Сквозь санкции с ветерком

Все статьи

текст: Михаил Яновский
фото: Егор Сачко

Мы попытались оценить лифтбек Škoda Rapid в масштабе российской экономики

НАШ ЭК­С­ПЕРТ:
Андрей Го­ря­и­нов
пятикратный чемпион Калининградской области по автокроссу, многократный победитель соревнований по автослалому, участник соревнований
по ралли

Rapid появился на российском рынке в, мягко говоря, удивительное время. Машину официально представили 17 апреля 2014 года — ровно через месяц после того, как Евросоюз ввел первый пакет санкций. Забавно, но вдобавок новая модель Шкоды принесла с собой и неплохие инвестиции: ее сборку наладили на заводе в Калуге, на что концерн Volkswagen (ему, напомню, принадлежит чешская марка) потратил почти 80 миллионов евро. Более сюрреалистичный сюжет на фоне наших стремительно менявшихся отношений с Западом на тот момент вряд можно было себе представить.

С тех пор прошло восемь месяцев. Списком санкций уже успели наполнить огромный раздел Википедии, а Rapid тихой сапой застолбил себе теплое местечко под солнцем.

Бархатная экономия

Если честно, в салоне нам выдали не совсем настоящий Rapid. Как и все тест-драйвовые машины у дилеров, наш экземпляр явил собой старшую комплектацию с практически полным фаршем наворотов. Только проблема в том, что в линейке Шкоды — наравне с хэтчбеком Fabia — Rapid занимает низшую ценовую ступень и брошен отбирать долю рыночного пирога у других бюджетных игроков класса В. И есть смутные подозрения, что львиную долю продаж ему все-таки делают куда более скромные и дешевые вариации, чем та, что оказалась в наших руках.

Впрочем, жаловаться тоже было бы грешно. В ожидании ключей мы успели заглянуть в салон практически базового Рапида, который тоже стоял в дилерском шоуруме. С пустотой вместо магнитолы, уныло торчащим ручником на центральном туннеле (подлокотник идет за доплату!) и тканевой обивкой а-ля бабушкино пальто. Сожаления от того, что кататься будем не на такой машине, не возникло ни разу.

Выбором отделки чехи, тем не менее, удивили. Абсолютно весь пластик в салоне предсказуемо оказался жестким, зато бокс в подлокотнике и очечник изнутри выстилал приятный, похожий на бархат материал. «Бархат», к слову, мы потом нашли и под капотом — скупиться на шумоизоляцию моторного отсека производитель не стал. Если же вернуться к экономии, то, судя по всему, ради нее, например, с щитка приборов исчез указатель температуры двигателя, который заменила синяя контрольная лампочка. В остальном — очень даже ничего, пусть и с поправкой на стоимость этого конкретного образца. Никакой ущербности в Рапиде не чувствуешь и в помине. К тому же и эргономика — в лучших традициях концерна. Легко забираешься что вперед, что назад, с первой попытки осваиваешь интерфейс передней панели. Ну а по части организации внутреннего пространства ребята из Шкоды давно стали чемпионами мира. Что в Супербе, что в Октавии, а теперь и в Рапиде места внутри на-а-много больше, чем можно вообразить, глядя на машину снаружи.

Окончательно снять шляпу перед чехами захотелось после того, как мы открыли багажник. 550 литров! Да на фоне Рапида курит в сторонке даже напыщенный Mercedes S-класса, у которого этих литров всего 510. При этом мерс еще и чуть ли не на метр длиннее Шкоды. Чудеса!

 

 

Технические характеристики
Škoda Rapid 1.4 TSI

Длина — 4483 мм
Ширина — 1706 мм
Высота — 1461 мм
Объем багажника — 550 л

Двигатель:
—  объем — 1390 куб. см, турбо
—  мощность — 122 л. с./5000 об./мин.
—  крутящий момент — 200 Нм/1500 об./мин.
Разгон 0-100 км/ч — 9,5 сек.
Максимальная скорость — 206 км/ч

Быстро по-честному

За что еще можно отметить компанию Шкода, так это за смелось в выборе названий своим моделям. Флагмана линейки они без ложной скромности назвали Суперб (то есть «превосходный»), а самый доступный продукт нарекли Рапидом, что в переводе с английского означает «быстрый».

Не будем ручаться за версии с другими моторами, но наш Рапид с турбо-четверкой 1.4 имя не посрамил. Точно такой же силовой агрегат был установлен на Volkswagen Jetta, на котором мы ездили всего месяц назад (об этом в прошлом номере журнала), а потому в этот раз удалось по свежим следам сравнить впечатления. Впечатления получились практически идентичными. Rapid задиристо прибавляет ход, а робот DSG столь же незаметно делает свою работу по смене передач. И точно так же любит забраться на самые верхние ступени, стоит ослабить нажим на педаль газа. По сравнению с Джеттой Шкода показалась еще шустрее, что в первую очередь объясняется разницей в весе — Рапид на центнер легче.

Порадовало, что систему стабилизации на Шкоде явно настраивали сторонники либеральных ценностей. Нашему эксперту Андрею Горяинову удалось без труда выполнить несколько «полицейских разворотов» подряд (практически на месте, забрасывая корму машины ручником), и всякий раз электроника смотрела на это сквозь пальцы. Любителям дрифта можно смело брать на заметку.

Подвеска Рапида казалась в той же степени терпимой, сколь молчаливой. Как ни пытались мы ходом брать разного рода дорожные преграды, ни «ба-бах», ни «бум-бум» из шасси не донеслось. При этом не сказать, что Рапид парит над дорогой. Напротив, он кое-где готов взбрыкнуть, словно необъезженный жеребец, но в целом баланс инженеры выставили верно. Более неоднозначная ситуация с акустическим комфортом. Спереди в меру безмятежно даже после ста, зато задним пассажирам библиотечная тишина гарантирована лишь до скорости в 70-80 километров в час. Когда стрелка спидометра уходит выше, из колесных арок все сильнее и сильнее начинает доноситься гул покрышек. Только ли дело в зимней резине, которая сама по себе любит пошуметь, сказать трудно.

 

Бестселлер-каннибал

На то, чтобы прорубиться в топ-20 самых продаваемых моделей в России, у Škoda Rapid ушло чуть больше месяца, если считать дату презентации. С июня чех стабильно прибавлял в реализации, в какой-то момент догнав старшую сестру Октавию и, похоже, отобрав у нее часть клиентуры. Такой внутренний канибаллизм для Škoda трагическим не стал — Rapid заметно помог марке в целом остановить начинавшееся падение. Декабрьский обвал рубля по всем раскладам должен только поднять акции этого симпатичного чешского лифтбека и его собратьев по сегменту. Правда, думается, что приставка «бюджетный» по отношению к ним скоро будет восприниматься, как минимум, с изрядной доли иронии…