Воткнули вилочку. Поехали

Все статьи

Почему телеком – новый «Газпром», кто главный бенефициар повсеместной цифровизации и что мешает быстро перейти на 5G, рассказали спикеры Forum Digital Telecom16+

Конспект

Благодаря вынужденному переходу на удалённый формат учёбы и работы по итогам 2020 года объём российского рынка телекоммуникаций составил 1,79 триллиона рублей. Пользователям телекоммуникационные услуги обходятся в среднем в 15 тысяч рублей в месяц. Однако о прогрессе телекома следует говорить не столько в цифрах (рост в денежном выражении составляет 0,06 триллиона.* — Ред.), сколько в контексте рассуждения о развитии IT**-индустрии в целом. Значимость телекома выросла в разы — это мнение члена общественного совета Минэкономразвития РФ, члена совета Фонда развития цифровой экономики Максима Черешнева.

Конспект

Практика
С тем, что телеком приобрёл большее влияние, — а заодно приблизил стратегически важный переход к цифровой экономике, — соглашается сопредседатель совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики, глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

— Лучшая аналогия к тому, что происходит, — времена строительства молодого советского государства, план электрификации страны. Сегодня нам предстоит провести цифровую трансформацию. Уже сейчас цифра становится реальной, ценной. Классическое общение уходит в интернет, телеком-компании идут по этому пути. И хотя выручка телекома растёт не сильно, растут сервисы. Происходит кросс-интеграция между интернет-активами и услугами телекома, которая, уверен, даст серьёзный мультипликационный эффект. Основной бенефит от цифровизации в виде оценки на бирже получают интернет-компании, создающие инфраструктуру [для телекома]. Телекому необходимо расширять предлагаемые сервисы, максимально проникать внутрь индустрии.

Конспект

О важности кросс-интеграции также говорил старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов:

— Сегмент чистого телекома давно сформировался, он не сильно растёт. Даже с появлением 5G, на мой взгляд, рынок поменяется мало. Однако если посмотреть, куда движутся глобальные компании, мы увидим серьёзный интерес к новым IT-предложениям. Интернет вещей (loT), облачные решения, технологии удалённого вычисления — это точки роста для телекома.

Ещё одной точкой роста должен стать качественно новый уровень сервиса, полагает архитектор департамента систем хранения данных Mail.ru Сергей Харламов:

— От того, что было пять лет назад и больше, нынешнюю ситуацию отличает то, что теперь клиенты ждут от любой цифровой компании такой же уровень сервиса, как у IT-гигантов. Google приучил нас к тому, что можно прочитать имейл на телефоне, начать писать ответ на компьютере, а отправить письмо с третьего устройства; пользователи спрашивают, почему их банковское приложение так не может. Основные точки роста — персонализация, коммуникация в реальном времени и объединение каналов связи с клиентом. Нужно интегрировать в контур своих продуктов партнёрские [продукты] — кроме удобства для клиента это даёт возможность в рамках сквозной аналитики оценить результаты того или иного запуска.

При этом вынужденное ускорение телекома, о котором говорят эксперты, выявило ряд отраслевых проблем.

— Ковидная история, с одной стороны, дала необходимый толчок, с другой — поставила нас перед серьёзными вызовами. Когда потребовалось оперативно и массово применять цифровые решения, выяснилось, что есть серьёзные проблемы — с кадрами, обучением, разработками, отечественным программным обеспечением, — рассказывает Герман Клименко. — Наш опыт показал, что на предприятиях мало специалистов, способных квалифицированно провести внедрение [цифровых решений], а сами предприятия не всегда успевают трансформироваться внутри. Поэтому задача телекома — выдавать решения, которые можно внедрять на устаревшие технологии без участия специалистов на местах. Неправильно ожидать, что бизнес в состоянии трансформироваться самостоятельно. Если в Москве компании пооперативнее обновляют оборудование, в глубинке России продолжают работать на технике предыдущего поколения — здесь нужны решения «воткнул вилочку, и поехали».

Конспект

По мнению Сергея Харламова, для того, чтобы в условиях жёсткой конкуренции и нехватки специалистов не «тормозить в болоте ценовых войн», телеком-компаниям необходимо повышать эффективность и удельную доходность. Сделать это можно двумя способами: выпуская новые продукты и услуги или влияя на удовлетворённость клиентов от использования уже имеющихся.

— Дальнейшая трансформация телекома невозможна без резкого ускорения, больших инвестиций и эффективных разработок. А от того, как трансформируется телеком, насколько станет доступным и какие сервисы будет предлагать бизнесу, зависит, как скоро удастся выполнить поручение президента о проведении четвёртой промышленной революции, — добавляет Клименко.

Одни из наиболее перспективных разработок — облачные сервисы, убеждены в «Ростелекоме». Облачную платформу компании используют более пяти тысяч B2B*** клиентов, которые не могут позволить создание собственных data-центров и предпочитают брать необходимые сервисы в аренду. Точку зрения, что цифровая трансформация осуществима без облаков, Кирилл Меньшов называет, по меньшей мере, маргинальной.

— Если вы возьмёте любой учебник по цифровой трансформации, он будет состоять из двух частей. Первая посвящена трансформации самой компании — и здесь мы, как «Ростелеком», можем только дать бизнесу совет. Вторая половина учебника будет отведена технологиям. Каждый автор классифицирует их по-разному, но вот достаточно стабильный список: облака, блокчейн, большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей, — перечисляет Меньшов. — На этот счёт есть суперсовременный взгляд Gartner. Исследование наглядно показывает, во что инвестируют компании. Можно долго обсуждать, что лучше — облачные технологии или собственный data-центр, но именно в облака вкладываются миллиарды, это и есть манифестация трендов. Телеком-компании инвестируют в облачные сервисы выше среднего, поскольку большинство крупных игроков сами являются облачными провайдерами на национальных и международных рынках. Телеком глобально верит в облака.

Конспект

Вице-президент по работе с телеком-отраслью группы компаний «Ланит» Борис Бородянский сравнил трансформацию телекома с большой стройкой. Из традиционного оператора связи, медными проводами подключённого к абонентскому устройству с дисковым номеронабирателем, за последние тридцать лет телеком превратился в серьёзного игрока IT-рынка.

— За это время также произошло серьёзное укрупнение телекома. Если в начале нулевых мы видели огромное количество операторов практически в каждом регионе, в том числе альтернативных, теперь этого нет. Мы всё больше заинтересованы в сотрудничестве с крупным провайдером телеком-услуг, потому что он в состоянии предоставить большее число сервисов, — говорит Бородянский. — Сегодня телеком-оператор — это тот, кто знает о нас всё: где мы живём и проводим время, с кем и как часто общаемся, чем интересуемся и что покупаем. Большие данные, которые хранятся у оператора, — довольно серьёзный драйвер для улучшения качества предлагаемых сервисов и для того, чтобы, зная интересы потребителя, моделировать его поведение.

Среди способов монетизации больших данных Борис Бородянский выделяет рекламные кампании, в частности, контекстную рекламу.

— Кроме этого, есть B2G***, который может использовать данные операторов. Мы видим, что в борьбе с коронавирусом во многих странах помогает сотрудничество с телекомом: данные позволяют легко вычислять, где находились носители вируса. Последние три года сегмент big data растёт по экспоненте, — подчёркивает Бородянский.

Конспект

Директор по работе с государственными заказчиками «Билайн Бизнес» Александр Шведов рассказал о том, как «Билайн» работает с агрегированными данными.

— У нас есть ряд продуктов для бизнеса, не требующих разглашения персональных данных. К примеру, мы составляем отчёты о количестве туристов, маршрутах и точках притяжения; анализируем транспортные потоки в городах, чтобы выявить, какие развязки самые загруженные. Видим большой интерес к подобным технологиям у федеральных и региональных ведомств, — говорит Шведов. — Если говорить о перспективах больших данных, искусственного интеллекта, облачных технологий и интернета вещей, нужно понимать, что всякий новый продукт проходит период апробации и требует изменений в законодательстве. Мы в «Билайн» позиционируем себя провайдером цифровых решений и прикладываем большие усилия для того, чтобы использование big data было зафиксировано в регуляторных документах и большие данные стали такими же легитимными, как статистические.

Продолжая разговор о трансформации рынка, Борис Бородянский заявил, что ключевым показателем работы для телеком-операторов должна стать скорость вывода новых услуг на рынок:

— Все приложения и сервисы, которые есть у оператора, нужно затачивать на то, чтобы time to market***** был минимальным. Компании должны быстро реагировать на ту или иную ситуацию — изменением тарифного плана, новой рекламной кампанией, специальным предложением для конкретного клиента. Такие механизмы, с одной стороны, удерживают клиентов, с другой — серьёзно двигают айтишную компоненту, поскольку все решения реализуются на цифровых платформах.

Конспект

Гаджеты
«Связной» — из тех компаний, кто уже провёл внутреннюю цифровизацию. В частности, компания экспериментировала с возможностями искусственного интеллекта. Были запущены чат-боты, они помогали проконсультироваться со специалистами компании, пока офлайн-магазины были закрыты. Онлайн-продажи весной 2020 года показали кратный рост, — об этом рассказал президент «Связного» Евгений Давыдович.

— Подобное явление происходило в разных индустриях, рост измерялся десятками процентов. У нас прошлой весной объём онлайн-торговли буквально за несколько дней вырос на 60%. Но, в чём мы не сомневались, как только появилась возможность, клиенты вернулись в офлайн. Сразу после отмены жёстких ограничений статистика показала, что рынок онлайн-торговли резко сузился. Личное общение с экспертами и возможность подержать устройство в руках перед покупкой остаются ценностью, — подчёркивает Давыдович. — Ещё одно интересное наблюдение: когда в июне-июле государство выплачивало пособия на детей, мгновенно выросли продажи в недорогом сегменте смартфонов и планшетов. Несмотря на падение доходов населения, прирост продаж по итогам года составил 25-30% в зависимости от сегмента. Мне кажется, люди готовы тратить на девайсы даже последние деньги.

Необходимость в сетях пятого поколения определённо есть: современные сервисы требуют высокой скорости доступа к сети, необходимы стабильность и информационная безопасность. Новый стандарт 5G позволит более эффективно реализовывать эти вещи

При том, что с началом локдауна в «Связном» наблюдали всплеск продаж ноутбуков, главным драйвером, по оценке Давыдовича, остаются смартфоны:

— Вся жизнь свелась к одному носимому девайсу: это и средство работы, и средство отдыха — тренд не остановить. Что касается новинок, интерес к которым стабильно высокий, эксперты говорят о коллапсе идей на рынке. Мы сами видим, что новые девайсы странным образом похожи на устройства предыдущих поколений. Есть опыт с гибкими экранами и так далее, но принципиально новые решения производители пока не анонсируют. Очень интересно, как будет выглядеть смартфон завтрашнего дня. Возможно, стимулом для появления новых девайсов и форм-факторов станет активное развитие 5G на рынках США, Китая, Южной Кореи.

Пятое поколение
На российском рынке 5G тоже развивается: ведётся работа в части инфраструктурных решений, разрабатываются регуляторные подходы.

— Необходимость в сетях пятого поколения определённо есть: современные сервисы требуют высокой скорости доступа к сети, необходимы стабильность и информационная безопасность. Новый стандарт 5G позволит более эффективно реализовывать эти вещи, привести имеющуюся инфраструктуру в соответствие с возросшим трафиком, — говорит Борис Бородянский. — При этом 5G — высокочастотная технология. Чтобы реализовать стандарт на всей территории России, потребуются серьёзные инвестиции на строительство новых базовых станций. Скорее всего, 5G появится там, где высокая концентрация абонентов и есть промышленные потребители, которым необходимы эти технологии для своей цифровой трансформации.

Ещё одним барьером, по словам Максима Черешнева, является то, что без выделения необходимых для развития 5G частот операторы смогут окупить затраты в течение очень длительного срока. Кирилл Меньшов соглашается с тем, что это критичный вопрос. Однако не новый.

— Это классическая ситуация, с которой телеком-отрасль сталкивается с каждым новым G. В этот раз она, наверное, чуть сложнее, — объясняет Меньшов. — Есть успешные кейсы, но они достаточно нишевые и утилитарные. Мгновенный спрос на новый стандарт пока отсутствует. Но в какой-то момент все мы — и операторы, и текущие держатели частот — окажемся в точке, когда не сможем не принять решение, как будет работать 5G в России.

***

5 марта Meduza18+ сообщила о запуске компанией МТС первой пилотной пользовательской сети 5G в Москве. Самостоятельно подключиться к пилотной зоне — всего 14 локаций, популярных в городе, не получится; МТС автоматически выбирает участников проекта, абонент получает смс-уведомление. По данным газеты «Ведомости»16+, госкомиссия по радиочастотам намерена рассмотреть вопрос допуска Freshtel (дочерний оператор «Ростелекома». — Ред.) к тестированию работы сети 5G в метро в Москве и Казани. Ранее компания организовала пилотные зоны в Сколково, Иннополисе в Татарстане и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Согласно прогнозу IHS Markit, к 2035 году сети 5G принесут глобальной экономике 13,2 триллиона долларов США, пишет РБК16+. Данные, представленные Максимом Черешневым на Forum Digital Telecom, говорят о том, что количество подключений превысит 2,8 миллиарда уже к концу 2025 года. Распространение сетей пятого поколения ускорит повсеместный переход к Индустрии 4.0 и промышленному интернету вещей.

* — ТАСС16+: «В 2019 году объём российского рынка телекоммуникаций составил 1,73 триллиона рублей»,
** — информационные технологии,
*** — бизнес для бизнеса,
**** — бизнес для государства,
***** — время выхода на рынок

Софья Сараева
 Фотографии предоставлены организаторами