Чтение

Все статьи

Любовь Антонова, текст

Октябрьская подборка книг

Алексей Иванов, «Бронепароходы»18+

Роман Алексея Иванова «Бронепароходы» похож на многофигурное полотно Питера Брейгеля. На «Безумную Грету», например, или «Триумф смерти». Так же страшно и очень много героев, сюжетных линий, пересечений, судеб. Ещё вчера была жизнь, по рекам ходили пароходы, на берегах стояли красивые города, в них жили хорошие, работящие люди, но в один миг всё это разметало революционными щепками по России начала прошлого века.

Начинается сюжет с неудавшегося расстрела великого князя Михаила – на самом деле большевики его убили, но писатель может представить «а что бы было, если бы не» (ничего хорошего, и убили бы всё равно). Иванов мешает с вымышленными реальные исторические персонажи – Колчак, Ляля Рейснер, Троцкий, Старк, Капель, война в его романе не имеет того чёткого разделения на хороших красных и плохих белых. Ни чужих среди своих, ни своих среди чужих не было и не бывает в гражданской войне.

На Каме и Волге белоснежные пассажирские суда и баржи превратились в грозные бронепароходы, в обшитые металлом вооруженные пулемётами чудища. Катя и Андрюша, дети пароходчика Якутова, застрелившегося, чтобы не выдать великого князя, оказались на такой барже, Ноевом ковчеге, по сути, где среди речников укрылись шулер, гулящая девка, верующий в божье чудо лоцман. Ведёт баржу капитан Иван Нерехтин, этакий библейский Ной. Он спасает своё «войско» и не может спасти. Как и другой живописный герой романа, наёмник нефтемагнатов Бранобелей Хамзат Мамедов, который спасает не своих нанимателей и их секреты, а Алёшку Якутова, одарённого юношу с гениальным инженерным умом. Чтобы прекрасное будущее с кораблями-птицами осуществилось и было ради чего жить и ему, и нам.

 

Мишель Уэльбек, «Уничтожить»18+

Знаменитый французский писатель и визионер Мишель Уэльбек не стал банить российских читателей, его новый роман «Уничтожить» в продаже с лета. После «Покорности» и «Серотонина», кажется, в нём нет социальных сюжетов, на самом деле есть, но они на периферии. Роман длинный, и я долго не понимала, о чём. Действие – если оно есть – происходит в 2027 году, но могло бы быть в 2015 (нападение на редакцию «Шарли Эбдо») или в нулевых, или ещё лет через сколько-то. Время застыло в вязкой повседневности.

Главный герой Поль Резон работает референтом у министра экономики Бруно, оба ночуют в офисе, дома их никто не ждёт. Поль со своей женой Пруденс живут чужими – у каждого своя полка в холодильнике – под одной крышей в чудесной буржуазной квартире с видом на парк Берси, министр в неофициальном разводе. Террористы размещают ролик с гильотинированием Бруно, потом уже не виртуально, а реально взрывают банк спермы, затем взрывают судно с беженцами. Всё это происходит и одновременно не происходит ничего. Просто сменился сюжет в выпуске новостей. Министр участвует в президентских выборах. Отца Поля разбивает инсульт. Брат Поля страдает, сестра Поля переживает, зять Поля ведёт переговоры с группой подпольщиков – сторонников эфтаназии.

Только ближе к концу до меня, наконец, доходит, что это роман о смерти. Об обыденности, принятии, незначительности смерти, в какой бы форме она ни случилась, даже о примирении с ней, что Поль и сделал – смирился со смертельным диагнозом. В романе есть одна фраза: «Жил бесполезно и умер зря». Но разве не ради одной фразы иногда пишутся книги. Уэльбек до странности нежен и даже банален. Его героев со смертью – грядущей или наступившей – подружила любовь. А что ещё, если подумать.

Фотография Александра Подгорчука