Заметки экспортёра,
или Как мы подошли к кризису

Все статьи

Авторская колонка
Дмитрий Сивков, Baltmotors

Дмитрий Сивков

     В известном анекдоте больной жалуется врачу: «Доктор, куда ни ткну, мне везде больно!» «Ах, батенька, так у вас же палец сломан», — отвечает врач. Когда в ответ на просьбу «Королевских ворот»16+, я попытался собрать воедино невесёлый багаж, с которым мы прибыли на остановку «Пандемия коронавируса», именно этот саркастический анекдот пришёл в голову первым. Но тут вот какая штука: если бы больной не стал жаловаться врачу, он бы так и жил со сломанным пальцем. Это обстоятельство — один из немногих позитивных эффектов нынешней ситуации, полное и явное осознание того, что, где и как у нас не в порядке. Остаётся надеяться, что будет возможность всё это в порядок привести, хотя пока что, к сожалению, кажется, что сломанным оказался вовсе не наш собственный палец.

Изменение климата
     2020 год начался для нас, производителей преимущественно зимней внедорожной техники, откровенно плохо. Зимний сезон, основное время продаж наших буксировщиков, так толком и не стартовал. С начала декабря по конец февраля вся европейская часть России, а также те страны Европы, где работают наши дилерские центры, жили в условиях плюсовой температуры, минимума снега и избытка дождей. Такой климатической загогулине мы, конечно, были не рады, ведь в результате на наших складах осталось большое количество техники, так и не нашедшей своих владельцев. Как следствие, в новый год зашли с серьёзным кассовым разрывом.

Политика
     Грамотная политика государства даёт предпринимателям дополнительную поддержку для осуществления их планов, сумбурная же политика, напротив, разрушает предпринимательский дух и уверенность в завтрашнем дне. Именно так случилось в январе, когда федеральная власть рьяно, подозрительно торопливо и без какого-либо внятного объяснения причин начала править Конституцию. Целесообразность изменения основного закона страны была понятна не всем, зато напряглись все без исключения — и мы тоже. Забегая вперёд, стоит заметить: напряглись не зря.

Снижение покупательской способности в России
     Нам, в компании Baltmotors, приятно, когда нас воспринимают как экспортёра, и экспорт — важная часть нашей коммерческой стратегии. Однако мы, как и все прочие экспортёры, не можем не зависеть от экономической ситуации в России. А в России люди откровенно беднеют — это заметно начиная с 2014 года. Положение компании зависит от внутрироссийской обстановки примерно на 60-65 процентов, этот показатель определяется долей российских комплектующих в нашей продукции и долей наших продаж на территории страны. Отчасти экспортёрам помогло падение курса рубля после разрыва сделки с ОПЕК+ и ухода цен на нефть в пике. Однако негативные последствия ухудшения экономической ситуации в России эти дополнительные доходы перекрыть не смогли.

Девальвация рубля
     До сих пор не могу понять, почему финансовые результаты моей работы так сильно зависят от цены нефти на мировом рынке, ведь к торговле углеводородами я никоим образом отношения не имею. Март, а за ним и апрель принесли самую большую неприятность из всех с начала 2020 года: резкую девальвацию национальной валюты — сразу до 80 и выше рублей за доллар США. Мы только оправились от событий 2014 года и никак не ожидали, что наше финансовое положение вновь так радикально ухудшится. Да, доходы от экспорта отчасти выросли в рублёвом исчислении. Сможем ли мы за счёт этого фактора достаточно заработать на девальвации? Вряд ли; слишком много дополнительных расходов придется закрывать этой внезапно свалившейся на нас маржой.

Пандемия коронавируса
     Не буду касаться закрытия производственных и сбытовых предприятий в связи с карантином — это слишком общее место и неизбежные последствия форс-мажора, с которыми приходится мириться. Но пандемия коронавируса, как лакмусовая бумажка, выявила самые слабые места калининградской экономики: одновременную оторванность от рынков сырья и сбыта и необходимость нести значительные издержки для поддержания работоспособности региональных предприятий. Калининградские производственные компании вынуждены тратить до трети оборотного капитала на поддержание дополнительных складских остатков в связи с фактором эксклавности. В период, когда грузы задерживаются или вообще застревают на границах, оборотные средства нужно увеличивать в разы. Такая возможность была не у многих компаний даже в лучшие годы, что уж говорить о текущем моменте.

Итоги
     Впервые за всю мою предпринимательскую карьеру мы подошли к кризису с таким большим набором отрицательных факторов. Загибайте пальцы: изменение климата, нестабильная политическая ситуация, обнищание населения и снижение покупательской способности в России, девальвация рубля и пандемия со всеми недостатками оторванной от основной части государства территории. Единственным светлым лучом в этом царстве мрака оказались наши экспортные заказы из США и Канады, которые мы по-прежнему исправно выполняем. Наверное, если бы их не было, я писал бы не эту заметку, а мемуары неудавшегося предпринимателя. Впрочем, бизнес в целом, и бизнес в Калининградской области в особенности, — это вечный бег в мешке с барьерами, бесконечная рулетка с чересчур большим количеством «зеро». Все прошлые и нынешние кризисные обстоятельства обогащают нас многочисленными ответами на вопрос «Как?» Но, к сожалению, так и не дают ответа на главный вопрос: «Зачем?»