Художественная провокация

Все статьи

Арт-маркет

Александр Болычев показал зарисовки в молескинах, сделанные во время поездок по Европе и Азии, и рассказал об абстрактных мирах в своих картинах

Впервые в Калининграде Болычев выставил свои работы в январе 2017 года — выпускник Берлинской художественной академии представил в Закхаймских воротах экспозицию «Неосновной инстинкт», вместившую три десятка живописных полотен. Тогда, проводя экскурсию, художник рассказывал, что интерес к абстракционизму проснулся у него лишь к тридцати годам. Абстрактные работы, по которым Болычева узнали в родном городе, отличают широкие, порой хаотичные мазки и объемные, неоднородные текстуры. Александр намеренно добавляет объем, оставляя верхние слои краски мягкими. Со временем краска, как, впрочем, и все в мире, видоизменяется, и картина будто бы мироточит. Такие «живые» работы «Неосновного инстинкта» символично называются «Мир» и сопровождаются порядковым номером.Сегодня большая часть серии находится в частных коллекциях, рассказывает художник, приглашая нас в свою мастерскую.

Арт-маркет

     На стенах висят абстракции Болычева и ранняя академическая живопись. Слева — большой стол, где лежат открытые баночки краски, бумажные палитры, эскизы. Рядом стоят сделанные из поддонов полки для книг и внушительной коллекции виниловых пластинок. Всюду встречаются надписи, стикеры, вырезки из книг и рисунки: и на дверце шкафа, и на стенах, и даже на потолке. Художник дает нам время осмотреться и начинает рассказывать:

Арт-маркет

Picasso bug

     — После презентации «Неосновного инстинкта» в «Воротах» у меня было еще пять персональных выставок, в том числе в музее истории города Советска. Сейчас мои картины можно увидеть в Астрономическом бастионе — это интересное выставочное пространство с большим потенциалом. Не могу сказать, что моя техника и видение сильно изменились за прошедший год, скорее, я продолжаю развиваться в выбранном направлении, глубже исследую вещи и явления, которые меня окружают, и пишу о них на абстрактном языке.

Арт-маркет

Зарисовки в молескине

     Еще одно пространство для работы в мастерской Болычева — балкон, с него открывается панорамный вид на железный мост и порт. Здесь стоит мольберт с незаконченной картиной. Художник рассказывает, что в его работах по-прежнему нет грубых форм, которые можно было бы трактовать как символы, вместо них — взаимодействие цветных комбинаций. При этом на некоторых из «Миров», как и на новых работах, различаются и силуэты людей, и орнаменты, и порой устрашающие черепа с рогами.

Арт-маркет

Weekend bowling

     — Эта картина называется «Кровавый ад», — говорит Александр, показывая нарисованную карту мира в багряно-красной гамме, действительно напоминающей запекшуюся кровь. — Возможно, кому-то она покажется мрачной — но именно так я чувствую. Мне кажется неправильным пытаться подсластить искусство, когда в мире идут войны и кровопролитие, а мусор и грязь во дворах прячут за «пряничными» фасадами новостроек. Я сам жил на Эпроновской, где чего только не происходило, — многих из тех, с кем мы росли, давно нет в живых из-за наркотиков. Вопреки модным веяниям, я принципиально не гонюсь за глянцем — мне интереснее показывать вещи неприятные и болезненные такими, какие они есть. Без фантиков.

Арт-маркет

Bloody hell

     После учебы в Германии Болычев три года жил и работал в Китае.
     — Меня часто спрашивают, почему я не остался в Берлине или одной из китайских провинций, на что я отвечаю: «Зачем?» Жизнь там, на мой взгляд, ничем не отличается от жизни здесь. Это иллюзия, что там нет криминала или коррупции, и еще большая иллюзия, что там лучше покупают картины. К тому же всегда можно сесть в автобус и за 60 евро съездить в тот же Берлин, чтобы увидеться со знакомыми, принять участие в выставке или просто отдохнуть. Мне нравится быть туристом, и никогда не хотелось стать эмигрантом, — говорит художник, который во время путешествий делает небольшие зарисовки в молескинах.

Арт-маркет

Love, Peace, mayday

     В блокнотах с немного потертыми корешками наспех записанные фразы чередуются с ироничными рисунками. К ним Болычев относится с не меньшим трепетом, чем к коллекционированию живописи. Рассказывает, что собирать работы начал недавно, но уже может похвастаться иллюстрацией к «Божественной комедии» Данте кисти Сальвадора Дали.

Арт-маркет

«Без названия»

     Вспоминаю, что недавно видела картины самого Болычева в одном из ресторанов — цена в евро, нулей в ней, по калининградским меркам,  неприлично много. Спрашиваю Александра, кто готов платить такие деньги за его работы.

Арт-маркет

«Смерть»

     — Когда директор этого ресторана предложил повесить в зале мои картины, я согласился — мне всегда интересно смотреть, как работы выглядят в разных пространствах и контекстах. Можно сказать, это был эксперимент. Я не рассчитывал, что кто-то из пришедших ужинать готов купить картину за несколько тысяч, — отвечает автор.

     — Получается, высокий ценник — еще один эксперимент?
     — Художественный, если хотите.

Софья Сараева
 Фотографии Боки Су