Терапевтический эффект

Все статьи

Повестка дня

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, министр культуры России Ольга Любимова и губернатор Антон Алиханов рассматривают макет будущего филиала Третьяковки на Острове в Калининграде

В конце февраля в Светлогорске три дня работал Второй Международный Балтийский культурный форум16+

     Делегатов встречала охрана и проход через рамку металлоискателя — к чему, впрочем, все привыкли, — на стойках регистрации выдавали бейджи на ленточках и сумки, сшитые из старых афиш «Янтарь-холла». Сначала подумала: креативно. Потом коллеги рассказали, что идея перешивать старые афиши принадлежит московскому музею современного искусства «Гараж». Ну и ладно, прикольные сумки.
     Открывая пленарное заседание, калининградский министр культуры и туризма Андрей Ермак сообщил, что по традиции на форуме предполагается неформальное общение без галстуков. На что весь президиум во главе с Антоном Алихановым послушно под аплодисменты снял галстуки.
     Собравшиеся познакомились с новым министром культуры России Ольгой Любимовой. Собираясь закладывать камень на строительстве филиалов Большого театра и Третьяковской галереи на острове Октябрьском буквально через пару часов, Любимова сообщила, что главную задачу создания культурного кластера в Калининграде видит не в возведении зданий, а в наполнении их содержанием, нужном людям. По поводу Балтийского форума министр выразилась однозначно: ей видится, что он имеет «терапевтический эффект». Публике в лице музейщиков, руководителей и педагогов школ искусств, музыкальных школ, театров, филармонии и прочих калининградских очагов культуры и креативных индустрий сразу полегчало.
     Губернатор Алиханов рассказал министру Любимовой об успехах в деле продвижения культуры в глубинку Калининградской области — строительстве и ремонте Домов культуры, кинотеатров, библиотек. Показал хорошо известный ролик о музейном квартале, охватывающем территорию, не ограниченную островом. И сравнил создаваемую там инфраструктуру с «приземлением в центре Калининграда инопланетного корабля». В шутке видится большая доля шутки — найти преподавателей для высших учебных заведений, артистов для труппы, постоянную коллекцию музея и обслуживающий её персонал будет не проще, чем каких-нибудь переселенцев с Марса на Землю (в переводе — из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград). Система рибейтов, как ещё одна заслуга Калининградской области перед отечественной культурой, пересматривается, сообщил губернатор, бюджетное финансирование кинопроизводителям увеличивается — сейчас 20 процентов производственных затрат — при определённых условиях, например, премьерных показов в Калининграде. Таким образом, рибейты могут достигнуть цифры в миллиард рублей в ближайшем будущем.
     Сергей Сельянов, возглавляющий Российскую ассоциацию кинопродюсеров, по традиции польстил Калининграду, где он председательствует в жюри кинофестиваля "Короче«16+. Мол, у него складывается впечатление, что культурная столица из Санкт-Петербурга уже переехала в Калининград из-за «движухи», всё время здесь происходящей. Заявил, что бюджет на культуру должен быть равен бюджету на оборону, но не дотягивает и до двух процентов. Что в силу территориальной ограниченности нам труднее перемещать сталь, цемент и другие материальные продукты с территории Калининградской области, а креативные и цифровые продукты — проще простого. Чем и надо заниматься — создавать контент. «Кто владеет контентом, тот владеет миром», — переиначил известную фразу продюсер Сельянов.
     Вскоре президиум форума, к коему присоединились директор Большого театра Владимир Урин и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, под дождём и ветром отправился закладывать камни под филиалы своих учреждений на калининградском Острове. В «Янтарь-холле» тем временем продолжались культурные терапевтические процедуры.

Повестка дня

***
     Из содержания панельной дискуссии, посвящённой образованию и науке в сфере культуры и искусства, я записала несколько тезисов.
     В заведениях дополнительного образования в области искусства по всей России учится 1 700 000 человек. Получают среднее специальное образование 76 000. Высшее образование (консерватории, академии) — 62 200 человек. Эти данные привела директор департамента науки и образования Минкульта РФ Наталия Золотарёва. И честно сказать, цифры не поражают воображение. При этом не в открытую, но довольно ясно давалось понять, что былых конкурсов в музыкальные и театральные образовательные институции, как школьные, так средние и высшие, — не берём, наверное, только актёрские факультеты — давно не наблюдается. Одна из причин — демографическая яма. При этом через три-четыре года у нас, в не самом простом с точки зрения логистики городе, открываются филиалы высших сценических, музыкальных, хореографических учебных заведений.
     Озабоченность наличием преподавательских кадров высказывали практически все выступавшие, включая Ольгу Любимову и Наталию Золотарёву. Можно представить, что кадры найдутся, не в столицах, так в отдалённых губерниях, — но очевидный вопрос состоит ещё и в том, найдутся ли ученики в достаточном количестве. Потому что какой-никакой отбор по способностям и возможностям всё же придется делать. Ведь не каждый ребенок Евгений Кисин и даже, прости господи, не Анастасия Волочкова.
     Наталия Золотарёва, кстати, заявила, что Министерство культуры начинает масштабное исследование потребностей в кадрах работников культуры и искусства в четырёх регионах, где осуществляются проекты культурных кластеров, подобных нашему, — кроме Калининграда, это ещё Кемерово, Владивосток и Севастополь.
     Исследование проводится на вырост, то есть, имея в виду потенциальную потребность территорий в арфистках, балетных танцовщиках и солистах хора. Другими словами, какой рынок вакансий сложится для тех, кто закончит обучение в провинциальных филиалах, где найдётся работа. И найдётся ли вообще. Хорошо, что хоть сейчас подобное исследование затеяли провести.
     Понятно, что играть в создание культурного кластера президент и правительство собираются вдолгую. Поэтому уже сейчас, имея в виду и демографические проблемы, создаётся Школа креативных индустрий для подростков. Этакий прототип будущего Балтийского театрального института, филиала РГИСИ — Российского государственного института сценических искусств (больше известного в прошлом как ЛГИТМиК, ленинградский ГИТИС и ВГИК одновременно. — Авт.). Презентацию школы на форуме провели её уже действующие руководители — Юлия Алейникова и Иван Клиндухов. В школе планируется создание нескольких студий — звукорежиссуры, видеопроизводства, анимации, сценографии и светотехники, дизайна. Юлия Алейникова говорит, что техническая база для обучения детей не имеет аналогов и щедро профинансирована, а возможности школы могут быть использованы в существующей креативной индустрии, в коллаборации с работающими медиа и другими творческими структурами. По идее, дальше эти профориентированные дети должны стать студентами вузовских филиалов на Острове.
     По части этих филиалов тоже появилась ясность.
     По крайней мере, филиалы каких именно высших ученых заведений у нас появятся. Это уже упомянутый РГИСИ. Его представила ректор, профессор Наталья Пахомова. Она гордится своими учениками и среди них действительно выдающиеся имена — от режиссёра Льва Додина до актёра Данилы Козловского. Выращивать кадры по хореографическим специальностям, вероятно, будет всё же не питерская балетная академия имени Вагановой, а филиал Московской государственной академии хореографии. Уже действующую от её имени детскую балетную школу в Калининграде представила ректор, народная артистка РФ Марина Леонова.
     К сожалению, на форуме не появилось больше подробностей ни о филиале Большого театра, ни о филиале Третьяковской галереи. По поводу последней в кулуарах раздавались голоса о том, что обещанная дружба на общей коммунальной кухне с местными музейщиками, скорее всего, перерастёт в жёсткую конкуренцию. Что, кстати, совсем не удивляет. У наших есть три-четыре года на подготовку.

***
     Отдельная большая секция форума была посвящена креативным индустриям.
     Что это такое вообще, кроме модного словосочетания.
     Термин объединяет сферы, где народ занимается любой творческой и интеллектуальной деятельностью, продуктом её являются объекты интеллектуальной собственности. 2021 год объявлен ООН годом креативной экономики. Это будущее, в котором искусственный интеллект заменит людей на большинстве рабочих мест в нынешнем понимании, человечеству не останется другого применения способностей, кроме как в отраслях, так или иначе связанных с идеями и их воплощением на любом уровне — от народных промыслов до синтетического театра и IT-технологий. Как сказал исполнительный директор комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов: «Будущее уже наступило, но пока недостаточно распространено [знание о нём в Российской Федерации]».
     С конкретными примерами создания креативного кластера выступила министр культуры Татарстана Ирада Аюрова, продемонстрировав туфли и сумку с национальным орнаментом — красивые — и презентовав работу татарских компаний — от издательских домов, выпускающих книги на татарском языке, до продюсерских центров с огромным количеством фестивалей и инклюзивного театра. Поддерживает ли республиканский бюджет представителей креативных индустрий? Да, поддерживает, выделяя гранты под конкретные проекты. Ручное управление в Татарстане, как известно, работает эффективно.
     По итогам форума нельзя не согласиться с министром культуры Ольгой Любимовой. Все мантры прочитаны, терапевтический эффект достигнут — всё будет хорошо.

Любовь Антонова
 Фотографии Александра Подгорчука