Свет далеких звезд

Все статьи

Гость

Канадский режиссер Тони Майерс накануне премьеры фильма рассказала о съемках в открытом космосе, камерах размером с пиццу и путешествиях на Марс

Гость
Досье:
Тони Майерс

Режиссер документальных фильмов «Прекрасная планета», «Телескоп Хаббл 3D», «Космическая станция 3D», «На глубине морской 3D» и «Тайны подводного мира 3D», снятых по технологии IMAX. В озвучивании этих фильмов принимали участие актеры Джим Керри, Леонардо Ди Каприо, Том Круз, Джонни Депп и Дженнифер Лоуренс. Фильмы снимают астронавты, которые на протяжении нескольких месяцев учатся работать с камерами под руководством Тони.

— Ваш новый фильм «Прекрасная планета» был снят с космической станции. Как это оказалось возможным?
— С точки зрения управления камерой нет никакой разницы, снимаешь ты кино в космосе или на Земле. Основополагающее значение имеют технические характеристики камеры. Когда моя команда только начинала работать в космосе, мы снимали на пленку. Бобина в камерах была величиной с большую пиццу и весила бог знает сколько килограммов. Но главная сложность заключалась в том, что пленка крутилась очень быстро и записывала материал продолжительностью лишь в полторы минуты. Это оказывало психологическое давление на съемочную группу, у которой была лишь одна попытка.
— Поэтому вы перешли на «цифру»?
— Да. Необходимо было найти камеры, которые обладали бы огромным разрешением и могли снимать в космосе. Перед съемками «Прекрасной планеты» мы консультировались с NASA, которые к тому моменту уже сняли программу Shuttle. Новые цифровые камеры позволили нам получить уникальные ночные виды Земли. Зрители увидят свет далеких звезд, огни городов, обозначающие границы континентов, и, впервые в кинематографе, северное сияние.
— Я читала, что во время съемок вы сталкивались с тем, что пленка засвечивалась. Как часто?
— У нас постоянно что-то случается: разные внештатные ситуации, срывы, сбои. Бывает, например, что мы планируем снять эпизод, как на космическую станцию устанавливают модуль. Установка может сместиться во времени, но даже при небольших задержках мы рискуем остаться без кадров, потому что в космосе каждые 45 минут наступает тотальная темнота, и никто не будет ждать, когда она закончится, чтобы мы успели снять сцену. Теперь мы всегда держим в голове, что что-то может пойти не по плану.
— Вы сами монтируете фильмы, являетесь и режиссером, и продюсером, и сценаристом, и даже актером. Что из этого позволяет вам максимально реализовываться?
— Моя самая любимая часть в работе над фильмом — выбор музыки. Я очень чувствительна к звукам, поэтому получаю огромное удовольствие, работая с командой композиторов, присутствуя на репетициях большого оркестра. К этому моменту картина практически закончена, поэтому я расслабляюсь и наслаждаюсь красотой. Занимаясь монтажом, ощущаешь себя гораздо дискомфортнее — пробуешь комбинации и не всегда чувствуешь уверенность. На продюсере лежит колоссальная ответственность, необходимо находить финансирование, что мне не очень нравится. А писать сценарии я, признаться, просто ненавижу, для меня это настоящая мука. Говорят, что самое лучшее, что случается с писателем, который работает над книгой, — тот момент, когда он ее заканчивает, вот это про меня.
Гость
— Как вы относитесь к популярности игровых фильмов про космос, Вселенную, другие планеты?
— Я осталась под огромным впечатлением от «Интерстеллара». Мне повезло общаться с Кристофером Ноланом и сказать ему об этом лично. Мне кажется необыкновенно важным, что Кристофер своим фильмом заставил людей задуматься о реальных последствиях межзвездных и межгалактических путешествий. Он первый показал психологическую сторону этого процесса, то, как длительные путешествия в галактике рушат семьи, и это очень смело. Фильм Альфонсо Куарона «Гравитация» — просто драма, история про то, что случилось с героиней Сандры Баллок, в ней нет никакого научного содержания. А развлекательные картины, такие как «Звездный путь» и «Звездные войны», к сожалению, не могут вдохновить зрителя. Зато это может сделать документальное кино — после просмотра наших фильмов зрители мечтают стать астронавтами.
— Исследование космоса имеет для нашей страны огромное значение. Мои родители выросли на фильмах про Юрия Гагарина и тоже мечтали стать космонавтами. Вы чувствуете это, бывая в России?
— На сто процентов. Когда я впервые услышала позывные спутника, вот эти «пип-пип-пип», это полностью изменило весь мой мир. Для Канады Юрий Гагарин и Валентина Терешкова тоже являются героями. Я сама была свидетелем четыреста шестого запуска корабля «Союз». Это невероятно, американское космическое агентство не сделало и трети запусков от этого числа. Когда мы снимали фильм на Байконуре, я встретила там много замечательных людей, которыми движет неподдельная страсть к открытиям.
Гость
— Погружаясь в просторы космоса, не чувствуете ли вы себя одинокой?
— Так получилось, что моя предыдущая картина «Телескоп Хаббл 3D» вызывает у многих зрителей как раз те чувства, о которых вы говорите. Размеры Вселенной, которую мы видим через телескоп, поражают, и из-за этого люди чувствуют себя крошечными. С другой стороны, в нашем фильме показано, что ученые обнаружили четыре тысячи планет, атмосфера на которых теоретически похожа на земную. При таком масштабе мысль о том, что человечество одно во Вселенной, абсурдна.
— Вы называете свои фильмы возможностью для зрителя отправиться в путешествие. Отправились бы вы к другим планетам, будь такая возможность?
— Работая над своими фильмами и изучая другие планеты, я пришла к выводу, что во всем космосе не существует лучше места для жизни, чем Земля. Я не могу представить, что проведу, например, на Марсе даже два дня — ведь там нет голубого неба.
— Тем не менее многие мечтают отправиться на Марс. Основатель SpaceX Илон Маск хочет сделать из таких путешествий новую индустрию.
— Думаю, что технологии будущего будут способны реализовать задумку Илона. Я ничего не имею против, но сама, повторюсь, не полечу, потому что пейзаж на Марсе останется таким же пустынным и безжизненным. На мой взгляд, путешествия к другим планетам важны с точки зрения исследований, поиска новых минералов и ископаемых, необходимых Земле. Но они никогда не смогут заменить те ощущения, которые дарит нам наша родная, прекрасная планета.

Софья Сараева
Фотография Егора Сачко