Живописные блокбастеры-2019

Все статьи

Уже второй год подряд на каждую выставку с громкими именами, где бы она ни проходила, выстраиваются очереди. Любовь Антонова узнала, чем изумляют публику лучшие музеи мира в этом году

Афиша

Леонардо да Винчи «Джоконда»

Леонардо да Винчи 12+
Лувр, Париж, 24 октября 2019 — 24 февраля 2020

     Леонардо да Винчи называли гением при жизни, а жизнь он прожил долгую, скончавшись во Франции на руках короля Франциска Первого на 75‑м году. Пятисотлетие со дня смерти художника (1519 год) и станет поводом для создания очередного выставочного шедевра — в Лувре собираются показать 17 картин, в дополнение к пяти творениям Леонардо, принадлежащим Лувру.
     Леонардо да Винчи был очень красив и невероятно одарен — играл на лютне и прекрасно пел, знал математику, был изобретателем, геометром и архитектором, преуспел в лепке, его анатомические рисунки до сих пор считаются непревзойденными, но слава живописца всегда превосходила оценки других его талантов. До нашего времени сохранилось немного живописных работ. Леонардо был увлекающимся и порывистым, непостоянным, долго, иногда годами, собирался приступить к работе и бросал свои гениальные произведения незаконченными. Он не дописал портрет Христа на знаменитой миланской фреске «Тайная вечеря», он не закончил даже «Мону Лизу», как считает его биограф Вазари. Он писал ее четыре года, приглашал музыкантов ее развлекать, чтобы она улыбалась, и каждый, кто пять столетий вглядывался в ее лицо, «в дужку шеи, видел в ней биение пульса». Леонардо да Винчи был одержим, он хотел изображать прекрасное еще прекраснее, делать совершенное совершенным и стремился к божественности во всем, что писал. Наверное, поэтому и сегодня он самый узнаваемый, самый популярный, а с недавних пор и самый дорогой (картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи продана на аукционе за 450 млн долларов в 2017 году) художник в мире.

Афиша

Рембрандт «Святое семейство и ангелы»


«Весь Рембрандт» 16+
Рейксмузей, Амстердам, до 30 июня

     Амстердам — город не только Ван Гога, о чем имеется популярное мнение, это город Рембрандта. Здесь его дом (на улице Йоденбреестраат), здесь он женился на Саскии, здесь провел свои лучшие годы. В Амстердаме находится и одно из самых известных и самых загадочных произведений великого художника — «Ночной дозор». Рейксмузей достанет из своих хранилищ все имеющиеся произведения Рембрандта — 22 картины и 300 гравюр, сотни рисунков, однако «Ночной дозор» предстанет перед публикой только в июле, вернувшись после реставрации. И его стоит увидеть, потому что мастер колористики, светотени, портретист, пренебрегавший сходством ради внутреннего мира человека, изобразил 23 именитых горожанина так, что они до сих пор интригуют искусствоведов и зрителей.
     Рембрандт был нелюдим, особенно после разорения, когда за гроши ушла собранная им коллекция древностей и гравюр, когда в 50 лет он потерял славу и заказы. В нем никогда не было блеска, жизнерадостности, общительности Рубенса. Красоту Рембрандт заменял духовностью, психологизмом и даже озарениями ясновидца, наверное, поэтому он остается величайшим живописцем, чей гений не разгадан до сих пор.

Афиша

Илья Репин «Не ждали»


Илья Репин 6+
Новая Третьяковка, Москва, 16 марта — 18 августа

     Произведения Ильи Ефимовича Репина — это иллюстрации из школьных учебников, это основа русской реалистической живописи. Имя художника в России знают так же хорошо, как и его картины, и, казалось бы, что может удивить публику в объявленной ретроспективе его трудов. Однако Третьяковка собирается повторить успех выставки такого же знаменитого русского живописца — Валентина Серова — в лучших залах на Крымском валу. Анонсируется собрание 170 полотен Репина, написанных с 1870 по 1920 год, в период расцвета его творчества, привезенных из разных музеев, включая эпическое «Торжественное заседание Государственного совета» из Русского музея. Организаторы обещают показать и малоизвестные работы Репина. В то же время, когда во Франции импрессионисты ломали стереотипы классической живописи, проводили собственные выставки вопреки традиционным салонам, в России набирало силу движение передвижников — художников, тоже бунтующих против устоявшихся канонов в искусстве, а Репин был, пожалуй, самым влиятельным русским художником, примкнувшим к этому движению. Еще и поэтому его выставка обещает нам новую сенсацию.