Исполняющая обязанности генерального директора Стадиона «Калининград» Анна Мусевич о том, как сделать посещение стадиона хорошей привычкой каждого жителя города и каждого туриста
— Наиболее острой темой, связанной с калининградским стадионом, является его экономическая эффективность после проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это одна из ваших главных задач?
— В первую очередь, учреждение должно обеспечить корректную эксплуатацию объекта, на что мы получаем деньги из бюджета. На самом деле эксплуатировать такой объект только на первый взгляд кажется просто. Стадион — большой и умный механизм. Здесь автоматизировано практически всё: от систем управления светом, вентиляции, отопления до систем управления доступом и видеонаблюдения. Всё это находится на диспетчеризации.
Стадион состоит не только из трибун и футбольного поля. От глаз скрыты подтрибунные пространства, технические зоны и большая системная работа, направленная на комфорт посетителей. Здесь постоянно трудится около 100 человек. Чтобы вы понимали масштаб: у нас есть отдельная насосная станция, предназначенная только для полива поля и свой тепловой пункт. Мы не можем использовать обычную воду, только отстоянную. У нас шесть своих трансформаторных подстанций. У стадиона есть мощности до 15 мегаватт — это огромные возможности. И резервные дизельные генераторные установки, обеспечивающие бесперебойное питание в случае необходимости.
—Известно, что до 2023 года федеральный бюджет покрывает до 95 процентов затрат на содержание стадионов — около 250 миллионов рублей в год.
— Это общая сумма с учётом финансирования из федерального и регионального бюджетов. Мы будем получать деньги ещё в течение трёх лет — доля выделяемого бюджетом финансирования станет уменьшаться с каждым годом. То есть объём собственных средств арены будет увеличиваться. Команда стадиона «Калининград» ориентируется на показатели доходности, которые мы должны соблюдать.
— Существует популярная гипотеза со ссылкой на мировой опыт. Она говорит о том, что ни одна похожая арена не окупается нигде. Вы её поддерживаете?
— Я много учусь, анализирую опыт иностранных и российских коллег. Мы постоянно общаемся с российскими регионами, которые получили стадионы в управление после чемпионата мира. В прошлом году я ездила изучать самые успешные проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове. Была в Польше на Energo arena. В период подготовки к мундиалю оргкомитет чемпионата мира по футболу привозил экспертов, которые делились с нами мировыми кейсами. Всё это я стараюсь адаптировать к нашей реальности. Спорт, в принципе, в России развивается и становится всё популярнее. Это играет нам на руку, поскольку мы прежде всего спортивное сооружение. Однако с точки зрения бизнеса в нашей стране — спортивная среда очень молодая. У моей команды оптимистичные взгляды, мы уверены, что можем быть успешными и идти в ногу со временем.
— Какой опыт российских коллег вам кажется максимально применимым в Калининграде?
— Опыт коллег не может быть принят в полной мере: у каждого региона свои особенности — экономическая ситуация, менталитет жителей, их интерес к спорту. Калининград в спорте, как и в других аспектах, занимает уникальное положение. Вот, например, стадион «Лужники» в год проводит больше концертов, чем матчей. У нас это вряд ли получится.
Мне нравится опыт арены ЦСКА — они построили большой торговый центр и сдают коммерческие помещения в аренду. Это хороший заработок. За счет разделения зон армейцы смогли привлечь на территорию арены большое количество разносторонних арендаторов. При такой модели стадион живет разнообразной жизнью.
— Обычно при строительстве спортивных сооружений специально для крупных чемпионатов изначально продумывается программа их дальнейшего использования. Каков был план?
— Стадион проектировался по требованиям FIFA.
Ориентировались на так называемый handbook — свод правил и стандартов. Это налагало некоторые обязательства: например, на нашем стадионе не две раздевалки для игроков, а четыре. В региональном правительстве был сделан анализ возможных вариантов эксплуатации стадиона после чемпионата. На федеральном уровне создана концепция Наследия чемпионата мира. В её разработке участвовали все регионы, принимавшие матчи. Концепция утверждена правительством Российской Федерации, и мы действуем в её рамках. Там прописаны цели, которых нужно достигнуть.
В концепции сказано, что мы должны обеспечить многофункциональное использование объекта: стадион превращается в сооружение, где возможно проведение не только футбольных матчей. И мы действительно становимся многофункциональным комплексом. На территории стадиона уже разместились центр стрельбы из лука, школа по водным видам спорта (гребля), секция по акробатичес-кому рок-н-роллу, занимаются самбисты и дзюдоисты. На стадионе есть холодильные склады FIFA под трибунами, которые вряд ли когда-нибудь будут использованы. Там начался ремонт, мы переделываем помещение в большой хореографический зал, предполагается, что он будет работать для комплексной спортивной школы олимпийского резерва.
Мы решили, что неправильно просто сдавать в аренду разминочные площадки, и создали свой детский футбольный клуб, чтобы дети почувствовали себя профессиональными футболистами. Тренировки организовали совместно с «Центром подготовки молодых футболистов».
Но прежде всего, мы максимально работаем над увеличением числа спортивных мероприятий. Я очень довольна работой с федерацией регби: в прошлом году прошёл финал и матч за третье место чемпионата Европы среди юношей до 18 лет. Он был признан самым успешным чемпионатом Европы. И как результат — 22 февраля на нашем стадионе пройдет одна из игр чемпионата Европы — Россия-Португалия, а затем, в апреле, юношеский чемпионат.
— Что сейчас футбол даёт стадиону? Российские эксперты говорят, что футбол может приносить ощутимый доход, только если команда играет в Российской Премьер-лиге. Но это не наш случай.
— Мы в первую очередь футбольная арена. Все неспортивные мероприятия проводятся только после согласования с графиком матчей. Футбольный клуб «Балтика» третий по посещаемости в своей лиге, в среднем матчи посещают около шести тысяч человек. Несколько раз болеть за любимую команду приходили около 12 тысяч человек. Мы вместе с клубом работаем над привлечением болельщиков.
Выручка от продажи билетов полностью уходит в футбольный клуб. Мы сотрудничаем в рамках договора оказания услуг, поэтому заинтересованы, чтобы «Балтика» стала точкой притяжения. Мы же должны обеспе-чить комфорт каждому, кто пришёл на стадион. Я бы хотела, чтобы посещение стадиона «Калининград» стало хорошей привычкой каждого горожанина и каждого туриста. И это не только про футбол, это про хорошее времяпрепровождение.
— VIP*-ложи пользуются популярностью?
— Количество продаваемых VIP-лож в Калининграде выросло, особенно во время выступления нашей сборной. Несмотря на то, что у нас «репутация баловня» — по сравнению с другими аренами калининградский стадион богат на крупные федеральные спортивные события — будем стараться делать это каждый год.
С введением электронных виз наш потенциал увеличивается, и я думаю, мы можем быть интересны жителям Прибалтики, всего ближнего зарубежья
— Как на стадионе появился «Зал спортивной славы Калининградской области»?
— Мы создали такой зал одними из первых среди российских регионов, давалось поручение Правительства Российской Федерации. Зал спортивной славы работает с декабря прошлого года. Там есть зона, посвящённая всем стадионам чемпионата мира. Мы интегрировали в экспозицию digital**-решения: показываем на больших экранах ролики о городах, принимавших чемпионаты мира, — их разработали региональные оргкомитеты чемпионата мира по футболу. У нас есть 3D-макеты каждого стадиона, памятные сувениры из всех городов-участников. Известные спортсмены предоставили нам вещи из своих спортивных коллекций, например, от Натальи Ищенко мы получили её детский пропуск в бассейн «Юность» и медали. Всего в музее представлено 296 экспонатов. В преддверии матча по регби занимаемся пополнением коллекции в данном направлении.
— Вы почувствовали ажиотаж к площадке среди неспортивных организаций?
— Мне кажется, мы ещё проходим эту стадию, как новое место. В прошлом году стадион посетили около 200 тысяч человек. Организаторы мероприятий, с которыми мы ещё не знакомы, звонят, интересуются. Мы рады и готовы со всеми сотрудничать.
Активно работаем с туристическими компаниями, организующими проведение экскурсий по стадиону для разной аудитории: от школьников до инженеров и строителей. Создали интересные скрипты для каждой группы таких туристов. Индивидуально подстраиваемся под аудиторию, поскольку понимаем, что подача информации для технологов и детей должна быть разной. В прошлом году прошло несколько деловых мероприятий, например, федеральный фестиваль16+ профессий «Билет в будущее» — WorldSkills***. Сначала провели региональный этап, но площадка так понравилась, что решили её не менять, и мы приняли ещё почти шесть тысяч человек. Было непросто, мы полностью переформатировали один из холлов. В прошлом году проводился крупный экономический форум.
— Проводите ли корпоративные мероприятия?
— Да, и они пользуются большой популярностью. Особенно корпоративные футбольные матчи, на которых создаётся атмосфера чемпионата мира: брендируется форма, готовятся раздевалки, судьи, табло и рефери. Мы очень хотим это направление развивать. Такой кейс хорошо работает на стадионе в Гданьске, я как раз посещала его в тот день, когда Wizzair играл с командой местного аэропорта. Мне особенно нравится эта история, поскольку она дает жизнь полю.
— Кто ваша целевая аудитория, если мы говорим про неспортивные мероприятия?
— Туристические фирмы, event****-агентства, организаторы концертов, приёмов и ужинов. Мало кто знает, но на стадионе расположен ресторан на 600 посадочных мест, есть зал для 80 человек. Доступен конференц-зал на 147 мест в формате амфитеатра с презентационными возможностями: экранами, дисплеями, записью звука, синхронным переводом на четыре языка и так далее.
Наш плюс в том, что мы можем перестраиваться под любой тип мероприятий. Вы знали, что стадион недавно стал официальным местом регистрации браков? Сов-местно с ЗАГСом мы проработали интересный план церемонии.
Также проводим детские дни рождения на разминочной базе «Дети Балтики» с анимационной программой и футбольным турниром для детей, затем устраиваем большое чаепитие и фотосессию возле поля. Мне очень нравится наблюдать за эмоциями детей, когда они выходят на большое поле, и неожиданно включается музыка «С днём рождения!», а на больших экранах загорается имя ребёнка.
— Может ли стадион «Калининград» стать концертной площадкой? В нашей стране не так много артистов, способных собирать огромные залы: «Ленинград», Баста, Loboda… В прошлом году группа «Ленинград» выступила на стадионе. Удачно?
— Двадцать две тысячи человек посетили концерт, это хороший потенциал для нашей площадки. В планах — регулярно предоставлять площадку для проведения концертов. Концерт — сложный механизм, требующий подготовки и последующей адаптации стадиона, поскольку в первую очередь мы футбольная арена. С введением электронных виз наш потенциал увеличивается, и я думаю, мы будем интересны жителям Прибалтики, всего ближнего зарубежья, если сможем привлекать зарубежных артистов, по крайней мере, нам бы этого очень хотелось.
— Я слышала о намерениях сотрудничать с «Калининград Сити Джаз»12+. Так ли это?
— Насколько я знаю, фестиваль «Калининград Сити Джаз» состоится на острове Канта. Но мы общаемся с другими фестивалями, а также планируем провести собственный ежегодный фестиваль, где выступим организаторами.
— Это будет музыкальное мероприятие?
— Мероприятие про еду, спорт, музыку и развлечения. Но об этом можно говорить после того, как получим график игр. Надеюсь, уже в марте мы сможем полноценно анонсировать фестиваль, который хотим сделать совместно с известными калининградскими фестивалями.
Сейчас стоит задача создания комфортной прогулочной зоны, которую мы бы хотели отработать с калининградским бизнесом. Начнём с проката электросамокатов: летом здесь классно, и можно кататься на чём угодно. Из 24 гектаров земли только шесть занято стадионом. Возможно, в этом году мы сделаем ещё одно небольшое поле. Также ведём ряд проектов с федеральными фондами по обустройству территории: возможно появление детской и спортивной площадок.
— Насколько удачным вы считаете расположение стадиона для проведения различных мероприятий?
— Мне нравится локация. Стадион равноудалён от популярных гостиниц, до него удобно добираться с вокзалов, из аэропорта. Для местных жителей в дни проведения мероприятий организовываются шаттлы.
В прошлом году провели большую работу с муниципалитетом Калининграда. Первого марта здесь будет оборудована остановка, к которой пойдёт маршрутка № 92: дети будут с комфортом добираться до места занятий. Постепенно ещё добавим общественный транспорт, но необходимо показать пассажирские потоки, чтобы транспорт был востребован. Пока мы начали с одного маршрута, чтобы оценить эффективность.
— С каким опытом вы пришли на эту работу?
— Я работала заместителем руководителя Агентства по подготовке к чемпионату мира по футболу Калининградской области. Позже возглавила департамент организации и развития физической культуры и спорта регионального министерства спорта. Знаю стадион очень хорошо, так как участвовала в проведении инспекционных визитов FIFA. Мы водили комиссии по песку, и я ставила колышки там, где начинался тот или иной зал. С закрытыми глазами могу ориентироваться.
* – ВИП; ** – Цифровой; *** – Международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру;
**** – ивент-агенства
Екатерина Вострилова
Фотографии Светланы Андрюхиной
Стиль, постановка съёмки: Ангелина Анишина
Макияж, укладка: Кристина Черненко, Inglot
Одежда предоставлена магазином Max Mara