мне совместно создать дебютное кино. У нас в команде, кроме Розы Хайруллиной, практически все дебютанты. И съёмочная группа, и оператор, с которым мы вместе учились в МШК, и художник-постановщик – для всех нас это был первый подобный опыт. И здесь хотелось сделать что-то личное, искреннее в противовес тому, как я до этого работал над сериалами. У меня была концепция игры «Бери, да помни» в качестве основы для сюжета. Также была отдельная история – романтическая комедия про пожилых людей. Мы объединили эти две концепции в одну и поняли, что если снимать про бабушку и дедушку, то это должно быть связано с моим детским опытом – татарстанской деревней, куда я часто ездил на лето.

– Можно ли назвать этот фильм автобиографическим?

– Нет, он не автобиографический. Но в нём присутствует множество элементов, которые я взял из своей жизни и жизни отца.

– Главную роль в «Бери, да помни» играет ваш отец Рабит Батулла. Сложно ли снимать в кино своего близкого родственника и давать ему указания?

– Мне было страшно до начала съёмок и в первый день. А потом выяснилось, что отец достаточно послушный артист. Всегда знал текст. Выполнял в принципе все задачи, которые я ставил. И на удивление всё было окей. Хотя я до этого даже сходил к психотерапевту и заранее начал пить антидепрессанты. Поэтому я сильно психанул только в последней смене, когда уже можно было сказать, что всё закончилось.

– Можете рассказать об отце? Он у вас литератор и драматург?

– В 1960-х он окончил Щепкинское училище, там была татарская группа. Это был интересный выпуск, потому что потом после учёбы они все вернулись в театры и до сих пор там работают, несмотря на возраст. А те, кто не продолжил театральную деятельность, стали общественными деятелями, писателями, стали работать на телевидении. Это была такая, очень активная молодежь. А отец мой потом работал в театрах как режиссёр, сочинял сказки как писатель, и рассказывал их по радио и телевидению.

– Как прошёл показ «Бери, да помни» в рамках «Короче»?

– Здорово, мы очень довольны. Во время просмотра было интересно наблюдать за реакциями, и после показа как будто даже овации были (смеётся). Но, возможно, это только так воспринимается, может быть, это моя иллюзия. Потом много кто писал, делился своими впечатлениями. Можно сказать, что этот ребёнок родился.

– Это был самый первый показ фильма?

– Да, самый первый. Отец с мамой впервые его увидели, для меня это было важно. Этот фильм как раз основан на их кризисе пожилого возраста. Они к психологу не пойдут, но как минимум кино посмотрят. Это была терапия своего рода, не знаю, насколько она сработала (смеётся).

Алексей Алеев
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля «Короче»