Рулетка стартапов

Все статьи

Эксперт

Успешный бизнес-ангел Рамеш Харидас рассказывает о своих правилах инвестирования и о том, какую роль играет личная симпатия к основателю компании

 Рамеш Харидас

  • Андрей Горохов,
    Инвестор более 60 стартапов, 15 из них куплены такими компаниями, как Coinbase, LinkedIn, Amazon, Intel
  • Основал и продал три интернет-компании:
    PrivacyBank.com Heidelberger Stuckemarkt – приобретена InfoSpace за $30 млн, Chintano – приобретена Datran Media, Parakweet – приобретена Google

— Рамеш, как вы стали бизнес-ангелом?
— Мой первый стартап родом из Силиконовой долины, что неудивительно: в США развита культура предпринимательства. Там я получил первые инвестиции от бизнес-ангела в свою компанию, которую потом успешно продал. Так у меня появились деньги, и я начал инвестировать в компании своих друзей.

     — То есть вы были в роли тех самых 3F, о чем говорили во время выступления, — Family, Friends, Fools* — людей, от которых стартапы получают первые деньги?
     — Да, в начале пути я был среди этой популярной категории. Через несколько лет мне стало скучно просто инвестировать, и я основал компанию. Сейчас снова инвестирую и иногда становлюсь основателем стартапов.

* – Семья, друзья, дураки

     — С точки зрения мотивации, — в чем разница?
— Если вы инвестор, то можете только советовать людям, что им делать, и не можете реализовывать свои идеи, от вас мало что зависит. Поэтому просто инвестиции не всегда приносят полное удовлетворение, такое, какое может дать основание компании. Я никогда не вмешиваюсь в дела компании, в которую инвестирую. Могу посоветовать, но не настаиваю и не имею на это права, у меня нет контрольного пакета акций.

     — Насколько сильное сожаление вы испытываете, если вашим хорошим советом не воспользовались?
— Конечно, меня это расстраивает — я же человек. В одной компании у нас с соинвесторами было одно место в совете директоров, и мы высказали свое мнение, к которому не прислушались. В результате компания была продана Amazon, но это была неудачная сделка.

     — Чему вас научила эта ситуация?
— Я стараюсь не становиться основным инвестором — требует много времени, для меня это головная боль. Предпочитаю инвестировать небольшими частями. Моя цена входа — от 50 до 100 тысяч долларов. Считаю, что хорошими бизнес-ангелами становятся те, кто не думает о деньгах. Инвестируя, ты должен быть готов потерять деньги.

     — Как часто вы инвестируете?
— В одну компанию — каждые два месяца, в среднем в год — в четыре-пять компаний. Одну из этих компаний купил LinkedIn, и это была хорошая сделка с хорошим возвратом инвестиций. Компанию Mashery, где я тоже был бизнес-ангелом, купил Intel, свою компанию я продал Google. Иногда инвестирую в компании одного и того же основателя, например, я был бизнес-ангелом для Rapportive, которых купил LinkedIn. Сейчас инвестировал в Superhuman — компанию, созданную тем же владельцем.
     Я начал инвестировать в двухтысячном году, мне потребовалось много времени на то, чтобы получить возврат инвестиций. Вообще, если мы говорим о выходе, то я получаю долю от суммы продажи, обычно от 5 процентов. Но я не влияю на решение о продаже компании — его всегда принимают владельцы.

     — Все это похоже на рулетку.
— Именно так. Это рисковый бизнес.

     — Когда Ольга Дорофеева (партнер венчурного фонда SmartHub. — Ред.) представляла вас в качестве спикера, она сказала, что вы можете похвастаться хорошей статистикой: инвестировали в 60 компаний и совершили 15 выходов. Почему это хороший результат?
— Хороший, потому что я многократно получил возврат своих инвестиций. Но есть и более успешные примеры. Я знаю человека, который вкладывал деньги в Uber и Instagram. Он начал с 6 миллионов долларов и сделал 1 миллиард — получил в 160 раз больше, чем инвестировал. Минимальное, что я получал, — ноль (улыбается). Но в среднем статистика такая: в 30 процентах случаев я ничего не получил, еще в 30 компаниях — потерял, в остальных минимум втрое увеличил объем инвестиций.

     — Какой ваш самый успешный кейс?
— Компания Ripple, специализирующаяся на крипто-
валюте. Я инвестировал в нее в 2013 году, когда еще и слова «криптовалюта» никто не знал. Компания тогда стоила 15 миллионов. Когда продал свой пакет акций, ее цена составляла 1,5 миллиарда. Объем возвратных инвестиций в сто раз больше первоначального. Сейчас, кстати, компания Ripple стоит 5 миллиардов и продолжает расти.

Эксперт

статистика такая: в 30 процентах случаев я ничего не получил, еще в 30 компаниях – потерял, в остальных минимум втрое увеличил объем инвестиций

     — Я никак не могу понять, что происходит между 15 миллионами и 1,5 миллиарда…
— Да мне просто повезло. От меня ничего не зависело: компания выпустила хорошую криптовалюту и начала продавать эту технологию банкам.

     — Возможно, вы успешный бизнес-ангел потому, что инвестируете много и хорошо выбираете компании? В вашей индустрии есть правило spray and pray**. Вы его придерживаетесь?
— Мне не нравится это правило. Для меня важно хорошо понимать мотивацию основателя компании, мне он должен понравиться. Некоторые говорят, что это даже похоже на брак, и, возможно, я могу с этим согласиться.

* – Распыляй и молись

     — Какую роль при этом играет идея стартапа?
— Это тоже важно, но я всегда выберу связь с основателем компании. Есть два противоположных примера. Первый: ужасная бизнес-идея и классный владелец. Второй: классная идея и ужасный основатель. Я всегда выберу первый случай.

— Это не звучит как хороший бизнес-план.
— Но для меня это работает. Просто идея ничего не стоит, главное — ее реализация.

     — Какие еще критерии можно эффективно использовать для выбора проектов?
— Прежде всего — возможность выйти с прибылью. Я смотрю на компанию и долю рынка, которую она занимает. В этом я не очень силен, поэтому важно понять мотивацию основателя компании. Часто большие компании создаются только силой воли создателя. Еще оцениваю объем целевого рынка и потенциал роста компании. Для меня идеальный показатель — 150 миллионов долларов.

Эксперт

Есть два противоположных примера. Первый: ужасная бизнес-идея и классный владелец. Второй: классная идея и ужасный основатель. Я всегда выберу первый случай

     — В какие секторы экономики вы предпочитаете инвестировать?
— Чаще всего инвестирую в компании, которые связаны со здоровым образом жизни. В моем портфеле этот сектор сейчас представляет компания Sweatcoin. Я сам основал компанию 40love. В приоритете секторы, связанные с криптовалютами и повышением производительности труда.

     — Вы часто идете против трендов индустрии?
     — Сейчас с большой вероятностью выберу тот проект, где других инвесторов нет. Я не всегда так поступал. Например, не инвестировал в Uber: вложи я в него 10 тысяч долларов, получил бы 30 миллионов. Тогда высказывалось очень много разных идей по поводу перспектив компании, было много негативных оценок. Сложно инвестировать, не прислушиваясь, — другие мнения постоянно кружат в голове. Теперь, оценивая проект, я никого не слушаю и рыдаю, заказывая Uber.

     Ольга Дорофеева, партнер венчурного фонда SmartHub:
     — Я не считаю, что венчурные инвестиции — это казино. Есть очевидные инструменты для управления рисками, с одной стороны, с другой — большинство бизнес-ангелов инвестирует не только ради денег: их вдохновляет возможность быть причастными к построению будущего. Это потрясающий и очень познавательный опыт, который вкупе с ожиданиями высокой доходности каждый год привлекает в венчурную сферу тысячи новых инвесторов.
     Рамеш Харидас действительно профессиональный и очень успешный венчурный инвестор. Мы являемся соинвесторами в компании Sweatcoin, дружим, обмениваемся мнениями о компаниях и возможностями по новым сделкам.
     Не все инвесторы, желающие сформировать венчурный портфель, настолько же профессиональны в технологиях, как Рамеш. Для них и существует SmartHub. Мы отбираем сделки по всему миру, проинвестировали 40 компаний от США до Австралии за четыре года, сделали три выхода. Ищем компании с потенциалом роста стоимости минимум 100 миллионов долларов за пять лет. Выбирая проект, мы оцениваем команду основателей — их опыт в предметной сфере, предпринимательский бэкграунд, долгосрочную мотивацию. Также полезно понимать, кто, кроме нас, инвестирует в проект — будут ли другие инвесторы полезны для компании, помогут ли со связями и советами по построению бизнеса. Не менее важна оценка продукта, его ценность для потребителей, уникальность бизнес-модели. И, конечно, рынок — сложно построить компанию стоимостью в сотни миллиардов на локальном или очень специфическом и узком рынке. Мы исходим из идеи, что за пять лет стартап должен вырасти в ключевых показателях (выручка, база пользователей, стоимость компании) в 30-50 раз, это позволит нам получить возврат на инвестиции в 10-30 раз. Наличие в портфеле двух-трех таких компаний из десяти даже при списании всех остальных позволит получить доходность, многократно превышающую другие инвестиционные инструменты.

Екатерина Вострилова
 Фотографии Александра Матвеева