Река и сплавы против пляжа и моря

Все статьи

Знакомство

«Посткарантинное» лето показало, что альтернатива традиционному отдыху в Калининградской области существует. То, что всё больше туристов предпочитают лежакам байдарки и sup*-сёрфинг, подтверждают первые итоги сезона, подведённые Минкультом**. О том, как заработать на водных видах спорта в Знаменске, рассказывают Ольга и Дмитрий Тюнины

     Пять лет назад Дмитрий Тюнин попрощался со стабильной работой в большой успешной компании, чтобы вместе с супругой Ольгой заниматься туристическим бизнесом в Знаменске. «Ферма Тюниных» находится на пересечении рек Лава и Преголя. Под брендом работают летнее кафе, ресторан и центр активного отдыха с байдарками, sup-сёрфингом и велопрокатом.
     — Почему вы выбрали Знаменск?
     Дмитрий: У Ольги недалеко живут родители, мы нередко проезжали мимо. Однажды остановились, спустились к реке и поняли, что хотим сделать это место другим, — тогда здесь было не пройти из-за бурьяна (позже Тюнины вывезли отсюда три КАМАЗа мусора). Знаменск — центр, или, как мы говорим, сердце Калининградской области. От нас одинаковое расстояние до Куршской косы и Роминтенской пущи. У города огромный туристический потенциал благодаря природе и историческому наследию — прусскому, тевтонскому, немецкому. Здесь много памятных мест, связанных с подвигами русских солдат.
     — Чем занимались до этого?
     Дмитрий: Мы оба из бизнеса. Моё последнее место работы — директор завода в Черняховске. Ольга занимает руководящую должность в компании из строительной отрасли, совмещает её с работой на «Ферме».
     — Вы говорите, что захотели сделать место другим. Каким задумывали проект?
     Дмитрий: Здесь ещё с послевоенных лет работает баня, место «намоленное». Мы сами любим париться, поэтому первой мыслью было взять её в аренду. В процессе всё поменялось — купили соседнее здание, начали потихоньку развиваться. Спустя два года, в 2017 году, открыли летнее кафе.
     Ольга: Вскоре появились водные виды спорта — их присутствие диктовало местоположение. Есть река, значит, должна быть активность. Начали с байдарок, с недавнего времени к ним добавились sup-сёрфинг и речной трамвайчик.
     Дмитрий: Первое время сам работал в баре: одной рукой наливал напитки, другой — изучал на компьютере, как устроен ресторанный бизнес. Ольга жарила картошку фри, сын готовил салатики.
— Как быстро приняли решение уйти с руководящей должности?
     Ольга: Вопрос выбора даже не стоял. У нас давно зрело желание создать что-то своё. Хотелось спокойной жизни, чтобы Дмитрий ловил рыбу, а я читала книги и пила кофе. Но пока убавить темп не получается: в два часа ночи упали, в шесть утра встали.
     Дмитрий: За пять лет мы ни разу не пожалели о принятом решении. Раньше я всё время ходил в костюме с галстуком и ботинках, сегодня их сменили шорты и кроксы — это классно. Управленческий опыт, безусловно, помогает. Как и то, что мы начинали и продолжаем работать семьёй. Старший сын Семён занимается байдарками, сейчас повёз группу на сплав в Талпаки. Младший, Матвей, в этом году окончил КГТУ, где изучал технологии пищевой промышленности, отвечает за наш ресторан. Супруга Семёна работает администратором.
     — Каково работать с семьёй?
     Дмитрий: Очень непросто. Бывает, ругаемся…
     Ольга: Кричим друг на друга, как итальянская семья.
     Дмитрий: Я в своё время тоже спорил с отцом — конфликт поколений.
     Ольга: Главное, что мы доверяем и помогаем друг другу. Если дети видят, что я устала, предлагают помощь.
     — Мы начали говорить о новых направлениях. Как они появляются?
     Дмитрий: Что-то нравится нам самим, какие-то идеи предлагают наши друзья, некоторые впоследствии становятся партнёрами. Например, инициатива заняться байдарками принадлежит Максиму Бровкову, он в этом вопросе опытнее нас. Владимир Кодинцев, побывав у нас, спросил, почему есть байдарки, но нет sup-досок? Появились sup-доски. Дом на воде, который мы называем речным трамвайчиком, принадлежит другу семьи из Германии. У меня первое высшее образование физкультурное, через 20 лет этот же университет окончил старший сын Семён. Он тренер по вольной борьбе: каждое первое июня на территории «Фермы» проводим турнир, с байдарками ему помогают местные ребята-спортсмены.

Знакомство

     — Как, кстати, к вам относятся местные жители?
     Дмитрий: Двояко. Мы много чего не разрешаем: приходить со своим алкоголем, хулиганить, допоздна слушать музыку — это нормальные принципы, но они не всем нравятся. Когда начинали, столкнулись с местной традицией посетителей бани — после парилки они бежали голыми купаться в речке. Пришлось объяснять, что у нас здесь женщины, дети, просить накинуть полотенчико, надеть труселя.
     Ольга: Но сегодня всё хорошо.
     — Почему вы называете себя «Фермой»?
     Дмитрий: Самый частый вопрос, который нам задают. Перечисляли всевозможные названия — от «У Ашота» до Family club***, — их набралось четыре страницы. В шорт-лист вошли «Семейный клуб» и «Ферма». Остановились на «Ферме» из-за ассоциации с семьёй.
     — Получается, хозяйства нет?
     Ольга: Мы развели кур, занялись пасекой, но вскоре стали буксовать. Сельское хозяйство — тяжёлый труд, у нас пока нет возможности уделять ему должное внимание. Мы по-прежнему готовим блюда из натуральных продуктов, только закупаем их у других фермеров.
     Дмитрий: Участок находится буквально в десяти километрах отсюда, но обрабатывать его не хватало сил. Привлекать наёмных сотрудников не хотели — нанимаешь людей, они получают первую зарплату и пропадают.
— Но козы всё-таки остались?
     Дмитрий: Это отдельная история. Два года назад друзья приехали ко мне на день рождения. Смотрю, они ведут козу и двух козлят и говорят, мол, какая ферма без животных. Пришлось быстро сколотить загон. Коза Наденька прижилась, а вот козлов отдали: хулиганы были страшные, прыгали по машинам.
     — На «Ферме Тюниных» можно переночевать?
     Дмитрий: Да. У нас есть деревянный домик, дом на воде и кемпинг.
     Ольга: И все забронированы до 12 сентября.
     Дмитрий: В этом году спрос на внутреннем рынке по туризму ажиотажный, гостей очень много. Но мы прекрасно понимаем, что за всплеском активности будет провал, в экономике всегда так происходит. Уверен: в скором времени появится много конкурентов — сегодня даже те, кто был далёк от туризма, покупают байдарки и организовывают сплавы. Конкуренция — двигатель прогресса.
     — Как вы отстраиваетесь от конкурентов?
     Дмитрий: Есть конкуренты, работающие на рынке очень давно. Два года назад мы все вместе собрались за большим столом и поговорили о том, что делаем большое дело для имиджа Калининградской области. Тогда же создали неформальную ассоциацию. Придумали «листок туриста», где отмечены мы, братья Елизаровы, организующие сплавы по Анграпе в Озёрске, Геннадий Кострица, занимающийся сплавами по каналам в Полесском районе, и Сергей Мартынов с парком-отелем «Ангел». Мы понимаем, что ездить в одно и то же место надоедает, поэтому советуем гостям другие площадки. Туристы, посетив все четыре точки, могут принять участие в розыгрыше велосипеда. В этом году «листок туриста» можно было получить в информационных центрах в Калининграде и Черняховске.
     Что касается «диких» конкурентов, увы, слышим негативные отзывы, но считаем, что время всё расставит по своим местам. Нужно расширять инфраструктуру — это будет нашим главным конкурентным преимуществом.
     — Первым шагом станет гостиница?
     Дмитрий: Да. И банный комплекс.

Знакомство

— Когда планируете приступить к строительству?
     Дмитрий: Как можно быстрее. В этом году мы приняли участие в конкурсе стартапов "Бизнес Баттл«16+ с проектом «Устье Лавы: от моста до моста». Это большой инфраструктурный проект, где есть как коммерческие объекты — гостиница, банный комплекс из отдельно стоящих бань, кемпинг, домики на воде, — так и социальные: набережная, парк-сквер со спортивными площадками. Также сюда входит строительство дорог. Предварительная стоимость — почти 200 миллионов рублей.
     Мы разделили проект на этапы: комплекс состоит из трёх коттеджей, построим один, банный комплекс — из четырёх, введём [в эксплуатацию] первую и будем смотреть за нагрузкой. Что касается гостиницы, здание здесь есть, но требует реконструкции. Мы хотели заниматься гостиницей сами, но нас опередил инвестор. Он приступает к работе, по завершении заберём на себя управление.
     Ольга: Мы понимаем, что развиваться в нынешнем темпе недостаточно, нужно ускоряться. Поэтому идём на то, что нужно брать кредит, искать инвесторов. Стучимся во все двери.
     Дмитрий: План-минимум к началу следующего сезона: гостиница, баня, обновлённая летняя площадка.
     — Гостиница будет генерировать больше всего прибыли?
     Дмитрий: Нет, мы рассчитываем, что главным источником [прибыли] останутся байдарочные сплавы. Большинство туристических комплексов ставят во главу угла инфраструктуру, у нас же главное — активный отдых на воде. Мы этим живём, сами с удовольствием ходим в походы на байдарках. Предлагаем несколько маршрутов по Преголе и Лаве протяжённостью от 5 до 35 километров.
     — Sup-сёрфинг пользуется популярностью?
     Дмитрий: Этому направлению два года, оно показывает хорошие результаты. В этом году запустили бесплатное обучение, чтобы правильно поставить человека на доску. Затем он сам должен решить, нужно ли продолжать. Пока большинство из тех, кто сходит с доски, говорят, что будут заниматься ещё.
     — Какой процент возвращается к вам?
     Дмитрий: Не меньше 80 процентов. Бесплатное обучение — маркетинговый ход. Бывает, что за день нам платит один человек, а пятьдесят учим бесплатно. Но в следующем году эти пятьдесят вернутся и привезут с собой ещё по три человека.

Знакомство

     — Я довольно часто встречаю посты о вас в фейсбуке. Это действительно рекордный год для туризма?
     Ольга: Рекордный. Мы мечтали о туристах. Их количество превзошло все ожидания. Даже приходится отказывать.
     Дмитрий: Ещё год назад было трудно представить, что мы будем просить гостей приезжать в будние дни, а не в выходные. В 2019 году нагрузка была следующей: 90 процентов трафика приходились на субботу и воскресенье, 10 процентов — на остальное время. В этом году 90 процентов приезжают в течение рабочей недели и 110 процентов — в выходные. Что касается маркетинга, социальные сети — основной канал продвижения. Для сравнения, в конце апреля у нас было три тысячи подписчиков в инстаграме. Сейчас их уже больше семи тысяч.
     — Гости в основном из Калининграда?
     Дмитрий: Как правило, приезжают калининградцы с родственниками и друзьями из других городов. В прошлом году было так: 90 процентов гостей — местные, 8 процентов — из «большой России» и 2 процента — из Польши, Литвы и Германии. В этом году 70 процентов из Калининграда и области и 30 процентов — из других регионов.
     — Когда мы подъезжали, специально зашла в приложение "Яндекс Go«6+, где было написано, что данная территория не обслуживается.
     Дмитрий: Из Калининграда можно приехать на «Яндексе», уехать обратно — на местном такси за 1200 рублей. Плюс общественный транспорт.

Знакомство

     — Как вы оцениваете уровень внутреннего туризма?
     Дмитрий: Однозначно, всплеск послужит серьёзным толчком для развития.
     Ольга: Главный вывод — пока мы не готовы принять столько гостей.
     Дмитрий: Этот сезон показал, что нужно ещё многому учиться — по ходу перестраивали процессы, исправляли ошибки. Раньше мы аккумулировали на себе все административные функции, а с наплывом гостей стали зашиваться. Перестраивали работу администраторов, начиная с таких элементарных вещей, как встреча клиентов, корректировали работу кухни. Кадровый голод остро чувствуется в Калининграде — что уж говорить об области.
     Ольга: В сезон у нас работает 28 сотрудников, в межсезонье — 8–10 человек. Преимущественно это местные ребята, но, думаю, будем больше привлекать специалистов из Калининграда. Сняли для этого квартиру.
     — Вы вышли на самоокупаемость?
     Дмитрий: До вчерашнего дня мы двигались интуитивно, не считая бизнес-планы и не строя финансовые модели. Летом зарабатываем, зимой докладываем — это нормально для сезонного бизнеса. Всю прибыль реинвестируем. Сейчас вкладываем в расширение инфраструктуры, гостиница и баня помогут продлить сезон. Существуют осенние, зимние, весенние сплавы на байдарках, и мы уверены: они будут не менее востребованы, когда после сплава человек сможет хорошо попариться, вкусно поесть и комфортно поспать.
     — Про вкусно поесть — расскажите о полуфабрикатах под брендом «Ферма Тюниных».
     Ольга: Мы задумали лепить пельмени, чтобы не растерять команду поваров в тихий сезон. Затем стали делать колбасы, получили сертификацию, начали поставлять продукцию в мини-маркеты «Матрёшка». Мощностей уже не хватает, чтобы обеспечить полную заявку от магазинов. Сейчас в них уходит 600 тонн пельменей в месяц, столько же продаём в кафе.
     Дмитрий: Задачи нарастить продажи нет. Важно было представить нашу продукцию, чтобы люди знали, что есть такая «Ферма».

* – С веслом;** эфир «Нашествие туристов-2020: как калининградцы пережили туристическое лето
и сколько область зарабатывает на туристах» на Радио «Комсомольская правда в Калининграде»16+
*** – «Семейный клуб»

Софья Сараева
 Фотографии Светланы Андрюхиной