Прививка эстетики: почему классика устарела
и что Nord Domos предлагает взамен

Все статьи

Персона

Исполнительный директор Nord Domos Алексей Зебров работает над книгой с провокационным названием «Барокко головного мозга». Она позволит лучше понять принципы создания архитектурных проектов компании

     На рынке частного домостроения Nord Domos работает с 2016 года. Компания, основанная предпринимателем Андреем Гутаком, задумывалась как полная противоположность существующим на строительном рынке бизнес-моделям. Nord Domos не гонится за объёмами (в 2018 году у компании было всего четыре проекта — Андрей Гутак в интервью «Королевским воротам»16+ для сборника «Топ-100: бизнес от первого лица»), не работает быстро — проектирование в среднем занимает около девяти месяцев — и не боится отказывать клиентам, если они делают выбор в ущерб функциональности пространства.

     — Первые годы работы были посвящены исследованию рынка и определению собственных принципов. У моего партнёра Андрея Гутака есть бизнес, связанный с международной торговлей. Архитектура — его страсть и хобби. Андрей много путешествовал по разным странам, останавливался в интересных отелях — позже мы решили, что хорошо бы создать строительную компанию, которая будет проектировать и строить в современном стиле — так, как это делают на Западе, — говорит исполнительный директор Nord Domos Алексей Зебров.
Чтобы больше узнать о современном стиле, Гутак и Зебров посещали европейские архитектурные студии.

Классика. Почему такого стиля в архитектуре не существует?
Фрагмент из книги «Барокко головного мозга» Алексея Зеброва

     Есть в обществе устоявшийся стереотип, непоколебимый уже сотни лет, — «классика не устаревает, она вечна». У большинства людей при словах «дом в классическом архитектурном стиле» возникают вполне конкретные ассоциации: помпезность, богатство, роскошь. Этому есть вполне понятное и логичное объяснение.
     Сначала в Древнем Египте возводили колонны с декоративными элементами в виде пальм и папирусов, эволюционировавшие из стоечно-балочной системы каменных глыб. Затем в Древней Греции появились ордеры — сочетания колонны, капители и антаблемента, который поддерживают колонны. С их использованием греки строят величественные храмы, где превозносят своих языческих богов. После римляне вводят и широко распространяют такой элемент, как арка, поняв, что горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная. Римляне берут гречес-кие ордеры, добавляют к ним арки и создают Колизей и триумфальную арку Тита — в них элементы гречес-ких колонн становятся украшением и не несут конструктивных функций. В 15 веке стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, математикам, художникам и историкам. Для создания индивидуальности каждого стиля было изобретено множество характерных элементов декора. Вплоть до эпохи промышленной революции в 19 веке новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене и создании стилей.
     Что же мы видим в истории архитектуры? Каждый элемент, такой как колонна, арка или купол, создавался для удовлетворения определённой потребности человека в разные времена. С ходом развития строительных технологий эти элементы становились ненужными с конструктивной точки зрения и оставались в постройках в качестве элементов декора. В эпоху Ренессанса, ампира и барокко они создавались только ради того, чтобы отличаться от других стилей, не неся никакой функциональной нагрузки. С учётом огромного социального расслоения общества декор на домах стал символом достатка. Усадьбы купцов и рабовладельцев стали украшать пилястры, капители, карнизы, фризы, архитравы и прочие элементы — все они принадлежат разным эпохам истории. Такое смешение стилей называется эклектикой, но люди по привычке называют его классикой, хотя такого стиля в архитектуре не существует.

Люблю экспериментировать, всегда интригующе делать что-то новое, чего никогда ещё не пробовала

Персона

     — Советская школа инженеров была очень сильной. Конструкторские бюро создавали революционные проекты во всех сферах, архитекторы возводили шедевры неоклассицизма и конструктивизма, поражавшие своими масштабами. Но всё это были строения общественного назначения. С падением советской власти оказалось, что культуры частного домостроения не существует. Тренды начали задавать новые русские: появились безвкусные дома, похожие на особняки, с башенками и маленькими окошками. Такие дома морально устарели меньше, чем за двадцать лет, — что по меркам архитектуры ничтожно мало. Опыт европейских стран в частном строительстве кардинально отличается. По этой причине мы с Андреем перенимали знания у смелых, новаторских студий из Польши, Литвы, Норвегии, чьи ценности нам близки, — говорит Зебров. — В частности, наш объект Nordic Spa (общественный спа-комплекс в Янтарном с двумя видовыми скандинавскими саунами, купелями на дровах, расположенными на пляже, и зоной отдыха с живописными видами; одновременно вмещает максимум 12 гостей. — Ред.) является воплощением философии, которую мы привезли из Скандинавии.
В компании убеждены, что форму и внешний вид вещей определяет их функционал — и это, пожалуй, самый ёмкий ответ на&nbs

     — Перед каждым зданием стоит определённая задача, и современная архитектура позволяет решить её наилучшим образом. Если раньше дом выполнял простейшие функции — защиту от врагов и плохой погоды, — то современный темп жизни диктует совершенно другие требования. Сегодня пространство должно быть просторным, хорошо освещённым, с правильно расставленными акцентами. Современному человеку нужны современные решения. Наша компания бросает вызов классической архитектуре: маленькие окошки, симметрия по фасадам и другие «классические» решения не делают дом удобным, — объясняет Зебров. — Представим, что у нас дом с симметричной планировкой. В одном крыле должна быть гостиная с выходом во внутренний дворик — большое освещённое помещение с высокими потолками. А в противоположном крыле — подсобные помещения и котельная, требующие другой высоты потолков и иного освещения. Уместить такой функционал в симметричный дом невозможно.
     Классическая архитектура проигрывает современной и в том, что правильные пропорции, декор и другие устаревшие каноны не имеют практической пользы.

     — Колонна не нуждается в капители, чтобы выполнять свою функцию, а пилястры лишь имитируют её. В современном доме может быть использована кирпичная колонна правильно рассчитанного сечения, органично вписывающаяся в объёмы и форму здания. Сечение кирпичной колонны оказалось громоздким и нефункциональным? Поменяем кирпич на железобетон, и колонна станет вдвое тоньше. Опять громоздко? Возьмём сталь. Вообще не нужна колонна? Уберём её, сделав консоль, — продолжает Алексей. — Только когда архитектор таким образом подбирает строительные решения, пространство получается не просто красивым, а максимально комфортным.

     Для строительства современных и красивых домов компания часто привлекает европейских архитекторов — таким опытом могут похвастаться немногие архитектурные студии из России. Среди барьеров — высокая добавочная стоимость проекта и отсутствие ценности проектирования. Но руководителей Nord Domos это не испугало:
     — Приходится объяснять ценность архитектурного проектирования, то, что дом создаётся на бумаге, а не тогда, когда его уже строят. Клиент должен прожить с нами проект на бумаге, представить его в мельчайших деталях. Мы никогда не торопим с принятием решения о начале строительства, встречаемся, чтобы обсудить нюансы и внести правки, — до тех пор, пока клиент не скажет, что уверен во всех проектных решениях на 100 процентов. Всегда прислушиваемся к пожеланиям, разбираемся, имеют ли они право на существование. В России принято, что архитектор не больше, чем исполнитель пожеланий заказчика. На Западе всё по-другому: архитектор пользуется непоколебимым авторитетом. Когда он обладает собственным стилем, результат его работы ожидаем, значит, у клиента нет необходимости вмешиваться в процесс. Мы считаем такой подход правильным.

     Алексей Зебров подчёркивает, что Nord Domos — не проектная организация, а строительная компания с большим прикладным опытом, позволяющим совершенствовать архитектурные решения. Помимо архитектора и проектировщика, в штате — полноценная структура строительной компании: руководитель строительного отдела, главный инженер, начальник участков, бригады, выполняющие общестроительные работы, электрик, сантехники. Сторонних подрядчиков Nord Domos привлекает только на специализированные работы, требующие отдельного производства и специального оборудования. Например, для изготовления сложных оконных витражей. Стёкла для них везут из Москвы, алюминиевый профиль — из Европы, сборка и монтаж происходят на месте под надзором специалистов компании.

Форму и внешний вид вещей определяет их функционал
Фрагмент из книги «Барокко головного мозга» Алексея Зеброва

     Мой партнёр Андрей Гутак с юности увлекается автоспортом. Даже, наверное, не так. Он им болеет, ведь автоспорт — не хобби, а образ жизни. Любовь к машинам у меня была, как у любого мальчишки, ещё с юности, но по-настоящему я понял эту индустрию, только общаясь с Андреем. Посмотрите на современные суперкары и гиперкары: Феррари, Порше, Ламборгини, Кёнигсегг, Бугатти… Более ста лет стремительной эволюции и многомиллиардная индустрия с привлечением лучших инженеров мира сделали эти автомобили воплощением технического совершенства. Их формы идеальны. Каждый сантиметр кузова продуман до мелочей, каждая деталь оправдана своим назначением, каждый элемент спортивного автомобиля функционален. Здесь вы не встретите ни одного элемента декора, прилепленного «для красоты». Но как эти машины выглядят без него? Они совершенны. Не важно, увлекаетесь вы автоспортом или нет, ваш глаз невольно зацепится за проезжающий мимо суперкар.
     По моему мнению, такой путь в создании материальных ценностей, как при проектировании спортивных автомобилей, является единственно верным. Внешний вид вещи должен быть сформирован и оправдан её функционалом. В создании архитектурных проектов Nord Domos этот принцип стал фундаментальным со дня зарождения компании. Каждое объёмно-планировочное решение принимается не случайно, а потому, что отвечает тому или иному требованию, решает определённую задачу. Если вам приходится работать с архитектором для создания проекта какого-либо здания и на ваш вопрос «Для чего здесь этот элемент?» он отвечает что-то вроде «Так красивее смотрится», бегите от него. Он потратит ваши деньги на сомнительную декорацию своих неполноценных дизайнерских решений.

Персона

     — Когда вместо стены используется панорамное остекление, стирается грань между помещением и улицей. Мы хорошо это понимаем и очень ответственно относимся к остеклению на всех этапах. Подбирая подходящее решение, используем современные технологии, будь то многофункциональное или закалённое стекло. Во многих проектах затраты на остекление — треть от стоимости дома, — говорит Алексей. Nord Domos ведёт не больше пяти строек в год. Зебров объясняет это ёмкостью рынка:
     — Мы строим половину из спроектированного — это достаточно высокая конверсия. Если будем брать больше заказов, превратимся в масс-маркет. Нашими клиентами станут те, кто хочет что-то обыденное, а не то, что предлагаем мы. Чтобы не ограничивать рост компании, в этом году приняли решение выйти за пределы Калининградской области. Ведём переговоры с клиентами из Санкт-Петербурга и Москвы.

     Ещё один новый проект Nord Domos — линейка готовых решений Nord Domos Family. В неё входят флэтхаусы (одноэтажные дома-квартиры) со всеми коммуникациями, наружной и предчистовой внутренней отделкой. Доступно несколько видов одноэтажных загородных домов с разными планировками. В компании отмечают интерес к этому направлению и рассчитывают приступить к строительству первых домов Nord Domos Family в следующем году.

     — К нам часто обращаются с предложением спроектировать общественные пространства, построить ещё один спа-комплекс — мы отказываемся, потому что хотим давать лучший результат в своей профессиональной сфере — в создании премиальной недвижимости для индивидуального пользования, — говорит Зебров. — Довольно жёстко себя позиционируем, отсекли огромный пласт клиентов заявлением, что не станем строить дома в «классическом стиле». Это было непростое решение — по сути, мы добровольно отказались от потенциальной прибыли. Периодически появлялся соблазн взять какой-то заказ, чтобы увеличить оборот. Но так действует подавляющее большинство строительных компаний, а мы хотим по-другому. И спустя три-четыре года поняли, что это была единственно правильная стратегия.

Софья Сараева
 Фотографии Светланы Андрюхиной
 Стиль, постановка съёмки: Алина Максимова