Образование будущего

Все статьи

Персона

В сентябре Английская школа #1 открывает первый в Калининграде лингвистический лицей для учащихся 10-11 классов, предлагающий качественное обучение на двух языках. О том, как будет организована
его работа, рассказывает учредитель компании Ирина Громова

     — Прошлой осенью в интервью«;Королевским воротам»16+ вы говорили, что в другом контексте и масштабе возвращаете спецшколу, предусматривающую изучение общеобразовательных предметов на английском языке. Это и есть Лингвистический лицей #1?
     — Не совсем так. В нашей школе есть программа дополнительного образования, которая называется Британская Школа: дети изучают определённый набор предметов по уровням на английском языке в дополнение к основной школе. При этом спецшкола не заменяет общеобразовательную. Лингвистический лицей #1 — настоящая частная школа премиум-класса, по окончании которой выпускники получают аттестат государственного образца. Открывая её, мы делаем огромный шаг вперёд, к которому шли очень давно. В этом учебном сезоне набираем один профильный десятый класс, где будут учиться 12 человек. В следующем — два десятых и, соответственно, один одиннадцатый. Ученики будут изучать все предметы, предусмотренные программой 10-11 классов, гуманитарные — на английском языке.

     — В чём принципиальные отличия лицея от общеобразовательной школы, кроме того, что большинство занятий будут проходить на английском языке?
     — Помимо стандартов и принципов, отработанных Английской школой #1, — лингвистический профиль лицея. Комплексная программа рассчитана на тех, кто в дальнейшем планирует получить лингвистическое или другое достойное гуманитарное образование. Совершенно не согласна с мнением, что лингвистика — узкая специальность: человек с сильной лингвистической базой и знанием законов, по которым работает язык как система, может быть преподавателем, переводчиком, редактором, коучем, брендмейкером, заниматься политикой, бизнесом, маркетингом и не только. Я всегда говорю студентам: человек, владеющий языком, владеет миром. Он обладает всеми необходимыми компетенциями топ-специалиста, способен грамотно донести свои мысли, мотивировать других людей. Поэтому упор сделан на такие предметы, как русский и английский языки, литература, обществознание, история, второй иностранный язык. В сокращённом виде, но на английском языке, будем преподавать естествознание, химию, биологию и физику; математику — на русском и английском языках.
     Кроме того — и это входит в стоимость обучения — предлагаем занятия по дополнительным дисциплинам. Ученики прикоснутся к программе лингвистических вузов — в рамках дополнительных модулей на английском будем читать лексикологию, теоретическую грамматику и фонетику, иностранную литературу. Есть и педагогические дисциплины, в 11‑м классе ученики сдадут Кембриджский экзамен TKT*. Благодаря этому, окончив школу, они смогут подрабатывать по специальности — заниматься репетиторством, пробовать себя в журналистике: квалификации будет достаточно. Есть курсы по пиару, публичным выступлениям. В перспективе планируем создать проектные лаборатории на базе гуманитарного института БФУ имени Канта, где преподаватели университета читали бы нашим ученикам введение в ту или иную профессию. Мы хотим каждому ребёнку дать возможность потрогать руками dream job**, увидеть подводные камни, чтобы не ошибиться с выбором университета.

     — Почему набираете только 10-11 классы?
     — Вначале хотели набирать детей в профильные классы с седьмого, как это делают в лицее-интернате ШИЛИ. Но в седьмом и даже девятом классе дети ещё далеки от понимания, что с ними происходит, не говоря уже о том, чтобы правильно выбрать профиль. В десятом классе такое понимание есть.

Школа языкового и личностного развития премиум-класса Ирины Громовой

Английская школа #1 – зонтичный бренд, объединяющий несколько направлений: классическую языковую школу для детей и взрослых, спецшколу, предлагающую обучение общеобразовательным предметам на английском языке (дополнительное образование, студенты получают внутренний диплом), и Лингвистический лицей #1 (выпускники получают аттестат государственного образца)

Является авторизованным центром по подготовке к Кембриджским экзаменам, включая YLE***

Работает с 2012 года

     — Справедливы ли опасения, что двух лет недостаточно для подготовки к экзаменам, если, к примеру, у ребёнка «просела» математика?
— На то, чтобы подтянуть базовую математику, — а именно её сдают с гуманитарным профилем — достаточно трёх месяцев. У нас нет задачи «натаскать» к тому или иному экзамену, это неэффективно. Вместо этого мы учим детей думать. Как и в Английской школе, будем индивидуально строить работу с каждым учащимся, грамотно развивать личность и раскрывать потенциал — при таком подходе дети сами хотят учиться. Это точечная, ювелирная работа.
Ещё одно радикальное отличие лингвистического лицея [от общеобразовательной школы] — преподавательский состав. Все преподаватели лицея обладают высочайшей языковой и методической квалификацией. Их знания и опыт гарантируют, что ученики сдадут Единый государственный экзамен на очень высокие баллы.

Персона

     — Вы сами обучаете преподавателей Английской школы. С коллективом Лингвистического лицея получилось по-другому?
     — Скрывать нечего: пришлось отступить от привычной схемы — я из тех руководителей, кто быстро принимает решения, поэтому работа над Лингвистическим лицеем проходила в короткие сроки. Ничуть не сомневаюсь в профессионализме новых преподавателей — это талантливые специалисты с блестящей репутацией, они работают в ведущих учебных учреждениях города. Английская школа уже закрепила лидирующие позиции на образовательном рынке, быть частью нашего коллектива престижно. Все, кто пришёл, сказали: «Ира, это вообще не про деньги». Преподаватели лицея разделяют наши ценности, они так же заинтересованы в том, чтобы дети получили качественное образование. Ещё одна мотивация — попробовать себя в новой роли, отличной от опыта в общеобразовательной школе.

     — Лингвистический лицей может заменить учебу за границей?
     — Наш лицей даст фундаментальное образование, прекрасную предметную базу на английском языке, которая позволит спокойно учиться за границей, если так решат выпускник и его родители. Если они примут решение остаться в России, на основе сформированной лингвистической базы можно будет без дополнительных усилий выстроить профессиональный язык.
     Экономить усилия — ещё одна задача. Сегодня большинство детей выпускных классов несут двойную нагрузку: ребёнок сидит шесть, а то и семь уроков, выходит из школы и идёт к репетиторам по нескольким предметам, а возвращаясь от них, садится за домашние задания, причём их задают как школьные учителя, так и репетиторы. Для нас важно, чтобы пребывание учеников в лицее было максимально эффективным. Без дополнительной нагрузки у них будет время заниматься хобби и просто получать удовольствие от жизни за эти действительно насыщенные два года.

     — Как будет организована работа лицея?
     — Пять-шесть уроков в день, большие и маленькие перемены. Пять дней в неделю посвящены общеобразовательным предметам, шестой день отведён на дополнительные предметы, проекты с университетом или подготовку к ЕГЭ. Будут домашние задания, электронный журнал, продолжаем работу над системой оценивания, чтобы она была максимально прозрачной.

     — А физкультура?
     — Обязательно. Мы заключили договор с фитнес-клубом MyGym, поэтому занятия будут проходить в комфортном зале с удобными раздевалками и душем, которого так не хватает в обычных школах. С классом будет индивидуально работать тренер, программа тренировок — составляться для каждого ребёнка, учитывая его возможности, состояние здоровья и множество других параметров.

     — Уже есть желающие стать лицеистами?
— Трое учеников Английской школы. Пока не все наши родители знают, что в сентябре начнет работать лицей, презентация запланирована на май. Учитывая камерность, уверена: без проблем наберём один десятый класс. Чтобы стать лицеистом, нужно будет пройти собеседование со мной — важно понимать, что это за ребёнок, каков его эмоциональный диапазон. Бывает, родители хотят, чтобы он стал преподавателем, но при встрече видно, что эта профессия не для него. Когда в 16-17 лет человек не готов делиться своей энергией с другими, то не будет готов и в 30. Если он всё же выберет эту профессию, станет одним из тех среднестатистических учителей, которых дети ненавидят. Мы не можем этого допустить, наша миссия — воспитать поколение уважаемых преподавателей, которые станут ролевой моделью. Роль фигуры преподавателя огромная, это человек, который может как навредить, так и стать примером на всю жизнь.

     — У вас грамотная отстройка от конкурентов: внимательные учителя, разумная нагрузка, тот же душ в спортивном зале — за отсутствие этих вещей чаще всего критикуют общеобразовательные школы.
     — Это правда. При этом нужно понимать, что учеба в лицее недёшева, потому что элитарное образование не может быть таковым. Второй момент — камерный формат. Двенадцать или двадцать учеников — не та цифра, чтобы мы могли говорить о серьёзной конкуренции.

     — Но это ведь вызов?
     — Да, я чувствую азарт. Хочу сделать то, что не смогла, находясь в государственной структуре.

Персона

     — Объясните.
     — Я всегда работала честно, начиная с того момента, как в 1992 году впервые вошла в класс, и прекрасно понимаю, что один преподаватель, который на протяжении сорока минут хорошо ведёт урок, может изменить мир. В университете проработала 25 лет, но больше не вижу этом своей миссии. Мы много говорим о мотивации учеников, но не говорим о мотивации педагога. В нашей работе очень важна обратная связь: когда на лекции по основополагающей для лингвистов дисциплине из ста человек меня слушают от силы пятнадцать, становится очень грустно. Такое безразличие — черта поколения, сегодняшние студенты с трудом помнят, как зовут преподавателя. Я по-прежнему хочу отдавать и применять свои силы, но в другом контексте.

     — Пока проект не докажет, что он работает, его называют экспериментальным. Вас не обижает слово «эксперимент» в отношении лицея?
     — Наверное, нет. Всё, что мы делали до сих пор, даже будучи экспериментом вначале, стало устойчивой моделью. Когда мы решились [создать лицей], я задавала сама себе вопрос, будет ли мне обидно, если вдруг это не сработает.

     — И?
     — Я привыкла всё делать серьезно, поэтому даже не оставляю такой опции (улыбается). Перед нами стоит амбициозная задача сделать так, чтобы ученики на сто процентов освоили предметы, предусмотренные государственным образовательным стандартом, дополнительные дисциплины и предметы, которые входят в Кембриджский стандарт среднего образования. Это выполнимо, если выстроить грамотную систему контроля, правильно распределять силы и нагрузку и заниматься с детьми, у которых достаточная мотивация. Всё это мы умеем делать.

В каждый урок Английской школы и Лингвистического лицея в той или иной степени заложено развитие креативности, критического и дивергентного мышления, воспитание чувства эстетики, эмпатии и эмоционального интеллекта. Любовь к работе, к детям, грамотное измерение результатов того, что мы делаем, – лучшие технологии

     — Когда ищешь похожие на Лингвистический лицей учебные заведения, встречается много материалов об экспериментальных спецшколах. Первые, как я поняла, появились еще в шестидесятые годы.
     — Это так. Я хорошо изучала историю, потому что это то, что мы отчасти хотим повторить, — эксперимент был удачный. Даже несмотря на то, что в то время Россия была закрытой страной, образование было глубоким, выпускники спецшкол виртуозно владели иностранными языками. В советские годы даже троечники отличали подлежащее от существительного, а сегодня отличники не понимают разницу. Опыт советских школ нужно брать за основу. Та же Великобритания взяла учебники тех времен, скрупулезно их перевела и работает по нашей системе — уровень знаний математики там вырос в разы.

Персона

     — По прогнозу EdtechX Global & IBIS Capital, в этом году мировой рынок образовательных технологий вырастет до 252 миллиардов долларов. Какие технологии применяются в Лингвистическом лицее?
     — Если говорить о цифровых технологиях, мы ориентируемся на Оксфорд и Сорбонну. Они остаются офлайн. Мы не планируем внедрять высокие технологии, кроме виртуальных химических и физических лабораторий. Что касается новых технологий в обучении, это развитие компетенций двадцать первого века. Я не тот человек, который говорит, я человек, который делает. В каждый урок Английской школы и Лингвистического лицея в той или иной степени заложено развитие креативности, критического и дивергентного мышления, воспитание чувства эстетики, эмпатии и эмоционального интеллекта. Любовь к работе, к детям, грамотное измерение результатов того, что мы делаем, — лучшие технологии.

     — В прошлый раз, когда я спрашивала о личном образовательном маршруте, вы ответили: «Понять, как сочетать стремление помогать людям с тем, что я делаю. Еще не разбивала его на шаги, но в любом случае это будет проект, делающий мир чуточку лучше». Вы уже тогда думали о создании лицея?
     — Не-а. Открытие лицея — сложный и затратный проект. Мы делаем это не из-за желания заработать, а из-за азарта и внутренней потребности дать детям лучшее. Сделать мир чуточку лучше я собираюсь благодаря новым знаниям — сейчас получаю серьёзное дополнительное образование в Санкт-Петербурге по программе «Детская практическая психология». Хочу лучше понимать современных детей, их образ мысли, то, чем они живут; помогать, если необходимо.

     — Что изменится в Английской школе к новому учебному году?
     — Мы никогда не считали своей основной деятельностью обучение взрослых, но, как показали подсчёты, из 950 студентов — 90 взрослых, это достаточно серьёзный сегмент. У нас занимаются две категории — те, кто просто учит английский, чтобы не закостенел мозг, и те, кто нацелен на определённый результат, например, сдачу экзамена или повышение уровня знания языка. Для детей мы разработали стандарт обучения, отработанный на каждом этапе, во взрослых группах его не было. Теперь у преподавателей взрослых групп стоит задача за лето ввести этот стандарт.

* — Teaching Knowledge Test — экзамен для преподавателей английского языка как иностранного. Соответствует международному стандарту теоретических знаний профессионального преподавателя языка;
** — работа мечты;
*** — Young Learners — серия Кембриджских экзаменов по английскому языку, разработанных для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Кроме возможности проверить знания в соответствии с международными стандартами, показывают, что сдавать экзамены совсем не страшно. Существует три уровня сложности

Софья Сараева
 Фотографии предоставлены компанией и из архива редакции