Спортивные эфиры не умрут

Все статьи

Знакомство

О закулисье съёмочного процесса, сотрудничестве с «Матч ТВ»18+, проблемах регионального телевидения и о любви к прямым эфирам рассказывает технический директор телекомпании KЁNIG.TV Александр Маслов

     — Ваш проект исключительно коммерческий? Расскажите о формате вещания.
     — Мы основали телекомпанию KЁNIG.TV 15 лет назад вместе с Евгением Киричуком. Он является исполнительным директором, я — техническим. Сегодня штат постоянных и приглашённых сотрудников насчитывает около тридцати человек. Мы ведём многокамерную съёмку спортивных мероприятий в прямом эфире, занимаемся интернет-трансляциями, отвечаем за технический менеджмент событий, предоставляем в аренду оборудование и обучаем новый творческий и технический персонал.
     Опыт наших сотрудников выходит далеко за рамки Калининградской области. В далеко не полном списке крупных мировых событий чемпионат мира по футболу FIFA-201816+, Олимпийские игры в Сочи-201416+ и Рио-201616+, Азиатские16+ и Панамериканские игры16+ и другие крупные проекты, приносящие гораздо больше дохода и профессионального интереса, чем события регионального масштаба. В то же время телекомпания KЁNIG.TV — это попытка переложить наш мировой опыт на региональный бизнес. Мы преследуем альтруистичную идею поднять уровень телевидения в Калининграде, удручающий на данный момент. Это, наверное, идеалистическая цель.
     — Почему именно спортивные мероприятия? Берётесь за проморолики?
     — В принципе, мы занимаемся всем, чем угодно. Основная наша компетенция — прямые эфиры. Есть две основные причины, по которым мы предпочитаем организовывать именно их: первое, это драйв от того, что нечто происходит здесь и сейчас. Это живая история. И вторая: гораздо меньше проблем с заказчиком на этапе сдачи работы: «А давайте перемонтируем, переснимем». Не всегда промо можно продать дороже, но головной боли дней на десять с учётом всех правок.
     Причина, почему мы выбрали спорт, банальна. Это наиболее сложный вид производства, потому что нет предсказуемого сценария игры, он требует концентрации усилий всех членов команды. Главный режиссёр должен грамотно выбирать ракурсы показов, предугадывать течение игры. Инженеры графики — чётко подписывать фамилии, счёт и прочее. Режиссёры видеоповторов должны успеть выдавать в эфир интересные моменты с нужных ракурсов. Продюсер реагирует на нештатные ситуации. Редактор мгновенно сигнализирует о ключевых моментах, если их мог не заметить главный режиссёр.
     — Кто сводит картинку: ваш режиссёр или федеральный?
     — KЁNIG.TV — телекомпания полного цикла. Вся съёмочная бригада состоит из калининградцев. Например, на волейболе, где мы являемся официальным вещателем всех домашних игр команды «Локомотив-Калининградская область», на одном матче задействовано порядка 23 человек из нашей команды.
     — А комментатор?
     — Если мы говорим о волейболе, то «Матч ТВ» во время нашей трансляции предпочитает задействовать своих комментаторов, а для телеканала «Старт»18+ вещает наш специалист. Я думаю, это вопрос политический, дабы чего-нибудь лишнего не сказали.
     — То есть, такой проблемы нет, когда всё на одном человеке держится?
     — Это как раз проблема нашего регионального телевидения. Во многих компаниях — а мы общаемся со всеми — весь бизнес держится на каком-то ограниченном количестве инженеров. И зачастую, когда смотришь чужой эфир, понимаешь, что дело даже не в том, что люди чего-то не могут, а в том, что они зашиваются, поэтому и качество страдает. В Калининградской области мы единственные, кто может выдавать прямые эфиры на федеральном уровне. Достижение этого года — официальный прямой контракт с «Матч ТВ».

Знакомство

Александр Маслов

     — Как складывалось сотрудничество с «Матч ТВ»?
     — С «Матч ТВ» давняя история. Существовала автономная некоммерческая организация «Спортивное вещание», более известная под брендом «Панорама», занимавшаяся подготовкой телевизионных специалистов для Олимпиады в Сочи. В Калининграде работал филиал этой компании, включающий штат порядка тридцати человек. Я и Евгений Киричук были в рядах этого дружного коллектива. Все сотрудники филиала приняли участие в телевизионном производстве Олимпийских игр, а после окончания Олимпиады в силу неких политических моментов филиал в Калининграде решили закрыть. Часть сотрудников бывшей «Панорамы» перешли на «Матч ТВ», остальные уехали работать за границу или ушли на фриланс. На «Матче» произошло слияние трёх компаний: «НТВ Плюс»18+, спортивной редакции ВГТРК16+ и, собственно, «Панорамы», обладавшей техникой, приобретённой для съёмок Олимпиады, и грамотными инженерами. Все эти люди оказались на «Матч ТВ».
     За годы совместной работы у нас сложились хорошие отношения как с головным офисом в Москве, так и с другими филиалами по стране. Ещё не раз — уже в статусе внештатных сотрудников — мы принимали участие в проектах «Матч ТВ», а в феврале 2020 года как самостоятельная телекомпания транслировали в прямом эфире II Всероссийский боксёрский форум в Калининграде по заказу «Матч ТВ». С этого момента мы осуществляем эфиры для «Матч ТВ» на постоянной договорной основе, минуя прослойку из иных подрядчиков. Приятно считать команду KЁNIG.TV полноправным членом телевизионного сообщества федерального уровня.

     — А как появилась ваша калининградская команда?
     — Как я уже ранее упоминал, KЁNIG.TV частично состоит из тех, кто обучался в «Панораме». Я занимал должность начальника передвижной телевизионной станции, формально прописанной в Калининграде, а по факту находившейся в разъездах по всей стране и за рубежом. Ещё до закрытия калининградского филиала мы с Евгением Киричуком основали KЁNIG.TV и с небольшим штатом сотрудников занимались незначительными по сегодняшним меркам съёмками местного масштаба: Дней городов, трансляций музыкальных и театральных фестивалей, медицинских конгрессов. После Сочи-2014 стараемся не понижать планку.
     — После Сочи-2014 были Рио-2016 и чемпионат мира-2018?
     — Да, всё верно. На ЧМ-2018 я был техническим директором по международному телевещанию на стадионе «Калининград». Меня пригласили как специалиста в дружную бригаду иностранных коллег и предложили должность именно в родном для меня Калининграде. Надо отметить, что сочинская Олимпиада дала бурный старт многим российским ТВ-специалистам, которые сегодня котируются на Западе. Это приятно. Мы оказались в роли догоняющих на старте, при этом смогли обогнать, потому что у молодого поколения инженеров-телевизионщиков России нет багажа аналогового ТВ. У нас заведомо цифровой подход к делу, мы не динозавры телевидения.
     Сейчас телевидение и другие медиасферы перестраиваются и переходят на информационные технологии. Как ни странно, людей из IT*-сферы гораздо проще обучить телевизионному процессу, чем телевизионщиков старой закалки нагрузить цифровизацией.
     — Как создавалось техническое оснащение KЁNIG.TV?
     — Основываясь на нашем богатом опыте, мы подбирали парк техники по многочисленным критериям, в том числе универсальности, отказоустойчивости и функциональности. У нас нет инвесторов, всё приобретается за свой счёт. Несмотря на это, в данный момент мы обладаем одним из самых крупных парков по количеству камер и прочей техники среди телекомпаний и телеканалов Калининградской области. Мы предоставляем услуги организации прямых эфиров, телемостов и создания видеопродукции любой сложности и предназначения, от вирусных видео до имиджевых роликов. Наши заказчики получают продукт федерального качества по региональной цене.

Знакомство

Видеоиндустрия – это живая прогрессирующая и меняющаяся сфера со своими трендами и тенденциями

     — Инновации вроде камеры GoPro как оцениваете?
     — С точки зрения прямых трансляций передача живой картинки с GoPro по радио не всегда надёжна. Из трендовой аппаратуры мы часто используем квадрокоптеры. У нас собственное подразделение по аренде коптеров, и уровень мастерства операторов высокий. Мы не раз принимали участие в аэросъёмках фильмов и сериалов для федеральных каналов. Когда понимаешь задачу, видишь ориентиры сквозь любую камеру.
     — В чём вы видите главную проблему местного телевидения?
     — Основная проблема в том, что ориентиры размыты, непонятно, на кого равняться. В ответ на наши робкие попытки начала работы на региональном ТВ несколько лет назад мы услышали: «Ребят, куда вы лезете? Телевидение здесь — это мы!» Очень бы хотелось, чтобы современное региональное телевидение воспринимало коллег по деятельности как возможность сделать контент лучше и интереснее. Видеоиндустрия — это живая прогрессирующая и меняющаяся сфера со своими трендами и тенденциями. Новое видение и новые возможности сторонних компаний, таких как мы, поможет вывести региональное телевидение если не на федеральный, то на близкий к нему уровень. Я верю в то, что эту идею когда-нибудь поддержат и местные телеканалы.
     — Вы страхуете свою интеллектуальную собственность?
     — К счастью, это не наша проблема. Мы не являемся правообладателями спортивного контента, производим его по заказу телеканалов, обладающих правами на трансляцию. И если кто-то показал ту же самую спортивную трансляцию, вступают в силу юридические права наших партнёров. Мы же следим за тем, чтобы производимый сигнал не мог никаким образом уйти «налево» непосредственно от нас в процессе съёмок.
     — А такое бывает? С какими форс-мажорами справлялись на Олимпиадах?
     — Бывало всякое: ураганный ветер, пожары, технические неполадки. Но главное, что это никак не повлияло на впечатление зрителей и все смогли насладиться моментами триумфа своих любимых спортсменов. Подготовка к Олимпиаде начинается за два года до её проведения. К нашему приезду есть чётко прописанные технические схемы, расписание эфиров — строго соблюдаемая вещь, хотя бы по той причине, что все телеканалы, получающие международный сигнал, должны знать, когда начнётся трансляция.
     Небольшой оффтоп: в прошлом году мы были на Пан-американских играх в Лиме (Перу) — игры только для Северной и Южной Америки. Масштаб мероприятия примерно такой же, как Олимпийские игры, но со специ-фическим колоритом. Работали преимущественно латиноамериканские коллеги. Они могли позволять себе что угодно в процессе прямого эфира.
     Я работал в центральной аппаратной и отвечал за все проходящие через международный вещательный центр сигналы. Одна из съёмочных бригад сообщила нам, что планирует выйти в эфир на десять минут позже по причине задержки спортивных соревнований. Совершенно непонятно, как об этом должны были, по их мнению, узнать зрители или другие телевизионные каналы, ожидающие сигнала в разных концах мира. Это пример регионального непрофессионализма. Международный эфир всегда должен начаться вовремя. Все должны понимать, что происходит. Даже если начался ливень, покажите его, сделайте комментарий, и весь мир хотя бы будет понимать, почему соревнования не начались. После этого инцидента пришлось объяснять коллегам весьма очевидные правила прямого эфира международных соревнований.
     На мировом уровне за этим тщательно следят, так как это большие деньги. Если не вышел в эфир без комментариев, следуют штрафные санкции. Самые выдающиеся в плане контроля — японцы. Они следят за каждой мелочью: соблюдением тайминга, качеством картинки, пишут кляузы по любому поводу.

Знакомство

     — Сейчас в Японии должна была проходить летняя Олимпиада. Вы планировали её транслировать?
     — Уже две недели, как я должен был быть в Токио, но все контракты перенеслись на следующий год по понятным причинам. В планах на это лето стоял ещё чемпионат EURO-202016+, где я должен был работать на стадионах в Санкт-Петербурге и Дублине. Но, несмотря на положение вещей в мире, нам и в Калининграде есть чем заняться: в конце лета нас ожидают международный музыкальный фестиваль Калининград Сити Джаз6+ и Кубок губернатора по волейболу16+, а в начале августа прошли соревнования по триатлону IRONSTAR18+ в Зеленоградске.
     — Какие особенности у съёмок триатлона?
     — Прежде всего, это целых три дисциплины в одной: плавание, велопробег и полумарафон. Специфика трансляции любого марафона — протяжённая дистанция, это большая техническая нагрузка. Когда работаешь в пределах стадиона, ты зафиксирован, а длина кабеля до самой дальней камеры — максимум двести метров. На триатлоне всё иначе, масштаб протяжённости трасс просто поражает. В прошлом году, помимо камер в зонах старта и финиша, мы использовали четыре подвижные (беспроводные) камеры, они посылали видеосигнал через вышки сотовой связи. В этом году мы расширили количество камер, но принцип остался тот же. Велогонку сопровож-дают два мотоцикла с нашими операторами. К заплыву — увы, несостоявшемуся из-за погодных условий, — мы планировали задействовать спасательную лодку для съёмки с воды. Ну а спасательный круг — это квадрокоптер, с которого всегда можно получить отличные кадры спортсменов и красот побережья нашего края.
     — В период самоизоляции на «Матч ТВ» транслировали турнир по шахматам. Это выглядело непривычно, и качество картинки было не лучшее.
     — Да, период тотальной приостановки практически всех спортивных событий в мире привёл к тому, что показывать было попросту нечего. Пожалуй, самыми занятными оказались трансляции Киберфутбола FIFA18+ с участием именитых спортсменов и профессиональными комментариями лучших спортивных журналистов страны. Стоит отметить, что киберспорт развивается очень активно во всём мире, количество зрителей и игроков растёт. Я не удивлён, что «Матч ТВ» заинтересован в киберспорте, потому что в отдалённой перспективе, вероятнее всего, треть эфира займут киберспортивные баталии.
     — Вы готовы освещать подобные мероприятия?
     — Технологически нет разницы, что показывать. Разве что вместо «живых» телекамер есть вид от лица наблюдателя в виртуальном мире. Показ киберспорта — это не столько про спорт, сколько про эмоции. А за эмоциями интересно следить.
     — Как считаете, что будет с телевидением через пять лет? Его победят соцсети и YouTube-каналы?
     — Мы активно обсуждаем эту тему с коллегами. Понятно, что эфирное телевидение как таковое не столь востребовано молодежью, поскольку есть интернет-платформы, где можно увидеть любую передачу в записи. Сходимся во мнении: останутся две вещи, которые не столь интересно смотреть в записи, — новости и спорт. Но если новости можно заменить мобильными репортёрами, стримами, то за спорт мы абсолютно не переживаем. Да, зритель может прийти на футбол и поснимать матч на крутой телефон, но это будет смотреться не так зрелищно, как съёмки профессионалов. Кроме того, в России недавно, а в мире достаточно давно сформировалось крупное лобби букмекерских контор. Помимо спонсоров, очень большие деньги крутятся в сфере спортивных ставок, и заинтересованным лицам жизненно необходимо получать эфир в максимальном качестве и в реальном времени. Спортивное телевидение ещё долго будет иметь своего зрителя.

* — Информационные технологии

Ангелина Анишина
 Фотографии из архива героя