Город всех дорог

Все статьи

 

Стамбул стал перекладным пунктом для большинства путешествий и путешественников, но он достоин отдельных страниц в истории впечатлений любопытного человека, склонного к перемене мест

Любовь Антонова Фотографии автора

Для погружённости в многогранный и разноцветный Стамбул, познания его особенностей требуется очень много времени. Потому хотя бы, что город занимает огромную территорию – больше пяти тысяч квадратных километров по обеим сторонам Босфора, а его население превышает 15 миллионов человек. Поэтому хочу поделиться несколькими пунктами для остановки на перевод дыхания, если вы приехали ненадолго и хотели бы посмотреть что-то, не избитое полчищами туристов. Вроде прекрасной улицы Истикляль, где невозможно протолкнуться от рассвета до заката.

 

Истанбул модерн

Начнём с того, что в Стамбуле белому человеку жарко. А где лучше провести время с полудня до отступления жары ранним вечером, как не в музее? В Стамбуле совершенно замечательные музеи современного искусства. Их много – от галерей до многочисленных лавок, иногда довольно больших, с произведениями художников всех мастей и жанров. Это обстоятельство стало одним из главных моих открытий Стамбула. Просто столица европейского contemporary art! О чём я, к стыду своему, раньше не знала. Хотя раз в два года здесь проходит биеннале, не уступающая венецианскому, просто пиар хуже.

На берегу Босфора в престижном районе Бейоглу, где часто происходит действие романов нобелевского лауреата по литературе, самого известного турецкого писателя Орхана Памука, построили новёхонький стамбульский «Тейт» – музей современного искусства «Истанбул модерн». Это прекрасно сконструированное здание с просторными выставочными залами, крутой экспозицией, представленной, в том числе, работами знаменитых турецких художников, например,Бурхана Доганчая или Инджи Эвинер (не стану делать вид знатока: я тоже узнала о них после посещения музея, но, поверьте, они стоят знания своих имён). Экспозиция многожанровая – от живописи до инсталляций и перформансов – и, как всякое самовыражение языком искусства, невероятно увлекательная. Не знаю, кому как, но мне музеи contemporary art всегда доставляют огромное удовольствие и улучшают настроение – и тем ещё, что поднимая трудные темы, говорят ярко и образно, сатирическими метафорами.

Кроме прочего, на верхнем этаже «модерна» расположен очень приличный ресторан европейской кухни, где я попробовала лучшее исполнение лосося на гриле под белое турецкое вино.

 

Музей Пера и Джихангир

Другой дневной маршрут можно начать с музея Пера в одноимённом районе, он тоже интересный. И в отличие от «модерна» совсем невелик. Его посещение вполне может предварять прогулку на главную площадь Стамбула Таксим и торгово-ресторанную улицу Истикляль – они рядом.

В музее несколько этажей, там проходят передвижные экспозиции. Я застала две довольно любопытные выставки фотографий и выставку предметного ориентализма. Постоянная экспозиция состоит из портретной живописи в стиле турецкого барокко и работ знаменитого в Турции художника Османа Хамди-бея. Это жанровые произведения в классическом стиле – чудесные портреты и кажущийся знакомым «Дрессировщик черепах».

Музей Пера перестроен из отеля «Бристоль» в 2005 году, здание само по себе приметное, имеющее милый буфет на первом этаже и музейную сувенирную лавочку.

Так вот, если вы всё-таки свернёте с туристической тропы чуть в сторону и пойдёте в сторону богемного Джихангира (считается, что именно здесь живут художники, артисты, интеллектуальная элита) вам откроются настоящие сокровища Стамбула. Узкие улицы, застроенные вполне европейскими многоквартирными домами – похожие кварталы встречались и в Париже, и в Риме – покажут вам лавки, галереи, антикварные магазины, заваленные просто невероятной красотой от мебели до декора и огромных китайских ваз. Закутки старьёвщиков с винтажной одеждой в чемоданах, дворики с фонтанами, мастерские всякого рукоделья, скорняков, починяльщиков примусов и старой мебели, множество граффити etc. Бродить, заходить, заглядывать в окна, рассматривать, трогать, иногда торговаться из интереса можно до бесконечности. Но в конце концов присесть на маленькой террасе почти незаметного с улицы ресторанчика Cuma, съесть фантастическую «Павлову», после чего узнать, что этот пойнт указан в справочнике Мишлен, окончательно удивиться и вызвать такси. Потому как другим способом выбраться вряд ли получится, да и ноги остались на ходу где-то часа два назад.

Сарыер, «Борусан контемпорари»

Особый кайф в Стамбуле – переплывать Босфор на судах-трамвайчиках. Из Европы в Азию, как тут называют части города, разделённые проливом, и обратно. Виды на город, открывающиеся с воды, заслуживают поэмы и захватывают дух.
Один из районов в европейской части на севере Стамбула называется Сарыер, там много достопримечательностей, древних крепостей, ландшафтных парков и прекрасных вилл, расположенных прямо на берегу Босфора. В одном из таких красивых исторических зданий находится офис турецкого холдинга «Борусан», занимающегося продажей металла и благотворительной деятельностью в области искусства.

Казалось бы, что там интересного для путешественника? Фокус в том, что по выходным дням, когда сотрудники оставляют пустыми рабочие столы – настолько пустыми, что я не заметила даже кофейной чашки, случайно забытой у монитора, – офис превращается в музей современного искусства и открывается для посетителей. «Корпоративная коллекция» – так называют подобные собрания. Очень занятно, поднимаясь с этажа на этаж, оказаться в итоге в кабинете главы холдинга, где вместе с живописными работами на стенах можно увидеть навороченную стереосистему с набором пластинок и дисков, которой явно пользуются, личные фотографии, ковры, диваны с подушками. Чувствуешь себя немного вуайеристом в этот момент, а коллекция открывается ещё и с такой, чисто утилитарной стороны – становится украшением рабочего пространства и будто бы делает работу здесь более важной.

На самом верху смотровая площадка с видом на большой мост через Босфор, работают кафе и магазин сувениров, как в настоящем музее. Уж точно не ожидаешь такой открытости от турецкой корпорации.

 

Принцевы острова

Даже имея всего пару дней в Стамбуле, стоит сгонять на Принцевы острова. До большинства из них час пути по воде, суда от многочисленных пристаней Стамбула в сезон ходят довольно часто.

Здесь много оборудованных пляжей, на набережной работают разнообразные ресторанчики с преобладанием рыбного меню.

Но самое большое удовольствие получаешь от прогулок, хотя острова холмистые: идешь то в горку, часто – в крутую горку, то катишься вниз. На островах расположены загородные виллы, многие из них отреставрированы и превращены в апартаменты или небольшие отели. Рассматривать и фотографироваться на фоне деревянных домов, замысловато украшенных резьбой и балкончиками, очень приятно. А воздух! Чистая Паланга или Нида. Сосновые парки, песок, усыпанный хвоей. Меня поймут калининградцы, скучающие по родной Прибалтике в районе Куршской косы. Кто бы мог подумать, что «коса» может оказаться островом в море на фоне стамбульских высоток.

Бебек, Арнавуткёй

Принято считать, что значительная часть достопримечательностей Стамбула расположена в европейской части города. Но и азиатская полна чудесных местечек, знаменитых, красивых и туристических (одно из достоинств стамбульской Азии как раз в том и состоит, что туристические тропы протоптаны, но не слишком многолюдны).

Например, летняя султанская резиденция Бейлербейи построена в позднебарочном стиле во второй половине XIX века. На берегу пролива раскинулся парк, в пруду плавают золотые рыбки, их караулит вездесущий стамбульский кот. Мраморная набережная у границы парка тянет задержаться в её прохладе на чугунных белых скамейках. Но дальше тянется квартал уютных ресторанчиков, рыбацких причалов, сувенирных магазинчиков. Отсюда можно уплыть или уехать на такси в другие живописные районы Стамбула, например, в Бебек.

Бебек и Арнавуткёй связаны между собой набережной, это места для прогулок, посещения мишленовских ресторанов, модных магазинов (в одном из таких «парижских бутиков» герой самого известного романа Орхана Памука «Музей Невинности» купил поддельную сумку невесте и встретил свою любовь по имени Фесун), салонов Феррари и Мазератти, яхтенных марин. Места для ничегонеделания, для жизни медленной и удовлетворённой. К тому же без бешеного стамбульского трафика (когда, поднявшись по всем горкам и узким улочкам, таксист выехал, наконец, на широкий проспект, он буквально воздал хвалу Аллаху и вытер пот со лба). Находясь в огромном, шумном, часто бестолковом городе, ты будто бы оказываешься в его лаундж-зоне, где есть единственное занятие – глазеть по сторонам, рассматривать сидящих в кафе людей, следить взглядом за альбатросами, судами и судёнышками, без устали снующими по небу и воде Босфора.

И это только малая часть Стамбула, такого разного, сложного и притягательного. Ещё много открытий таится в древнем и одновременно очень современном городе, перемешавшем и втянувшем в себя разные культуры, народы и уклады. Опять ставшим пристанищем новых кочевников во времена перемен.