Улица Портовая: место рождения Канта

Все статьи

Значение этой улицы для истории города трудно переоценить, — рассказывает Андрей Кропоткин, — но ее слава остается в прошлом

Авторская колонка

Исторические прогулки
Cовременная улица Портовая в Калининграде начинается от пересечения с Ленинским проспектом (бывшей Форштадтише Ланггассе) и заканчивается на пересечении с улицей Транспортной (бывшей Континер Вег). В Кенигсберге на месте нынешней Портовой находилось три улицы: Заттлергассе (дословно — Седельный переулок), Фридрихсбургерштрассе (в переводе — улица крепости Фридриха) и Хафенштрассе (Портовая улица). Заттлергассе занимала участок от Ленинского проспекта до улицы Полоцкой, Фридрихсбургерштрассе располагалась на участке от Полоцкой до Железнодорожной, Хафенштрассе — на участке от Железнодорожной до Транспортной.
     22 апреля 1724 года в доме, расположенном на углу улиц Форштадтише Ланггассе и Заттлергассе, родился великий философ Иммануил Кант. Его отец был ремесленником — изготавливал конскую сбрую. Вероятно, не случайно улица, на которой стоял дом родителей Канта, называлась Седельный переулок. Здание было разрушено после пожара еще при жизни Иммануила Канта. Сейчас на этом месте семиэтажный многоквартирный дом, построенный в конце 50‑х годов XX века.
     На углу улиц Портовой и Серпуховской стоит здание бывшей Янтарной мануфактуры: его построили в 1899 году в стиле итальянского ренессанса. Добыча янтаря осуществлялась в поселке Пальмникен (сейчас — Янтарный), где происходила первичная обработка камня, находился плавильный цех. Центром конечного производства стал Кенигсберг. Здесь располагались сортировочная фабрика, цех прессования и дирекция мануфактуры. Численность рабочих к концу 1930‑х годов составляла 2650 человек. Особое значение в создании уникальных янтарных изделий придавали использованию традиций старых немецких мастеров XVII–XVIII веков, поэтому в 1930 году на должность художественного консультанта пригласили известного скульптора Германа Брахерта. Его изделия прославились необыкновенным изяществом и благородством.

Исторические прогулки

Ворота в форт Фридрихсбург. Фотография 1910 года

     В 1930-1940‑е годы продукция Кенигсбергской государственной янтарной мануфактуры встречалась в крупнейших магазинах европейских столиц. Сейчас здание бывшей мануфактуры ждет реставрация, в нем планируется разместить экспозиции областного Музея янтаря и Музея Мирового океана.
     На противоположной стороне Портовой находится 12‑этажный многоквартирный дом, построенный в 80‑е годы XX века. За этим домом вдоль южного берега Преголи располагаются склады старого кенигсбергского порта. Эти малоэтажные здания возводились во второй половине XIX — начале XX века. За складами в 1865 году был построен железнодорожный мост. Он позволил наладить железнодорожное сообщение между Кенигсбергом и Пиллау (Балтийск). Мост разводился путем поворота и эксплуатировался до 1930 года. После войны его восстановили, но в настоящее время мост разобран, подъемный пролет находится на противоположном берегу реки, на территории Музея Мирового океана.

Исторические прогулки

Банхофштрассе, позже Фридрихсбургерштрассе (ныне улица Портовая). Справа сохранившиеся до наших дней склады Старого порта. Фотография 1910 года

     От старого железнодорожного моста до нынешнего двухъярусного моста тянулась улица Фридрихсбургер-штрассе. В начале улицы — здание офиса грузовой станции Калининградской железной дороги, построенное в конце XIX века. За ним тянутся железнодорожные линии грузовой станции, которая появилась в 20‑е годы XX века. Название улицы «Фридрихсбургерштрассе» связано с находившейся здесь Фридрихсбургской крепостью, основанной в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Преголи. Фридрихсбург — крепость бастионного типа. В 1697 году ее посетил для изучения бомбардирского дела Петр I. После возвращения в Россию по его приказу на острове Котлин построили несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александршанец), образцом для которых служила как раз крепость Фридрихсбург.

Исторические прогулки

Здание Янтарной мануфактуры в Кенигсберге. Фотография 1930 года

     В 1757 году писатель и философ Андрей Тимофеевич Болотов, — он нес службу переводчика при управлении городом генералом Корфом и генерал-губернатором Суворовым, — в своих воспоминаниях напишет: «Небольшая регулярная четвероугольная крепость, или цитадель, называемая Фридрихсбургом, с установленными вокруг пушками. Но все сии укрепления не составляют дальнейшей важности, ибо как по великой обширности города содержание всех валов в хорошем порядке сопряжено б было с великим коштом, то и с многочисленным гарнизоном не может сей город порядочной и долговременной осады вытерпеть, и потому почесться может он более открытым купеческим и торговым городом, нежели крепостью». Кстати, за всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях. В середине XIX века была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кенигсберга и с этого времени стала считаться фортом.

Исторические прогулки

Железнодорожный мост через реку Прегель на открытке 1905 года

     В начале XX века оборонительные сооружения второго вального обвода были признаны устаревшими и выкуплены городскими властями, чтобы снести большую часть этих оборонительных сооружений. Сохранились только Фридрихсбургские ворота, построенные в 1852 году.
     В 2007 году Фридрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана. После реставрации на этой территории открылся культурный центр «Корабельное воскресенье» с экспозицией, рассказывающей об истории Российского флота.

Исторические прогулки

Большой склад в старом Кёнигсбергском порту. Сейчас на его месте 12-этажный многоквартирный жилой дом на улице Портовой. Фотография 1920 года

     В 1926 году сдан в эксплуатацию новый железнодорожный мост (Имперский мост, ныне — двухъярусный). По нижнему ярусу осуществляется автомобильное движение, по верхнему — железнодорожное. Изначально мост был снабжен горизонтальным поворотным механизмом, обеспечивающим поворот средней части на 90 градусов менее чем за три минуты для пропуска судов. В 1945 году мост взорвали отступающие фашистские войска. В 1949 году он был восстановлен, поворотный механизм заменили подъемным. За мостом начинались сооружения нового кенигсбергского порта (теперь — рыбный и торговый). Его возведение началось в 1921 году по проекту городского строительного советника Корнелиуса Кучке, а 13 июня 1924 года с участием обер-бургомистра Кенигсберга Ганса Ломайера состоялось праздничное открытие. В 1930 году порт считался самым современным на Балтийском море.

Исторические прогулки

Вид с Имперского железнодорожного моста на реку Прегель в сторону старого железнодорожного моста. Справа грузовая набережная вдоль нынешней улицы Портовой. Фотография на открытке 1930 года

Иллюстрации Маргариты Мироновой 
Фотографии из архива Андрея Кропоткина