Петь до 90, умереть в 100

Все статьи

Гастроли

Михаил Шуфутинский рассказал Оксане Акмаевой об умении дирижировать и отношении к собственной смерти

Досье:
Михаил Шуфутинский

68 лет

Эстрадный певец, композитор, музыкальный продюсер. Имеет звание «Заслуженный артист Российской Федерации» — «за заслуги в области искусства», 14‑кратный призер премии «Шансон года»

Задание взять интервью у Михаила Шуфутинского отдалось в моей душе сарказмом. Согласилась. В результате: прыжок назад в 90‑е. Публика собралась в ресторанном комплексе «Резиденция королей» и оказалась как на подбор — с личной охраной, златыми цепями на шеях и #вотэтовсе. Неожиданно в гримерке маэстро шансона состоялась встреча с однокурсником — саксофонистом Дмитрием Кондрашовым. Этот момент не остался без внимания Михаила Захаровича, поэтому тон беседы сразу стал доверительным.
— Дима ваш знакомый?
— Да, мы вместе учились, он очень хороший музыкант.
— Давно с вами работает?
— Да, очень давно.
— Интересно, как он к вам попал? Он же прекрасный джазовый музыкант.
— И что? Он профессионал. И музыканты такого уровня не относят себя к каким-то одним жанрам. Человек, который увлекается чем-то одним, а все остальное считает ниже своего достоинства, не будет профессионалом.
— Правда?
— Конечно. Настоящий профессионал может играть все что угодно. Поскольку музыка требует грамотного подхода, то он будет делать все правильно независимо от жанра. Это профессионал, и Дима такой.
— А что, кстати, можете исполнять вы, кроме того жанра, где добились успеха?
— Не знаю, нужно ли мне это. Я добился определенных небольших успехов в своем деле. Не совсем правильно делать что-то другое. У меня есть история по этому поводу, кстати. Когда я еще жил в Америке, занимался на курсе «Написание музыки для кино» в университете Калифорнии. Film score* называлось. У нас был потрясающий преподаватель по основной специальности — Дан Рэй. Он написал массу музыки для телевидения и кино. Нас учили не представлять себе мелодии, как это делают композиторы, а делать это механически. Дан Рэй с каждым студентом занимался отдельно. Он говорил: «С шести утра я завтракаю в Санта-Монике в таком-то кафе с понедельника по субботу. Можете приходить для бесед, только звоните заранее». И однажды я попал к нему на такую встречу, принес свои диски. Он увидел, что их много, и спросил: «В той стране, где это записано, тебя знают?» — «Да, знают». — «А они любят твои песни?» — «Да». — «Вот это и делай. Бей в одну точку и ничем другим не занимайся. Тебе не надо быть одним из 35 тысяч композиторов, которые здесь повсюду». Этот диалог, правда, был много лет назад.

Гастроли

— Вы всегда себя комфортно чувствовали в своем жанре?
— Знаете, я получил фундаментальное классическое образование…
— Вот это и смущает, простите.
— По специальности я дирижер. Умею делать аранжировки, читать партитуры, дирижировать оркестром. Но не умею петь оперные арии и не умею петь по-английски. Для того, чтобы делать это на другом языке, нужно думать на нем же. А мы все же русскоговорящие. Да, я не классический пианист, но мне хватает знаний, чтобы сыграть то, что нужно, на моем профессиональном уровне. Чувствую себя комфортно, знаете ли.
— Я еще с удивлением обнаружила, что у вас 25 альбомов. Это поводы для гастрольных туров или все-таки «собрание сочинений»?
— Почему? На каждом альбоме всегда новые песни.
— Понимаю. Но 25 альбомов!
— Догадываюсь, о чем вы. Но скажу, что на каждом концерте, где бы то ни было, я исполняю разные песни, и совсем не обязательно из нового альбома. Ну, 25 альбомов. Хорошая цифра, кстати. Не придаю этому большого значения.
— Михаил Захарович, вы уже человек, скажем так…
— Взрослый?
— Да, взрослый. Несмотря на то что вы прекрасно выглядите, задумывались ли вы о том…
— Когда умру?
— Да.
— Что будет, когда умру, или как это произойдет?
— Да. Как бы вы хотели умереть?
— Я бы не хотел. У меня большие планы. Хочу петь до 90 лет, а умереть, может, в 100.
— Не планировали процесс похорон?
— Ого. Вам не надо задавать мне такие вопросы. Тот, кто это планирует, сумасшедший.
— Многие задумываются о том, как бы они хотели, чтобы их похоронили.
— А я не хочу, чтобы это было. Это горе для близких людей. И зачем же об этом думать? Я лучше буду дольше жить, чтобы они радовались.

* Музыкой к фильму (англ. film score), также иногда фоновой музыкой (англ. background music, incidental music), называется ряд композиций, написанных специально для музыкального сопровождения фильма. Такие композиции являются частью саундтрека. Обычно они пишутся одним или несколькими композиторами под руководством режиссера и/или продюсера.

Оксана Акмаева
фотографии Егора Сачко