Зировейстер

Все статьи

Новые русские

Учредитель магазина товаров без упаковки Zero Waste Татьяна Анисимова об экобизнесе и жизни без мусора

     В моей жизни было два ключевых момента, которые привели к осознанному потреблению. Первым толчком стал переезд из-за крайне тяжелой экологической обстановки в родной Кемеровской области — шахты, уголь, мало чистого воздуха. В Калининграде я получила более качественную окружающую среду и задумалась о том, что это должно быть нормой. Второе открытие случилось в Южной Корее. Мы поехали туда как дауншифтеры, путешествовали по стране и на месте находили подработку. Чаще всего она была связана с сельским хозяйством — работали на земле и в море, перебираясь с острова на остров. Во время этой поездки у меня исчезло так называемое «слепое пятно» в отношении мусора, я стала везде видеть мусор, произведённый людьми. Например, когда сажала чеснок и вытаскивала из почвы кучу пластиковой упаковки —находясь в деревне, а не в мегаполисе. По возвращении в Калининград проблема [избытка отходов] стала ещё очевиднее, и я стала переводить свой быт на экологичный.

     Первым экошагом стало использование тканевых мешочков вместо полиэтиленовых пакетов, вторым — покупка бамбуковой зубной щётки и так далее. Самое сложное — всё это найти. На поиск информации об экологичных предметах быта, местах, где можно купить еду в свою тару, уходило очень много времени — я не могла убедить собственную семью, что трачу его не зря. Тогда же нащупала точку боли: в Калининграде нет такого места, где были бы собраны экологичные товары и можно получить исчерпывающую консультацию.

     Решившись на осознанное потребление, нужно понимать, что придётся столкнуться с теми или иными ограничениями. В моём случае камнем преткновения стала перловка. Наш кот безумно любит перловую кашу, но до открытия Zero Waste в Калининграде нельзя было купить эту крупу без упаковки. Разве что заказывать огромный 50-килограммовый мешок, который негде хранить в небольшой квартире.

     Впервые магазин с экологичными товарами без одноразовой упаковки я встретила в Англии, спустя некоторое время подобные проекты стали появляться в России. Часть из них открылась одновременно в разных городах — но это не франчайзинговый проект, как многие могли подумать, просто пришло время. Я долго наблюдала со стороны и ждала, когда магазин zero waste появится в Калининграде, но никто не торопился. Тогда я решила попробовать сама.

     Пока мне комфортнее называть свою деятельность самозанятостью, хотя развиваю Zero Waste как полноценный бизнес-проект. В перспективе планирую увеличить количество магазинов и руководить командой.

     Не представляю, как люди идут в бизнес, не имея за плечами опыта в маркетинге. Первое образование у меня филологическое. Там система воспитания строится на том, что всё мирское, связанное с финансами, не есть хорошо — в первую очередь нужно питаться духовной пищей. Я очень долгое время мыслила так, считала, что зарабатывать нужно столько, сколько получается, и не стремиться к большему. Учёба в магистратуре и работа маркетологом изменили это и научили системному мышлению. Создавая Zero Waste, я следовала плану, не допуская стихийных поступков. Например, чётко понимала, что невозможно охватить всё и сразу: неправильно закупать в огромном количестве все-все-все товары, которые нравятся, разумнее постепенно расширять ассортимент по запросу покупателей. Думаю, благодаря системному подходу у меня получается строить бизнес более фундаментально.

     Когда я приняла решение открыть магазин, попыталась наладить контакты с руководителями zero waste-проектов в других городах. Я выросла в семье интеллигенции и рабочих, в моём окружении нет никого из бизнес-среды. Хотелось познакомиться с предпринимателями, найти близких по духу людей, вдохновение. Откликнулась Татьяна Семёнова, владелица Zero Waste в Томске. Её советы и поддержка очень помогли.

     У нас немного издержек. С поставщиками работаю по системе размещения в магазине. Благодаря этому мне не требуется большой бюджет на закупки, а у производителей есть площадка для продажи своих товаров. Мне такое партнёрское взаимодействие кажется эффективным.
     У многих калининградских фермеров нет рынка сбыта, кроме, может быть, инстаграма — мы даём им площадку, помогаем получить сертификацию, побуждаем производить больше.

Новые русские

Zero waste
Концепция «ноль отходов» призывает снизить объём производимого мусора за счёт использования многоразовых предметов. Основные принципы — отказ от лишних товаров, уменьшение потребления и повторное использование, переработка, компостирование. Forbes16+ включил zero waste в подборку потребительских, индустриальных и идеологических трендов, которые меняют мир прямо сейчас. По подсчётам издания, в прошлом году в инстаграме появилось более 4,5 миллиона фотографий с соответствующим хэштегом, 73 процента миллениалов уже готовы платить больше за более устойчивые продукты.

     Место будущего магазина удалось выбрать с третьего раза. В первом случае собственник помещения повысил аренду, потому что сделал ремонт, пока я оформляла ИП, во втором мне пришлось перенести дату подписания договора — в назначенный день помещение уже сдали. Я много раз встречала объявление о сдаче пространства на Ленинском, 18, где сегодня работает Zero Waste, но не рассматривала его — амбиции были выше. Но не зря говорят: нет худа без добра. Это помещение оказалось дешевле, чем первые два, сэкономленные деньги я смогла вложить в товар. Место оказалось неплохим — между «Плазой» и «Европой», здесь постоянный людской поток. То, что покупатели не заглядывают на нашу улочку (проход на улицу Больничную. — Ред.), поправимо дополнительной рекламой.

     Zero waste не означает полный отказ от пластика, главный принцип — максимально использовать уже имеющиеся ресурсы. Многие начинают путь зировейстера с того, что избавляются от всего, что не эко, но гораздо правильнее использовать вещи повторно. Что касается сотрудничества с поставщиками, всё зависит от вида продуктов. Одни продукты мы закупаем в тканевые мешки, которые я шью сама, другие, например, фрипсы — в полиэтиленовые пакеты, которые остаются после других поставок.

     Чтобы быть в плюсе, ежедневная выручка магазина должна быть не меньше 5 000 рублей. Большинство покупателей — уже сформировавшиеся зировейстеры и люди, заинтересованные в том, чтобы сделать свой быт экологичным. До открытия магазина я вошла в местную тусовку тех, кто заботится об экологии, наладила личные контакты — это люди, на чьи желания нужно ориентироваться в первую очередь. Очень радует, что за три месяца работы появились постоянные покупатели, прежде не знакомые с zero waste. Считаю это маленькой победой.

     Лучше всего покупают различные аксессуары — кружки для кофе, тканевые сумки. Мне кажется, людям приятнее сначала показать, что они близки к zero waste, с помощью каких-то атрибутов, а уже потом вести соответствующий образ жизни. Не могу сказать, что это открытие было приятным, считаю, правильнее изменить быт, а уже потом покупать многоразовую бутылку для воды. Также популярностью пользуется косметика на разлив, её мало где продают в городе. Что касается продуктов питания, у большинства людей сильно убеждение, что раз еда не упакована, это негигиенично. У меня у самой были опасения, но они исчезли, когда изучила вопрос. Во-первых, согласно СанПиНу, то, как мы представляем товар в магазине, правомерно, во-вторых, Советский Союз предполагал такую же систему. Наши родители покупали продукты в свою тару, и никто из-за этого чаще не болел. Проблемы со стерильностью нет, идея, что чем больше упаковки, тем безопаснее и удобнее — эффект исключительно маркетинга.

     Когда искала финансирование, выбрала самый худший из вариантов — кредитные средства. Можно было попробовать найти инвестора, но я не решилась. Инвестору требуется понимание, когда проект начнёт приносить прибыль, — у меня есть бизнес-стратегия, я ей следую, мы выходим на окупаемость, но отвечать перед другими я пока не готова. К примеру, невозможно было предвидеть происходящее из-за коронавируса — как в таких условиях доказывать что-то инвестору, не представляю.

Новые русские

Бизнес и ноль отходов
Тренд на устойчивое развитие поддерживают многие зарубежные ритейлеры. «Пионером» считается британская сеть Waitrose, где продаются неупакованные товары. Концепцию «ноль отходов» поддерживает французская сеть Day by Day — покупателям предлагают приходить с собственной тарой, можно купить одно яйцо или одну чайную ложку чая для заварки. В Европе первые zero waste-магазины открылись в середине двухтысячных, в России — в 2017 году, в Петрозаводске. Сейчас похожие проекты работают и в других городах, среди них Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Бийск, Самара, Калининград.
По данным Forbes16+, 90 процентов сырья становятся отходами ещё до того, как вещь покинула фабрику, а 80 процентов съедобных продуктов попадают на свалки в первые же полгода своего существования. По прогнозам издания, скоро мы увидим больше решений замкнутого цикла без потери ресурсов в разных индустриях — не только на уровне упаковки, но и всей цепи производства. К примеру, производители будут закладывать повторное использование ресурса в дизайн продукта — это позволит поддержать уже купленный товар вместо того, чтобы производить новый.

     Команда Zero Waste — я, сестра с мужем и мой молодой человек. Они поддерживали меня с самого начала, вместе со мной делали ремонт в магазине, периодически помогают с закупками и другими делами. К ремонту я подошла ответственно: мне не хотелось, чтобы возникало ощущение склада. Наша задача — показать покупателям, что zero waste — целая культура, причём эстетическая.

     Конкуренция в нашем деле сильно переоценена. Если в Калининграде откроется ещё несколько магазинов zero waste, мы поделим аудиторию, а не будем за неё бороться. Спрос превышает предложение, нашего масштаба не хватает, чтобы его удовлетворить.

     Институты поддержки очень важны, но пока помощь предоставляется избирательно, в основном её получают производители, а не ритейл. Обращалась в Центр занятости: сначала говорили, что пришла рано, мол, денег ещё нет, потом — поздно, денег уже нет. Слежу за новостями «Центра поддержки предпринимательства Калининградской области», надеюсь получить от них поддержку на рекламу.

     У меня по-прежнему есть внутренняя потребность заниматься экологическим просвещением. Периодически читаю лекции по экологии, проводим на территории Zero Waste акцию «Экодвор» 6+ по раздельному сбору отходов — она традиционно привлекает большое внимание. В будущем хотелось бы создать в Калининграде что-то вроде ассоциации экологичных и этичных предпринимателей. Городу зачастую не хватает объединённости в работе над движением в защиту экологии, а предпринимателям — компетенции. Калининград — второй город в России по количеству вегетарианцев, при этом у нас всего два вегетарианских кафе — получается, что при наличии спроса предложение не может развиваться. Сильное комьюнити может это исправить. Мы со своей стороны готовы делиться опытом и помогать другим экокомпаниям.

Софья Сараева
 Фотографии Светланы Андрюхиной