О каллиграфии, образовании и бизнесе

Все статьи

Олег Пономарев размышляет о том, как письменная речь и стремление к идеальному состоянию текста — хоть диплома, хоть презентации — влияет на качество предпринимательской работы

Авторская колонка

Дензнаки
Постоянные читатели «Королевских ворот» помнят, что, по мнению Олега Пономарева, предпринимательское вещество — это исключительная способность к успеху в бизнесе через концентрацию четырех личных сил: воли, точности, любознательности и ответственности. В этой колонке речь пойдет о точности. Она не может быть врожденной, в отличиe от силы воли и любознательности, а может быть приобретена в процессе развития этики, ценностей, знаний, умений и навыков. Основным каналом получения информации для человека остается письменная речь. Сегодня мы все чаще пишем на клавиатуре, и этот текст совсем не похож на рукопись. И здесь все современные гаджеты не помощники, а разрушители — слога, стиля и мысли. Хуже всего то, что современный сленг интернета разрушает правописание в головах «аффтаров» и превращает стройную систему языка в набор слов. Точность и красота в подобном сочинении исключена, а грязь в речи и письме никак не может быть выдана за творчество и нестандартность мышления.
     С пером в руке думается иначе, но прогресс не остановить, и приходится развивать точность в компьютерном письме новыми средствами. В далеком 1993 году, на учебе во Франции, я был удивлен тем, насколько много внимания профессура уделяет оформлению работ магистрантами. Для меня, советского человека, воспитанного на концепции главной мысли, содержание всегда было важнее формы. Но мои учителя объяснили мне, что, поскольку во Франции 20‑балльная система оценок, у профессора всегда есть пара баллов на оценку аккуратности, точности и вылизанности работы. Это сильно дисциплинирует, а средний балл в хорошей бизнес-школе — намек на среднюю зарплату после диплома. Noblesse oblige* — приличный вуз не может позволить себе неидеальный диплом. Этот перфекционизм в деталях носит название finition, или «доведение до завершения». Позже, изучая лучшие практики своих европейских коллег, я уже не удивился, узнав, что business fine-tuning, в смысле «точная настройка бизнеса», — важнейший этап завершения любого проекта.

* Положение обязывает

Кто мы?

     Точность — это пунктуальность в жизни и бизнесе. Макс Вебер впервые обосновал «превосходство протестантатской этики» в бизнесе, и эта идея, будучи позднее развитой Фрейдом, привела к осознанию того, что немецкая пунктуальность во всем является одной из причин высокого уровня жизни в протестантских странах. Все бизнесмены знают, насколько точны в исполнении контрактов немцы, шведы, голландцы, англичане, швейцарцы, американцы. А вот предприниматели преимущественно католических Франции, Италии, Польши и особенно Испании — это необязательность в мелочах, а зачастую и откровенный обман. Что же касается нашей родины и православных стран в целом, то они традиционно находятся на периферии стран по деловой репутации. В рейтинге Doing Business всемирного бизнеса РФ занимает 40‑е место, но спросите западных бизнесменов о надежности российских партнеров, поймете, почему у нас почти нет иностранных инвестиций.
     А ведь русское купеческое слово еще сто лет назад было так же крепко, как российский рубль. Где и когда выпала точность и обязательность из нашего языка и отношения к делу и учебе? Когда в культурный, учебный и деловой оборот вошла «халява»? Самое время задаться вопросом: а может, лучше меньше, да лучше? Меньше пичкать детей пустым, а дать возможность думать и писать собственные сочинения и еще вернуть отмененную в 1917 году каллиграфию и объяснить, почему и зачем в Японии и Китае ей учатся всю жизнь. Почему искусство красивого письма является и средством медитации, и путем познания. Та же история продолжается в вузах. Всеобщее высшее давно стало всеобщим посредственным. Учебные программы ради зачета с чужими дипломами-клонами никого из выпускников не стимулируют к самореализации. С такими навыками, закрепленными в высшей школе, люди приходят в бизнес.
     Но бизнес сегодня не прощает халяву. Современный бизнес — это даже не ремесло, а скорее, искусство. Искусство создавать красивые вещи и услуги. Искусство создать предложение, соответствующее спросу. Искусство собирать вокруг себя талантливых и трудолюбивых сотрудников. Искусство планировать и исполнять финансовые планы. Искусство создавать новое качество жизни. Точный бизнес — красивый бизнес. Предприниматель пишет свою рукопись своими делами, и чем точнее мастер, тем ценнее произведение.

P. S.
     Некоторые темы сочинений гимназистов в царской России: Замирание нашего сада осенью. Река в лунную ночь. Лес в лучшую свою пору. Встреча войска, возвратившегося из похода. Дедушкин садик. Слово как источник счастья. Почему жизнь сравнивают с путешествием?

иллюстрации: Маргарита Миронова