Голос поколения

Все статьи

О шекспировских страстях, заветных ролях и больших деньгах рассказал «Королевским воротам» актёр и писатель Сергей Чонишвили


Выпускник театрального училища им. Б. В. Щукина из тех артистов, которых знают и любят, зачастую даже не подозревая об этом. Зрители могут видеть его на подмостках МХТ им. А. П. Чехова, Театра Наций, Театра Олега Табакова, Театра им. М. Н. Ермоловой и Театра сатиры. Поклонники сериалов знают его по ролям в «Содержанках», «С нуля» и «Полёт». Но и для тех, кто не ходит в театр и не коротает вечера за просмотром многосерийных эпопей, Сергей Чонишвили как родной. Вы просто не могли не слышать его голос: с конца 1990-х он озвучивает все заставки и рекламные ролики на канале СТС, его голосом говорили «Бивис и Батхед» на MTV, Вин Дизель в «Форсаже» и «Хрониках Риддика», а также Роршах в «Хранителях». Наконец, он озвучил сотни аудиокниг.

14 апреля Сергей Чонишвили появится на сцене Театра эстрады «Янтарь холл» вместе с Алексеем Кравченко и Сергеем Шнырёвым и ансамблем Алексея Айги «4’33”» в театральном проекте «Гамлет Story». В преддверии гастролей актёр дал интервью «Королевским воротам», рассказал о шекспировских страстях в Светлогорске, уходе за голосом, а также о том, как деньги могут испортить артиста.

– Режиссёр Питер Брук говорил, что «Гамлет» – это вершина, склоны которой усеяны трупами актёров и режиссёров, которые её штурмовали. Чем для вас стало восхождение на эту вершину в спектакле «Гамлет Story»?

– «Гамлет Story» имеет опосредованное отношение к шекспировскому «Гамлету». Наша история про трёх человек из разных сфер – из сферы шоу-бизнеса, бизнеса как такового и силовых структур. Они пытаются прочитать известнейший монолог «Быть или не быть». И у них получается настолько, насколько им это под силу. Ведь бэкграунд всё равно работает, и они сбиваются на Бродского, на Кенжеева, на Рыжего, на Чонишвили и так далее.

– Насколько сложно играть Гамлета, когда на сцене рядом с вами находятся ещё два актёра – Сергей Шнырёв и Алексей Кравченко в той же роли?

– В этом спектакле у меня замечательные партнёры. Я театральный ребёнок и всю жизнь знаю, что хороший партнёр на сцене – это 60 процентов успеха. И Серёжа Шнырёв, и Алексей Кравченко – два замечательных партнёра, с которыми можно импровизировать и чувствовать себя совершенно защищённым.

– Рекламный слоган «Гамлет Story»: «Про людей, живущих в большом городе». На ваш взгляд, безумные шекспировские страсти, помноженные на поэзию Бродского, Самойлова и Тарковского, могли произойти в небольшом городке вроде курортного Светлогорска, где вы будете играть спектакль 14 апреля?

– Да, конечно. Несмотря на то, что Светлогорск не город-миллионник, в нём тоже кипят настоящие шекспировские страсти. Более того, скажу апропо, мне очень нравится Светлогорск. Если когда-нибудь стану человеком, непритязательным с точки зрения перемещений, то, наверное, я бы с удовольствием закончил жизнь в этом городе (смеётся). Потому что прекрасная природа, зелень, замечательный воздух, и я знаю там как минимум два чудных едально-питейных заведения…

– А вообще есть роль, о которой вы давно мечтаете, но знаете, что вас на неё никогда не позовут?

– У актёров есть примета: нельзя говорить о работах, которые ты хочешь сделать, но можно говорить о работах, которые ты никогда не сделаешь. Я никогда не сыграю Ганина из набоковской «Машеньки», несмотря на то, что очень хотел. И я никогда не сыграю «Постороннего» Камю, потому что для меня этот вопрос был закрыт, когда мне стукнуло 33.

– Древнеримский врач Гален считал голос отражением души. Многим вы известны как «голос СТС», вы озвучили более 200 аудиокниг, вашим голосом говорят голливудские звёзды. Вы популярнее в дубляже или как актёр, как вам самому кажется?

– Если меня узнают по голосу, особенно работники ЖКХ и ГИБДД, это здорово (смеётся). Я работаю на сцене в нескольких театрах, снимаюсь в кино, сижу у микрофона. Можно сказать, что я бью кирпичики, которые находятся рядом, но они в одной стене. Они разные, скажу честно. Потому что человек, снимающийся в кино, не всегда может работать в театре. А вот человек, играющий в театре, зачастую может работать и в кино. Но и та и другая профессии совершенно отличны от профессии человека, сидящего у микрофона. «Голос СТС» – это прекрасно, но почему-то иногда меня называют и голосом других каналов, и голосом каких-нибудь радиостанций. Я, слава богу, достаточно независимый человек и могу выбирать. В рекламе я с 2005-го, и у меня её не так много. А «голосом СТС» являюсь с 1998 года.

На сегодняшний день то, что я делаю в микрофон, это, конечно, аудиокнижки, документальное и корпоративное кино, обучающие программы. И это прекрасно, потому что это тоже некий маленький своеобразный вариант спектакля. Благодаря микрофону я сыграл Раскольникова в «Преступлении и наказании», Мефистофеля в «Фаусте» и ещё энное количество персонажей. Те работы, которые можно и не сыграть ни на сцене, ни в кино. Не знаю, насколько я популярнее в дубляже. Приятно, когда тебя всё-таки узнают как человека, исполнившего какое-то количество ролей в кино и театре, но приятно и когда люди слушают тот материал, который ты озвучиваешь. А ещё приятно, когда мимо тебя проходят и говорят: «Спасибо большое, вы написали замечательную книжку (или книжки – потому что их две)».

– Многие актёры сейчас заняты чтением книг. Часто их привычные амплуа кардинально меняются после аудиозаписей, аудитория даже начинает их по-другому воспринимать. Это новая грань профессии? Или дополнительный заработок?

– Это новая грань профессии, а не просто дополнительный заработок. Грубо говоря, один мой съёмочный день стоит четырёх-пяти дней сидения у микрофона. Но я сейчас не очень много снимаюсь в кино именно потому, что мне не нравятся те истории, которые предлагают. Или они мне нравятся, но мы не совпадаем, допустим, по времени. На мой взгляд, честнее делать то, что ты хочешь, и то, что тебе нравится.

– А хороший ли это заработок?

– На этом не разжиться большими деньгами, как многие думают (смеётся). Это нормальный и честный заработок. Можно, конечно, ставить зашкальные суммы, но зачем? Смысла в этом нет. Скажу честно, в течение года я сижу у микрофона практически каждый день, исключая только те дни, когда нахожусь вне пределов Москвы или выпускаю спектакль, или на съёмках. Everyday*, без выходных. Но если бы я хотел заработать серь­ёзные деньги, я бы, наверное, не занимался этой профессией. И сейчас, сидя каждый день у микрофона в год примерно около месяца — иногда чуть больше, иногда чуть меньше, я занимаюсь чистой благотворительностью; потому что есть люди, которые даже не могут платить адекватных денег за то, что просят. Но я иду навстречу, мне хватает. Мне не нужны дача, яхты, машины. Я вполне доволен тем, что у меня есть.

– Есть ли для вас коллеги, которые могут считаться образцами в дубляже? Например, Игорь Тарадайкин, «голос» Колина Фёрта и Харрисона Форда в российском прокате?

– Для меня самый образцовый голос в дубляже – это замечательная Елена Соловьёва. Я искренне её люблю и очень-очень давно слежу за её творчеством, иногда нам удаётся вместе поработать. Это человек, который умеет делать всё. Назовём её «голосом» Джоди Фостер, она звучит во многих картинах. Она совершенно великолепна, потому что подвижна с точки зрения жанра и того, что делает. Елена Соловьёва — мой идеал.

– Вы считаетесь «голосом» Вина Дизеля. Он вам интересен актёрски? И, кстати, он же почти не говорит!

– Если вы слышали Вина Дизеля, то он разговаривает совершенно не так, как я. И, честно говоря, я не видел полностью ни одной его картины, кроме тех, что озвучивал (смеётся). Возник определённый резонанс от сочетания этого кусочка бельгийского мяса вместе со мной. И это прекрасно, ведь люди должны создавать себе какие-то идеальные структуры, для них идеальные, в их системе координат. Но я к этому отношусь исключительно как к работе. Мне просто симпатичен этот парень, который, видимо, и сам не ожидал, что будет такой эффект. С точки зрения художественности в этих фильмах в основном графика, поэтому мне не очень интересно. Здорово, что у него огромный зрительский успех. Но я не буду биться за этого человека. Я вообще в принципе не бьюсь за какие-то – в кавычках назовём – «статусные вещи». Я очень избирателен в своей работе.

– Голос – хрупкий инструмент, на него влияют и настроение, и время суток, и возраст. У вас есть специальные ритуалы или упражнения, которые помогают вам не «дать петуха» во время записи?

– Вы абсолютно правы. Приходится бороться с собственным возрастом, с собственным настроением, с собственной усталостью и со временем суток (смеётся). Но поэтому и существуют такие понятия, как профессиональный человек и непрофессиональный человек. Не знаю, насколько это хорошо или плохо, но у меня нет никаких ни ритуалов, ни упражнений. Смысл заключается только в одном: здесь количество переходит в качество. Чем больше ты работаешь, тем больше возможностей существовать в том ритме, в котором ты существуешь… Вот сейчас, без обиняков и без короны на башке, думаю, что 97 процентов населения, живя в моём ритме, давно бы отдало концы, и родственники бы уже ходили к ним и клали бы цветочки на мраморную плиту.

– У нас деловой журнал, так что не могу не спросить про деньги. Портят ли большие деньги больших артистов?

– Пятьдесят на пятьдесят. Вообще деньги – это странная штука. Иногда бывает, что они портят, иногда бывает, что не портят. Здесь нет однозначного ответа. Уместнее вопрос: портится ли человек, который начинает вдруг получать большие деньги? Великий Луи де Фюнес был испорчен большими деньгами. Он долгое время жил достаточно прижимисто. И эта его черта сыграла с ним злую шутку: когда он стал получать большие деньги, он остался прижимистым. А кто-то, зарабатывая большие деньги, всё-таки сохраняет свою человеческую сущность… Денег, на мой взгляд, должно быть ровно столько, чтобы тебе не надо было думать о том, на что они нужны в данный момент. Их не должно быть много, их не должно быть мало, их должно быть ровно столько, сколько тебе необходимо. Если у тебя очень большие запросы, ну, наверное, тогда нужно вообще сменить профессию или с ранней юности пробиваться в тех сферах актёрской деятельности, которые реально приносят очень большие деньги. В романе Генриха Бёля «Глазами клоуна» есть одна из моих любимых формулировок: за искусство всегда либо переплачивают, либо не доплачивают. Главное – оставаться человеком, профессиональным человеком.

* – Каждый день

Илья Ефимов
Фотографии предоставлены спикером