За дверью

Все статьи

Арт-маркет

Нелли Смирнягина вспоминает учителей, у которых они с Юрием учились живописи, и свои выставки в Эйфелевой башне и Кафедральном соборе

П
опасть в мастерскую четы Смирнягиных — удовольствие, которого пришлось долго ждать. Встречаясь на традиционных отчетных выставках Калининградского отделения Союза художников, Нелли каждый раз с улыбкой говорила — еще не время.
     Все же оказавшись в мастерской художников, удивляешься, каким многогранным оказывается творчество Смирнягиных.
     — Пути господни неисповедимы, — говорит Нелли, рассказывая о многочисленных выставках, путешествиях и знакомствах с известными мастерами. Несколько раз успеваешь пожалеть, что обладаешь только одной парой глаз — на стенах студии в одной из высоток на Ленинском проспекте, откуда открывается вид на порт и остров, часто встречающиеся в работах Нелли и Юрия, нет свободного места. Эскизы, этюды, наброски, — иные размером не больше открытки, — словно мозаика наполняют пространство мастерской удивительными красками и маскируют ниши для хранения холстов.
     — Мы откладывали встречу не из-за вредности: в мастерской так много работ, что когда достаешь их, потом еще два дня убираешь обратно, — говорит Нелли, наливая чай и подвигая конфеты. — А если готовишься к выставке, все вокруг превращается в хаос.
     — Помню, однажды приехали к нам в гости поляки, и я по молодости решил показать им все свои работы. Потом две недели наводил порядок, — смеется Юрий и показывает на одну из картин, висящую рядом. — Здесь изображена наша старая мастерская, поэтому я очень бережно отношусь к этому холсту. 21‑я линия Васильевского острова, две комнаты, кухня, горячая вода… Прекрасная была мастерская, но по тем временам удержать ее не было возможности: нужна была прописка, а чтобы ее получить — фиктивный брак.
     Будущие супруги познакомились в Калининграде после окончания Государственной Санкт-Петербургской академии им. Александра Штиглица . Во время учебы Нелли проходила практику в Высшей школе искусств в Будапеште, затем — в Гетеборгском университете в Париже, где состоялась уникальная выставка, в которой Смирнягина единственная представляла Россию:
     — Я уже уехала, когда узнала, что две мои работы отобрали для выставки «Взгляд из Европы» — огромной, в ней участвовали художники всего мира. Выставка работала на протяжении шести месяцев в потрясающем зале на втором этаже Эйфелевой башни — представляете, сколько туристов посмотрели ее за это время? Но это был 1992 год, и меня не выпустили из страны — работы передавала знакомая француженка, она же переслала мне каталог.

Арт-маркет

Нелли и работы из серии «Вибрации Вселенной»

     Каталоги с работами Нелли решает не показывать, а протягивает небольшой буклет с краткой информацией о себе. После небольшой паузы скромно просит не указывать в тексте все регалии, — имя заслуженного художника России и женщины года по версии Американского биографического института, в числе прочего, включено в международную энциклопедию «Выдающиеся лидеры мира».
     — А вам музыку поставить? — спрашивает Смирнягин.
     — У нас же пластинки! — восклицает Нелли.
     — Что вам из пластинок поставить? Джаз нравится? Хороший поставлю, — говорит художник, включая проигрыватель.
     — Нам очень повезло с учителями, — рассказывает Нелли, наклонив голову в сторону колонки, откуда доносится хороший джаз. Вернувшись в родной Калининград после окончания учебы, Смирнягина продолжила заниматься живописью в студии в Доме офицеров, которую открыл Юрий. — Он учился у таких великих мастеров, как Миша Брусиловский, Геннадий Мосин, Алексей Ольховский, Кирилл Иогансон, Глеб Савинов. Я была любимой ученицей Владимира Прошкина, он, в свою очередь, — учеником самого Кузьмы Петрова-Водкина. Такая преемственность, безусловно, оказала колоссальное влияние на наше творчество, — говорит художник, вспоминая, как преподаватель дарил ей колонковые кисточки: самой на покупку не хватало стипендии.
     Живописные серии Смирнягиной «Поэзия моря», «Шум дождя и дыхание моря» и «Вот Гофман» можно было увидеть в 2012 году на ее юбилейной выставке «Вибрации Вселенной» в историко-художественном музее. Работы этих серий Нелли писала, используя оригинальные приемы и уделяя большое внимание цветовой утонченности, — зрители выставки говорили, что, глядя на эти пластичные и экспрессивные холсты, чувствовали головокружение.
     — Думаю, такого Гофмана никто раньше не видел, — продолжает художник, обещая показать фотографии работы с котом Мурром и своих знаменитых гобеленов «Революция» и «Славься, Отечество». Последний, размером семь на три метра, на выставке в Манеже поразил Михаила Горбачева. Нелли смеется и говорит, что эту историю еще долго обсуждали в Москве.

Арт-маркет

Юрий Смирнягин. «Портретный набросок». Холст, масло, 8х6

     В мастерской Смирнягиных много фотографий, сделанных во время многочисленных путешествий. На одной из них Юрий точь-в‑точь как Мартирос Сарьян сидит верхом на верблюде напротив египетских пирамид. Кроме посещения зарубежных пленэров и выставок, супруги ездили в большой круиз вокруг Европы, на машине пересекли Швецию:
     — Для художника важно быть в среде. Константин Райкин однажды очень мудро сказал: «Нужно всегда знать, что делается за дверью». Поэтому мы с Юрой во всех путешествиях обязательно ходим в музеи и практически не пропускаем выставки в Калининграде. Конечно, сегодня все можно увидеть в интернете, но мы используем его только для того, чтобы освежить память. Лишь оригиналы могут передать энергию картины и позволить художнику вести с ней диалог.
     Летом 2017 года Смирнягину можно было часто встретить в музее Кафедрального собора — там работала большая выставка «Город, Кант и мой современник». Выставку неоднократно продлевали. В экспозицию вошло более 200 работ. Художник говорит, что чистые страницы в книгах отзывов заканчивались так быстро, что дежурные не всегда успевали их менять.
     — Это было что-то! Меня до глубины души поразило, какой отклик получила эта выставка, которую можно сравнить с театром. Меня очень долго уговаривали принять участие, и оказалось, что я напрасно сомневалась: зрители прониклись моими картинами и мыслями Канта и через них полюбили наш город. Что для меня очень ценно, — добавляет художник.
     В этот момент вопрос, почему при стольких предложениях жить и работать в Петербурге, Москве или Париже Смирнягины без сожалений остались в Калининграде и продолжили писать город, Канта и своих современников, отпадает сам собой.

Софья Сараева
 Фотографии Боки Су