Технологии и любовь к магазинам

Все статьи

Компании

Генеральный директор торгового дома «Семья» Олег Пономарев о том, как компетенция девелопера помогла компании стремительно развивать сеть супермаркетов Spar в 2016 году

— В новом году группа компаний «Семья» открыла девять новых супермаркетов SPAR, большинство из них расположено в микрорайонах. Вы продолжаете двигаться в рамках стратегии «магазина у дома»?
— Мы ищем локации, где недостаточно магазинов. Например, в последнее время интенсивно и хаотично застраивался восток города. В северо-восточном районе проживают 20 000 человек, в юго-восточном — 15 000. Мы стремимся именно в такие места. Для этого покупаем землю, ищем партеров и инвесторов, ведем переговоры с застройщиками, чтобы они проектировали первые этажи домов под наши магазины. Выбирая место для нового объекта, менеджмент компании стремится быть ближе к покупателю, чтобы пешая доступность магазина не превышала 400 метров и он был расположен рядом с магистралями, ведущими от центра города в микрорайон, — людям должно быть удобно заехать в магазин по дороге домой из центра города. Перед Новым годом мы открыли супермаркет EUROSPAR на улице Красносельской, в большом новом микрорайоне. Два года занимались девелопментом — «собирали» площадку из трех разных участков, расселяли аварийный жилой дом, покупали на аукционе земельный участок у администрации города, подключали сети. Это была сложная история, и ее невозможно было реализовать без исключительной компетенция девелопера. Естественно, мы при проектировании объектов используем лучшие практики нашей головной компании SPAR International. Совместно с калининградскими архитекторами адаптируем проекты, исходя из конкретных условий площадки.

Компании

— Но ведь удобного месторасположения недостаточно, чтобы покупатель вас полюбил.
— Надо быть профессиональными, чтобы на очень маленьком рынке оставаться понятными и доступными. Наш успех объясняется и тем, что мы имеем много сложных компетенций. Когда работу завершает инвест-компания, затем приходит наша команда SPAR Калининград и делает отличный магазин у дома. Мы создаем современный торговый объект, а внутри него — супермаркет гибридного характера: там не только много свежих и уникальных продуктов, но и постоянные акции и распродажи.
     В текущих экономических условиях наши конкуренты сужают ассортимент, а мы делаем все, чтобы он оставался стабильным и даже расширялся. Для нас важно представлять не только лидеров в тех или иных категориях продуктов, но и постоянно удивлять покупателей новинками. Кроме этого, сегодня нашему покупателю ежедневно нужны социальные товары по лучшим ценам. Поэтому мы постоянно предлагаем различные акции, до 30 процентов продаж совершается в этом сегменте.
— С недавнего времени изменились позиции ваших конкурентов, перестало работать МПП. Как это повлияло на ваше развитие?
— Мы занимаемся своим делом, и покупатель выбирает того, кто ему нравится. Я сторонник либеральной экономической теории и убежден, что только развитие конкуренции дает качественно новые продукты и услуги. И мы делаем отличные магазины даже в кризис, понимая, что по-другому нельзя победить конкурентов. Мы очень любим магазины, поэтому возимся с каждым объектом, работаем над каждой мелочью, предлагая свежее и по более низким ценам, чем у конкурентов.
     Я убежден, что наши новые магазины лучше, чем польские или литовские. Конечно, трудно спорить с некоторыми вещами. У Lidl выручка составляет 40 миллиардов евро — у них совсем другая закупочная сила и возможность получать уникальные цены. Есть и другие нюансы. Например, мы не можем возить продукцию Procter & Gamble из Польши. Головная компания обязывает нас покупать продукцию российского производства, а она дороже, чем та, что произведена нашими соседями. В этом году частичный демонтаж льгот ОЭЗ привел к увеличению цены на часть продуктов, например, для покупателей немного увеличилась стоимость молочных продуктов, курицы, рыбы, потому что в цене появился НДС. Кроме того, в этом году мы потеряли использование договора комиссии по импортным товарам, что позволяло нам снижать их стоимость. Однако нам удается в значительной степени нивелировать рост цен за счет совершенствования технологий логистики, поставок, переработки и хранения продуктов питания.

Компании

— В 2016 году вы открыли логистический центр «ТДС-ритейл», за счет чего обеспечили себя новыми возможностями поставок и хранения продуктов…
— Действительно, благодаря новому центру и правильной организации технологической цепочки, нам удается не только поставлять свежие продукты, но и делать это по ценам, ниже, чем у конкурентов. Например, мы работаем напрямую с эквадорским производителем бананов, с момента отгрузки продукта в порту Эквадора до попадания на наш склад проходит всего 18 дней. Можно сказать, что у нас самые свежие бананы в России. В новом логистическом центре мы запустили технологию газации бананов, поэтому можем управлять их качеством на прилавке. В результате акционная цена на этот продукт в наших супермаркетах составляла в январе 48 рублей. Мы будем продолжать развивать компетенции в области овощей и фруктов, в том числе за счет сотрудничества с нашими фермерами.

Компании

— Какими темпами вы планируете развиваться в 2017 году?
— Мы планируем открыть восемь магазинов там, где их сильно не хватает. Например, на улице Невского — один магазин «Семья», а это выездная улица, вокруг которой огромное количество жилых домов. И таких мест много, мы их находим и тщательно занимаемся тем, чтобы прийти к покупателю. Сейчас наши основные силы направлены на открытие новых объектов. В феврале открываем магазин на улице Дадаева, после ребрендинга откроется SPAR на месте «Семьи» в Пионерском. Новые объекты в течение года появятся на улицах Аксакова, Маточкина, Гакуна, а также в Зеленоградске и Светлогорске. Реконструкцией существующих объектов занимаемся там, где в этом есть острая необходимость. Пока мы не можем провести полную реконструкцию объектов магазинов «Семья» — это долгий и кропотливый процесс. Чтобы это произошло, мы должны подготовить объекты для оказания целого комплекса услуг, который входит в стандарты SPAR International. В наших планах дальнейшее расширение форматов наших магазинов, и в этом году мы планируем в июле порадовать калининградцев открытием на улице Колоскова супермаркета в формате SPAR Gourmet.

Компании

Екатерина Вострилова

Фотографии Егора Сачко